Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Антифрикционные материалы

31.01.2019


Антифрикционные материалы используют в машиностроении в основном для изготовления вкладышей подшипников скольжения, от которых требуется обеспечить малый коэффициент трения между валом и вкладышем. При этом трущиеся поверхности, особенно вал, должны мало изнашиваться. Такие антифрикционные свойства обеспечиваются наилучшим образом тогда, когда сплав хорошо теплопроводен и антикоррозионен, трущиеся поверхности имеют неоднородную структуру и разделены между собой тонкой пленкой масляной смазки. Структура такого материала должна состоять из твердых включений, равномерно вкрапленных в мягкую основу, при этом поверхности хорошо прирабатываются, твердые частицы легко углубляются в мягкую основу, образуются микроканалы, где удерживается жидкая смазка. Антифрикционные материалы вкладышей в подшипниках, как правило, не должны быть тверже металла шейки.

Материалы, отвечающие этим требованиям и применяемые как антифрикционные, разделяют на баббиты, антифрикционные бронзы, антифрикционные чугуны и разного рода неметаллические антифрикционные материалы.

Баббиты — лучшие подшипниковые материалы; применяются в быстроходных и ответственных двигателях. Баббиты — мягкие, легкоплавкие подшипниковые сплавы. Лучшими из них являются высокооловянистые баббиты, как например, Б83 (83% Sn, 11% Sb, 6% Cu).

По структуре это мягкий раствор (на основе олова), пронизанный твердыми мелкими включениями Cu3Sn и более крупными кубическими включениями SnSb, баббит марки Б16 (16% Sn, 83% Pb, 16% Sb, 2% Cu) менее дефицитен, так как содержит меньше олова, но уступает по качеству сплаву марки Б83.

Наиболее доступным, но менее качественным является баббит БС, совершенно не содержащий олова (82% Pb, 16% Sb, 16% Cu).

Интерес представляет ряд других заменителей, таких, например, как BK (0,85—1,15% Ca, 0,6—0,9% Na, остальное Pb), который применяют для заливки толстостенных (более 3 мм) подшипников. В этих сплавах натрий растворяется в свинце и упрочняет раствор, а кальций со свинцом дает твердые частицы.

Антифрикционные (подшипниковые) бронзы применяются в механизмах в случае больших удельных нагрузок. По составу это свинцовые, оловяносвинцовые и оловяносвинцовоцинковые бронзы.

Антифрикционные чугуны используют в подшипниках, работающих с высокими удельными давлениями и невысокими скоростями скольжения. Для этой цели может быть использован, например, серый чугун (3,5 % С, 2,3% Si, 0,8% Mn) перлитного класса с твердостью 200 HB.

Для этих же целей в ряде случаев применяются модифицированные и легированные чугуны.

Из неметаллических антифрикционных материалов следует отметить дерево и целый ряд пластмасс, разработанных в последнее время.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: