Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Направление движения металлорежущих станков

01.02.2019


Ременная передача


Прямая ременная передача сообщает ведомому шкиву то же направление вращения, которое имеет ведущий шкив (рис. 279, а). При перекрестной же ременной передаче ведомый шкив вращается в противоположную сторону (рис. 279, б). На некоторых станках делают обе ременные передачи: прямую и перекресную, при этом их можно переключать. Одним из механизмов переключения является устройство с передвижными ремнями (рис. 280, a). Ha ведущем валу сидят два широких шкива, ширина каждого из которых превышает двойную ширину ремня. На ведомом валу размещены три шкива. Из них средний (широкий) сидит на валу неподвижно и является рабочим шкивом, а крайние (нормальной ширины) сидят свободно. Для получения нужного направления вращения ведомого вала один из ремней надвигается на рабочий шкив. Это выполняется особым устройством, которое предварительно сдвигает с рабочего шкива другой ремень. Таким образом, оба ремня все время находятся в движении, но только один из них приводит ведомый вал во вращение. Этот устарелый способ применяется теперь редко.


Вместо рабочего шкива на ведомом валу может быть электромагнитная муфта на скользящей шпонке (рис. 280, б). Муфта не может поворачиваться относительно вала, но может передвигаться по нему, входить в зацепление с одним из шкивов и передавать валу его вращение.

Цепная передача


В цепной передаче ведомая звездочка всегда вращается в направлении вращения ведущей звездочки (см. рис. 279, в). Изменение направления вращения ведомого вала при постоянном направлении вращения ведущего вала при помощи данной передачи не может быть осуществлено.

Цилиндрическая зубчатая передача


В зубчатой передаче направление вращения ведомого зубчатого колеса по отношению к направлению вращения ведущего определяется количеством зубчатых колес, находящихся в последовательном зацеплении (см. рис. 279, г). При четном количестве их ведущее и ведомое зубчатые колеса вращаются в противоположные стороны, а при нечетном — в одну сторону. Это значит, что при отсутствии промежуточных зубчатых колес и при четном количестве их вращение ведущего и ведомого зубчатых колес происходит в разные стороны, а при нечетном количестве промежуточных колес в одну сторону. На этом правиле строятся все переключающие устройства в цилиндрических зубчатых передачах.

Цилиндрический трензель с передвижными зубчатыми колесами имеет на ведущем валу два неподвижно сидящих зубчатых колеса, а на ведомом валу передвижной блок, состоящий из втулки и двух зубчатых колес (рис. 281, а). Зубчатые колеса сидят на концах втулки неподвижно, а сама втулка связана с валом скользящей шпонкой, т. е. не может на нем поворачиваться, но может по нему передвигаться в осевом направлении. При передвижении блока в одну сторону ведомое зубчатое колесо получает вращение непосредственно от ведущего колеса. При передвижении блока в другую сторону другое ведомое колесо получает вращение от другого ведущего колеса через промежуточное колесо, которое находится в постоянном зацеплении с ведущим зубчатым колесом. Ввиду разного количества зубчатых колес, входящих в зацепление, при различных положениях передвижного блока, ведомый вал вращается в противоположные стороны.

На ведущем валу цилиндрического трензеля с кулачковой или фрикционной муфтой сидят два неподвижных зубчатых колеса, а на ведомом валу — два свободно сидящих колеса, которые находятся в постоянном зацеплении с ведущими колесами, но одно непосредственно, а другое через промежуточное зубчатое колесо (рис. 281, б). Между ведомыми зубчатыми колесами на валу помещается кулачковая или фрикционная муфта. Первая создает сцепление посредством кулачков на торцах, а вторая путем трения. Благодаря скользящей шпонке муфта не может поворачиваться относительно вала, но может по нему передвигаться продольно и связывать с ним одно из двух зубчатых колес, вращающихся в противоположные стороны. В зависимости от положения муфты ведомый вал вращается в одну или в другую сторону.

Цилиндрический трензель с накидными зубчатыми колесами состоит из ведущего, ведомого и двух промежуточных зубчатых колес (рис. 281, в), которые свободно сидят на пальцах, на двух углах треугольной обоймы, третий ее угол совпадает с осью ведомого вала. Промежуточные зубчатые колеса находятся в постоянном зацеплении между собой, а второе из них еще, кроме того, и с ведомым зубчатым колесом. Обойма может поворачиваться вокруг оси ведомого вала и, занимая разные положения, вводить в последовательное зацепление между ведущим и ведомым зубчатыми колесами или оба промежуточных колеса, или только второе. В зависимости от положения обоймы и количества участвующих в работе промежуточных зубчатых колес ведомый вал вращается в ту или в другую сторону.

Коническая зубчатая передача


В конической зубчатой передаче направление вращения ведомого зубчатого колеса зависит от того, с какой стороны помещается ведущее колесо (рис. 279, д). На этой зависимости основано переключающее устройство в конических зубчатых передачах.

В коническом трензеле с передвижными зубчатыми колесами на ведущем валу помещается втулка с двумя коническими зубчатыми колесами, неподвижно сидящими на ее концах (рис. 282, а). Втулка связана с валом скользящей шпонкой, т. е. вращается вместе с ним и, кроме того, может по нему передвигаться в продольном направлении и вводить в зацепление с ведомым коническим зубчатым колесом одно или другое ведущее. Таким образом, ведомый вал, на котором ведомое зубчатое колесо сидит неподвижно, может вращаться в разные стороны.

В конических трензелях с кулачковой или фрикционной муфтой той конических зубчатых колеса находятся в постоянном зацеплении и все время вращаются. Имеются две разновидности таких трензелей.

В одном случае ведущие зубчатые колеса свободно сидят на ведущем валу, а ведомое соединено неподвижно с ведомым валом, расположенным перпендикулярно ведущему (рис. 282, б). Для передачи вращения ведущего вала одному из свободно сидящих на нем зубчатых колес служит кулачковая или фрикционная муфта на скользящей шпонке. Муфта вращается вместе с ведущим валом и, будучи передвинута в одну или в другую сторону, соединяет его с одним из ведущих конических зубчатых колес и передает вращение ведомому зубчатому колесу. Направление вращения ведомого зубчатого колеса, а следовательно, и ведомого вала, зависит от того, в какую сторону передвинута муфта.

В другом случае, те же три последовательно сцепленные и постоянно вращающиеся конические зубчатые колеса выполняют роль ведущего, промежуточного и ведомого колес (рис. 282, в). Ведущее колесо сидит неподвижно на втулке, а втулка сидит свободно на ведомом валу, и получает вращение от шкива или цилиндрического зубчатого колеса, сидящего неподвижно на другом ее конце. Между ведущим и ведомым зубчатыми колесами на ведомом валу передвигается на скользящей шпонке кулачковая или фрикционная муфта. В одном из своих крайних положений она связывает с ведомым валом ведущее коническое зубчатое колесо и его вращение непосредственно передается валу. В другом крайнем положении муфта связывает с ведомым валом ведомое зубчатое колесо, которое вращается от ведущего колеса через промежуточное зубчатое колесо, и ведомый вал вращается в противоположную сторону.

Если в конических трензелях ведущий и ведомый валы меняются местами, то соответственно изменяется и передача движений.

Червячная передача


В червячной передаче, где ведущим является червяк и ведомым червячное колесо, направление вращения последнего зависит от направления витков червяка и от того, с какой стороны червяка оно находится (см. рис. 279, е).

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: