Первоначальный плотовой лесосплав
Первоначальный плотовой лесосплав проводится в начальный период навигации по самым высоким сплавным горизонтам на судоходных и временно судоходных реках. При этом обычно сплавляют транспортные единицы береговой межнавигационной и начальной навигационной сплотки. Это, как правило, транспортные грузоединицы - плоты и крупные сплоточные единицы - большой осадки и размеров, требующие значительных глубин и габаритов водных путей.
Если на реке запланирован молевой лесосплав, то он проводится во вторую очередь, в первую очередь сплавляются плоты и сплоточные единицы береговой сплотки.
Период проведения сплава совпадает с половодьем на водных путях, происходящим после вскрытия рек ото льда. В этот период на реках резко увеличиваются глубины и, следовательно, скорости течения, а также габариты водного пути.
Второй особенностью временно судоходных рек, в отличие от судоходных, является высокая меандричность и извилистость их русел. Встречаются участки с малыми радиусами кривизны русла, осложняющие проводку плотов через них и управление (особенно при радиусах 30...50 м).
Третьей особенностью водных путей, используемых для транспортировки плотов в период половодья, является неустановившийся характер движения их речного потока Это влечет за собой неустойчивость русла, размывы, изменение уклонов реки и скоростей течения.
Названные особенности водных путей в период их использования для целей лесосплава (в половодье) существенно влияют на конструкцию и габариты плотов, а также на способы управления ими при буксировке.
Плоты для первоначального сплава применяют гибких конструкций, учитывая малые радиусы сплавного пути. К гибким относятся плоты лежневого типа с продольной или поперечной установкой сплоточных единиц и с интервалами, обеспечивающими вписывание плота в ограниченные габариты лесосплавного хода на поворотах. Пример такого плота показан на рис. 81.
Габариты и другие характеристики плота для конкретных сплавных бассейнов устанавливаются бассейновыми правилами сплава. Для придержки при назначении ширины плота можно пользоваться зависимостями:
- при однорядном движении В < b0 /1,5;
- при двухрядном движении S < (b0 - Вec)/6, где b0 - ширина реки в лимитирующем створе (в период буксировки); Bec - ширина встречного каравана (судов или других плавсредств), идущего встречным курсом.
При назначении габаритов плотов для первоначального сплава учитывают наличие на используемых для этого реках разного рода сооружений - плотин, мостовых переходов, гидроузлов и т. д. Поскольку неделимой единицей плотов является секция плота, его габариты должны назначаться кратными размерам секций. Размеры секций плотов транзитного назначения устанавливаются по путевым условиям этого пути. В качестве примера размеров секций транзитных плотов приводятся следующие данные: по Северо-Двинскому бассейну - ширина 18...20 м, длина 80...100 м; по Волжско-Камскому бассейну - ширина 27 м, длина 115...120м.
Для ориентировочных расчетов длины L плота рекомендуется следующая формула:
При объеме плота W = 3000 м3 и ширине его B = 20 м длина составит около 240 м, что соответствует речному плоту для первоначального лесосплава из трех секций длиной по 80 м или из двух секций длиной по 120 м.
Интервалы по длине между секциями плота назначаются (приблизительно) из условия
Объем плота определяется по формуле
Осадка плотов для первоначального лесосплава назначается с учетом съемного уровня (СУВ) обеспеченностью 95 % по формуле
Способы сплава плотов и сплоточных единиц в первоначальном сплаве. Как уже упоминалось, сплав грузоединиц береговой сплотки производится как отдельными сплоточными единицами, так и целыми плотами.
Сплав сплоточными единицами применяют на реках, когда скорость течения на участке сплава не превышает 1,5 м/с, а на плесовых участках составляет не менее 0,2 м/с. При этом способе проплава сплоточные единицы (одиночные или в спаренном виде) транспортируются без управления, «вольницей», течением воды. В период стояния в реке глубин (на лимитирующих участках), достаточных для проплава единиц с заданной осадкой. Участок, по которому проводится такой сплав должен быть хорошо обонован и не иметь препятствий для безостановочного движения.
Сплоточные единицы от затопляемых плотбищ пускаются в сплав через небольшие интервалы по времени, чтобы не создавать опасности образования заторов из них. Если береговая сплотка велась на незатопляемом плотбище, пуск сплоточных единиц в сплав производится после подвозки и сброски их в воду. Проплав свободно плывущих сплоточных единиц по реке организуется пикетно-конвейерным или дистанционнопатрульным способом.
Первоначальный сплав сплоточными единицами заканчивается у мест на реке, где организуется приемка и формирование из них плотов по следующим схемам.
Первая схема предполагает прием плывущих сплоточных единиц на установленные в определенных пунктах реевые боны. При проходе вдоль бона рабочие, находящиеся здесь, задерживают плывущие сплоточные единицы и ставят их в линейки будущего плота. При организации приемки на многих таких пунктах каждый из них отбирает плывущие сплоточные единицы только своей сортогруппы, что облегчает в дальнейшем сведение их в секции и плоты. Число таких остановочных пунктов с реевыми бонами должно соответствовать дробности сортировки сплоточных единиц. Для сведения в плоты первоначально отсортированных у остановочных пунктов частей плота используют патрульные и буксирные суда, обслуживающие сплав по реке. Недостатком описанного способа сплава сплоточных единиц являются значительная протяженность участков работ и разобщенность остановочных пунктов, а отсюда и сложность управления их работой. При интенсивном подходе сплоточных единиц к остановочным пунктам происходят сбой ритма работ и пропуски в сортировке единиц.
Вторая схема применяется для приемки свободно плывущих сплоточных единиц в лесохранилище запани (поперечной или продольной). Для этого выбирается место с течением, обеспечивающим однорядное расположение сплоточных единиц в лесохранилище. При запани устанавливаются сортировочная и формировочная сетки для рассортировки сплоточных единиц, ремонта и переплотки поврежденных единиц и формирования из готовых единиц секций плотов и самих плотов.
По этой схеме сплоточные единицы из лесохранилища пропускают через сортировочную сетку. При этом неповрежденные единицы проходят в формировочную сетку, где их формируют в секции, а поврежденные сплоточные единицы отводят в ремонтные дворики или направляют на переплотку к сплоточной машине.
Секции (или линейки), сформированные как части плотов сплавными катерами, сводятся в плоты, оснащаются необходимым такелажем и предъявляются к буксировке в пункты назначения.
Приведенная схема сплава леса сплоточными единицами лишена недостатков первой схемы и рекомендуется на реках с большим объемом работ.
Как уже упоминалось, сплав сплоточных единиц «вольницей» допускается только при наличии разрешения - как на специальный вид водопользования.
Сплав плотов береговой сплотки за тягой. Такие плоты формируются на водосъемных плотбищах или на льду водоемов. У незатопляемых плотбищ плоты формируются после сброски сплоточных единиц в воду в простейших формировочных устройствах. Отправку плотов с мест формирования производят за тягой буксирных судов сплавных предприятий. В составе лесосплавного флота такие суда выполняют разнообразные рейдовые работы: буксировки плотов, установки наплавных сооружений, буксировке плавучих несамоходных машин и т. д. Это в основном суда, относящиеся к группе «Р», приспособленные для плавания по мелководным путям, с тяговым усилием на гаке от 17,2 до 37,8 кН и мощностью от 110 до 220 кВт. Среди них можно назвать наиболее распространенные: ЛС-56А, пр. 433, пр. 1427, пр. 1606.
Выбор буксирных судов производится по их тяговым характеристикам, с учетом размеров плотов (по сопротивлению воды их движению) и скорости течения в реке.
Потребное количество буксирных судов для вывода и буксировки плотов береговой сплотки определяется расчетом в зависимости от числа плотов n и числа оборотов судна а за срок буксировки Tб.
При известных данных число судов определяется по формуле