Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Виды водного транспорта леса


Водный транспорт леса включает в себя комплекс производственных и подготовительных процессов, связанных с перемещением лесных грузов по водным путям.
Водный транспорт леса включает в себя лесосплав и судовые перевозки леса.
Лесосплав использует свойство плавучести древесины. Он может быть молевым, кошельным и плотовым.
Молевой лесосплав - это перемещение не связанных между собой лесотранспортных единиц течением потока (реки). Этот вид лесосплава предназначен для применения в верховьях рек при ограниченных значениях ширины и глубины реки.
В качестве лесотранспортных единиц используются либо отдельные круглые лесоматериалы (бревна), либо совокупности круглых лесоматериалов, объединенных в специальную форму - сплоточную единицу (пучок, пакет).
Разновидностью молевого лесосплава является лесосплав сплоточных единиц или лесосплав вольницей.
Котельный лесосплав - это перемещение не связанных между собой лесотранспортных единиц, заключенных в специальное плавучее ограждение (оплотник).
Плавучее ограждение может состоять из крупных лесоматериалов, сортиментных или хлыстовых пакетов, металлических понтонов, соединенных между собой специальными связями (канатами, цепями и т. п.).
Этот вид лесосплава применяется для перемещения лесотранспортных единиц на небольшие расстояния при отсутствии течения.
Плотовый лесосплав - это перемещение по воде тягой буксировщика или течением реки специальных лесотранспортных единиц - плотов, сформированных с помощью системы продольных и поперечных гибких и жестких связей из сплоточных единиц (пучков, пакетов). Перемещение по воде специальных лесотранспортных единиц - плотов называют буксировкой.
При буксировке плотов вниз по течению реки используют течение реки и силу тяги буксирных судов. Буксировка плотов против течения называется взводной буксировкой. Перемещение плотов по течению реки без применения силы тяги буксировщика называют самосплавом.
Плотовой лесосплав подразделяют на первоначальный и магистральный. Первоначальным плотовым лесосплавом называют лесосплав по первоначальным сплавным путям (рекам), который осуществляется, как правило, судами поставщика (ранее - Минлесбумдревпрома). Магистральным плотовым лесосплавом называют лесосплав по магистральным судоходным рекам, который осуществляется специализированной организацией (ранее - Минречфлотом).
Судовые перевозки леса - это перевозки по водным путям лесных материалов и круглого леса в судах на самоходных и несамоходных баржах. В судах, главным образом, перевозят древесину лиственных пород, короткомерные круглые лесоматериалы, а также обработанные лесоматериалы различных пород - балансы, пиломатериалы, шпалы и т. д.
Водный транспорт леса наиболее экономичный и наименее энергоемкий вид транспорта. Потребление энергии при лесосплаве на сопоставимый объем работ в четыре раза меньше, чем при железнодорожном транспорте, и в 17 раз меньше, чем при автомобильном транспорте.
Это объясняется тем, что водный транспорт использует для перевозок готовый водный путь - реку, озеро, водохранилище, море и т. п., а затраты на содержание водного пути в эксплуатационном состоянии и его обслуживание значительно ниже, нежели при других видах транспорта.
Лесосплаву не требуется дорогостоящий подвижной состав, и даже при судовых перевозках его стоимость меньше по сравнению, например, с железнодорожным транспортом.
По скорости доставки груза водный транспорт уступает всем видам современного транспорта. Это объясняется тем, что сопротивление движению груза по воде возрастает с увеличением скорости движения значительно быстрее, чем сопротивление движению вагонов по рельсам и автомашины по грунтовой дороге.
Например, при увеличении скорости движения груза (плота) по воде с 1,0 м/с до 2,0 м/с сопротивление движению возрастает почти в три раза, в то же время при таком же увеличении скорости движения вагонов по железной дороге нормальной колеи сопротивление движению возрастает только в 1,05 раза. Однако особенностью водного транспорта является то, что при скоростях движения груза по воде до 1,0 м/с сопротивление меньше, чем сопротивление движению вагонов по железной дороге. Исходя из этого, плоты буксируют со скоростью движения относительно воды только 0,4...1,2 м/с.
К основным недостаткам водного транспорта относятся его сезонность, сравнительно малые скорости доставки грузов, значительные потери леса при его проведении.
Перерыв в лесосплаве на длительный срок вызывает необходимость создания складов большой емкости в пунктах отправления и приплава. Сезонность водного транспорта приводит к неравномерности распределения работ в течение года.
Малые скорости доставки грузов и сезонность работ требуют значительного объема оборотных средств, необходимых для нормальной организации лесозаготовительных и лесосплавных предприятий.
Несмотря на недостатки, водный транспорт леса будет занимать ведущее положение в перевозках леса от береговых складов до потребителей, находящихся на значительном расстоянии.
Начинается лесосплав пуском лесотранспортных единиц по воде и оканчивается их прибытием. Под термином пуск понимают начальную операцию лесосплава, при которой сбрасываемые или снимаемые паводком лесотранспортные единицы начинают движение по водному пути к потребителю.
В пути вид лесосплава в зависимости от условий может быть изменен. Например, при пуске крутых лесоматериалов молевым видом лесосплава в случае изменения габаритов лесосплавного пути происходит изменение вида лесосплава на плотовой или судовые перевозки. В сортировочно-сплоточной запани происходит формирование пучков, плотов или погрузка в суда. По прибытии лесоматериалов также возможна смена вида лесосплава (рис. 1).
Конечная фаза лесосплава, при которой лесоматериалы прибывают к потребителю для выгрузки, называется прибытием - молевым, в плотах или на судах.
Виды водного транспорта леса

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: