Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Молевой лесосплав


Основным требованием к молевому лесосплаву является соответствующая подготовка самих лесоматериалов к пуску их в сплав. Необходимо, чтобы они обладали достаточным запасом плавучести перед пуском в сплав.
Другим важным требованием является проведение перед сплавом необходимой устроенности сплавного пути, т. е. проведение в требуемом объеме обоновки реки и предусмотренных мелиоративных мероприятий, во избежание образования в процессе сплава заторов и кос или разноса леса по берегам и поймам.
Во избежание утопа лесоматериалов при сплаве они (особенно лесоматериалы лиственных пород и лиственницы, тонкомерных хвойных пород) должны быть просушены принятыми способами сушки или сплочены в сплоточные единицы с подплавом. Допускается с разрешения контролирующих органов пускать в сплав непросушенные лиственные сортименты толщиной более 16 см, заготовленные в летний период после весеннего сокодвижения, с двукратным покрытием торцов бревен гидроизоляционными составами при общей продолжительности нахождения их в воде не более 60 суток.
Неподготовленные сортименты ограниченной плавучести при молевом лесосплаве целесообразно сплачивать в пучки и микропучки с подплавом - из хвойных пород или вложением воздушных емкостей.
Другими требованиями являются:
- объем сплавляемых лесоматериалов не должен превышать расчетной лесопропускной способности сплавного пути;
- не допускается оставление сплавляемых лесоматериалов в воде до лесосплава будущего года;
- затонувшие лесоматериалы должны вылавливаться и выгружаться на берег для просушки и последующего использования;
- берега и русла сплавных рек должны очищаться от оставшихся или затонувших в них лесоматериалов и транспортных единиц.
Кроме изложенного, есть еще требования водного законодательства, без соблюдения которых лесосплав не допускается. Эти требования предъявляются при выдаче разрешения на проведение лесосплава как одного из видов специального водопользования.
При строгом соблюдении технологической дисциплины и экологических требований негативные последствия от молевого лесосплава могут быть перекрыты дешевизной и доступностью его в условиях, когда другие виды транспорта круглого леса невозможны или неэкономичны.
Молевой лесосплав начинается с пуска (сброски) круглых лесоматериалов в воду. Эта операция выполняется по-разному, в зависимости от гидрологических и других условий мест хранения леса.
При хранении на незатопляемых берегах в штабелях лесоматериалы сбрасывают в воду, применяя разные подъемно-транспортные механизмы - лебедки, бульдозеры, краны и устройства - лотки, катки, подкладки.
При хранении в защищенных от ледохода и разноса староречьях и рукавах рек лесоматериалы пускают в сплав после ледохода (или одновременно с ним), используя лесосплавные суда и лесоледозадерживающие запани.
При хранении в штабелях (на гидросъем, при затоплении до 2/3 их высоты) они распускаются и сплавляются в виде однорядного скопления бревен.
На сброске леса в воду применяют разные механизмы. Обычно для этого используют те же механизмы, что и на штабелевке лесоматериалов - лебедки, краны и специальные агрегаты (ЛТ-72, ЛТ-33, ЛТ-34, ЛТ-35 и др.).
Лебедки (например, ЛТ-71) с канатно-блочной системой применяют на сброске леса из длинных (более 100 м) штабелей. Для зацепки пачек при лебедочной сброске применяют стропный самоотцепляющийся комплект конструкции ЦНИИлесосплава (рис. 79).
Башенные краны применяют на сброске при ширине склада 60 м и грузообороте до 80 тыс. м3, при длительности периода сброски не менее 60 дней и производительности 320 м3 в смену (с грейфером). Типовая технологическая схема работы крана показана на рис. 80. При удалении крана от уреза воды более 30 м сброску ведут, применяя гравитационные лотки (переносные).
Специальные агрегаты (ТА-1, ЛТ-34, ЛТ-35 и др.) применяют на сброске из штабелей, расположенных вдоль берега (ближе к воде).
Штабелеры типа ЛТ-72 применяют и на сброске из штабелей, расположенных на берегу, и из затопленных штабелей (путем их роспуска).
Для сброски леса из коротких штабелей на катучих подкладках применяют бульдозеры и трактора с толкателями.
Молевой лесосплав

Способы организации и механизации проплава леса при молевом сплаве. Проплав леса - вторая операция молевого сплава, обеспечивающая непрерывность движения леса по заданной сплавной трассе и доставку его в срок без потерь и при минимальных трудозатратах до мест назначения. В зависимости от путевых и производственных условий применяют один из четырех способов организации проплава леса - пикетно-конвейерный, дистанционно-патрульный, дистанционно-групповой и с передержками в пути.
Пикетно-конвейерный способ лесосплава предполагает разбивку сплавного пути (в зависимости от трудности проплава леса по нему) на участки разной длины, обслуживаемые бригадами рабочих. Бригады обычно делят на звенья (пикеты), которым поручается обслуживание опасных для сплава створов реки и мест расположения порогов, перекатов, мостов, плотин и других препятствий на пути движения леса.
Для обеспечения безостановочного (конвейерного) движения молевой древесины предусматривают необходимую обоновку сплавной трассы - затопляемых пойм, несплавных рукавов, отмелей, порожистых мест и др. препятствий движению.
Потребное количество рабочей силы на проплав определяется по нормам на сплавные работы. Выполняемая по проплаву работа оценивается в кубокилометрах с учетом скорости течения, группы приспособленности реки к сплаву и ее типа и категории.
По приспособленности рек для сплава и трудоемкости сплава леса по ним пикетно-конвейерным способом реки подразделяют на три группы:
- группа А - реки, неудовлетворительно или плохо приспособленные для сплава лесоматериалов из-за наличия препятствий - пороги, отмели, протоки, затопляемость берегов, деформация русла и др.;
- группа Б - реки, удовлетворительно и хорошо приспособленные;
- группа В - реки, отлично приспособленные для сплава в результате хорошего естественного состояния либо в результате их устроенности.
В «Единых нормах выработки и расценок на лесосплавные работы» (1990 г.) норма выработки в кубокилометрах установлена на бригаду в составе 10 человек. В содержание работы бригады входят: подготовка сплавного пути, его обоновка, пропуск леса под мостами и через плотины, предотвращение, разборка и ликвидация заторов, зачистка моли; сброска на воду лесоматериалов, застрявших в пути; уборка обоновки.
Объем работы А по проплаву Wy в кубометрах леса при длине участка Iy определяется по формуле
Молевой лесосплав

При сменной норме выработки р кубокилометров одного рабочего на выполнение объема работы А потребуется затратить л человеко-смен:
Молевой лесосплав

Если продолжительностью работы будет t суток, то на сутки потребуется
Молевой лесосплав

Бригадам рабочих на проплаве могут быть приданы моторные лодки, переносные лебедки и другие средства, потребные для механизации работ.
Дистанционно-патрульный способ лесосплава (ДПС) предусматривает деление реки в зависимости от путевых и других условий на дистанции определенной длины, обслуживаемые механизированной бригадой рабочих с приданными ей патрульным судном или амфибией. На бригаду возлагаются обеспечение безостановочного движения леса, устранение заторов и других задержек леса, установка и ремонт наплавных сооружений, съем лесоматериалов, обсохших в русле и на берегах реки, и т. п.
Этот способ получил широкое распространение при сплаве леса на равнинных и полугорных реках средней и большой величины при скоростях течения до 2 м/с и глубинах, допускающих плавание патрульных судов. Размеры дистанции устанавливают в соответствии со степенью трудности проплава леса и практически колеблются в пределах от 10 до 40 км.
Используя судно, бригада рабочих обеспечивает круглосуточное обслуживание проплава лесоматериалов в пределах своей дистанции, совершая для этого потребное число рейсов, устанавливая и перестанавливая лесонаправляющие сооружения, разбирая образовавшиеся заторы из остановившегося леса, снимая обсохший лес с берегов и в русле реки.
Для более объективного определения длины дистанций установлены характерные признаки классификации участков реки по степени трудоемкости проплава по ним леса, приведенные в табл. 24.
Длину дистанции определяют по типу и скорости патрульного судна, а также необходимости возврата судна в базовый пункт патрульной бригады в течение одной смены.
Установлены нормы времени в машино-часах на обслуживание патрульными судами 1 км проплава по дистанции (см. табл. 24).
Молевой лесосплав

При расчете длины дистанции из участков разной трудоемкости должно соблюдаться условие
Молевой лесосплав

Если дистанция приходится на участок одной трудоемкости со временем обслуживания t, то длина будет Lд = Тмаш.-см./t.
Состав патрульной бригады устанавливают с учетом трудозатрат, необходимых, для обеспечения безостановочного движения лесоматериалов на дистанции. По нормам она определяется в составе 8-9 человек (без команды патрульного судна).
Суммарные затраты труда на проплав леса по дистанции определяют по формуле
Молевой лесосплав

а число рабочих в смену, включая команду, - по формуле
Молевой лесосплав

В этих формулах Э1, Э2, Э3,...ЭП - нормы затрат труда на обслуживание 1 км участков, чел.-смен/км, определенные по формуле
Молевой лесосплав

Среднее значение степени заполнения ширины сплавного хода реки лесом β для отдельных участков дистанции определяют по формуле
Молевой лесосплав

Дистанционно-групповой способ применяют на крупных сплавных реках с резкими и частыми колебаниями уровней воды, с затопляемыми берегами, островами и мелями и при большой протяженности сплава. Река разбивается на дистанции, протяжением 50...100 км. Сплав по реке производится большими обособленными партиями (караванами) объемом до 100 тыс. м3. Каждая партия лесоматериалов в пределах дистанции сплавляется патрульной бригадой и после проплава задерживается в передерживающей запани на несколько дней для проведения зачистки и ожидания подхода последних бревен каравана в запань. После этого передерживающая запань открывается, и весь караван леса сплавляется второй патрульной бригадой по следующей дистанции с передержкой его в другой передерживающей запани и т. д. При таком способе сплава с кратковременными задержками каравана в передерживающих запанях время на доставку леса в назначенный конечный пункт сокращается. Сплав проходит на высоких горизонтах в условиях малого перепада уровней воды между началом и концом сплава, что уменьшает опасность задержек и обсушек леса в пути на отмелях и берегах. Для работы патрульные бригады снабжаются необходимым оборудованием - патрульными судами, лебедками, бульдозерами и другой техникой.
Численность бригад устанавливается с учетом местных условий и норм выработки.
Молевой сплав с передержками применяют при неблагоприятных условиях прохождения весеннего половодья и ледохода на реке, когда есть опасность разноса и других потерь леса. Такие условия встречаются на горных и полугарных реках с низкими берегами и широкими затопляемыми поймами, разными сроками прохождения ледохода по участкам реки. В этих условиях проплав леса ведется с временными передержками в пути перед выходом на соседний (нижележащий) участок, не готовый к приему леса из-за затопления поймы, неочищения реки ото льда и т. п. В отличие от дистанционно-группового метода задержка применяется для всей сплавляемой массы леса, а не к отдельной его партии. Потребность в рабочей силе и в технических средствах определяется с учетом местных условий - путевых и производственных.
Микропакетный сплав применяют в качестве способа транспортировки хвойных тонкомерных сортиментов, которые при сплаве россыпью имеют большой процент утопа. Соединив в микропакет несколько штук тонкомера и обвязав проволокой с усилием около 2 кН, их можно сплавлять молевым лесосплавом. Диаметр микропакетов должен быть не более диаметра максимального бревна, допущенного к сплаву по конкретной реке. Приплавленные в конечный пункт молевого лесосплава микропакеты выгружают или сплачивают в пучки для дальнейшей транспортировки.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: