Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Управление качеством земляных работ

27.11.2018

Повышение надежности автомобильных дорог, совершенствование их транспортно-эксплуатационных характеристик — важнейшая задача, стоящая перед специалистами дорожной отрасли. Надежность автомобильной дороги в общем случае определяется комплексом факторов, основными из которых являются следующие:

• состояние нормативной базы дорожной отрасли;

• качество проектной документации;

• соответствие качества используемых материалов, смесей и изделий, конструкций требованиям государственных стандартов или другой нормативно-технической документации;

• применение в ходе строительства современных дорожно-строительных машин и приготовление смесей на современных предприятиях;

• разработка, строгое соблюдение и совершенствование современных передовых технологических процессов;

• наличие высококвалифицированных кадров;

• организация и реализация эффективной системы контроля качества.

При прочих равных условиях основным условием обеспечения высокого уровня дорожного строительства является оптимальная организация системы контроля качества, включающая в себя входной, операционный, приемочный и инспекционный контроль.

Существующая в настоящее время система контроля качества в дорожной отрасли не вполне отвечает современным требованиям и нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании как в направлении организации контроля, так и в повышении достоверности и объективности методологии и методов контроля.

Оптимальной системой контроля качества следует считать такую, которая не только способна фиксировать дефекты и брак, но и на основе соответствующего анализа устанавливать причины возникновения отклонений и разрабатывать необходимые научно-технические, инженерные или организационные решения, обеспечивающие оперативное исправление дефектов и в последующем предотвращение влияния факторов, которые могут привести к браку.

По состоянию на 01.01.2005 сеть российских автомобильных дорог составляет 904,7 тыс. км, в том числе 47 тыс. — федеральных, на которые приходится почти половина всей транспортной нагрузки. Эта базовая сеть дорог с твердым покрытием была сформирована к концу 1980-х гг., или на 100 лет позже, чем в развитых зарубежных странах. Поэтому вопросы повышения качества автомобильных дорог всегда были и будут актуальными для нашей страны.

К контролю качества относится деятельность, включающая в себя проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки одной или нескольких характеристик объекта и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения, достигнуто ли соответствие по каждой из этих характеристик.

К системе качества относится совокупность организационной структуры, ответственности, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

Управление качеством включает в себя методы и виды деятельности оперативного характера, направленные как на управление процессом, так и на устранение причин неудовлетворительного функционирования жизненного цикла продукции. Некоторые действия по управлению качеством и обеспечению качества взаимосвязаны.

В России при переходе к рыночным отношениям модели систем управления качеством были взяты из международных документов ISO 9000 и введены в действие формально, без учета рекомендаций Госкомстандарта СССР, что повлекло за собой осложнения в разработке систем управления качеством из-за разных подходов отечественных и иностранных производителей. При этом логическое построение отечественного документа является более четким и последовательным, а также более конкретным в формулировках поставленных целей и задач. Это доказывает необходимость внимательного отношения к накопленному в стране опыту управления качеством продукции при внедрении в практику дорожного хозяйства стандартов серии ISO 9000.

Ключевыми направлениями создания системы управления качеством в дорожном хозяйстве России являются:

• стандартизация;

• мефологическое обеспечение дорожных работ;

• оценка технической компетенции (аккредитация);

• сертификация продукции и услуг.

В Гражданском кодексе РФ предусмотрены ответственность подрядчика за качество работ (ст. 754), гарантии качества в договоре строительного подряда (ст. 755) и сроки обнаружения ненадлежащего качества строительных работ (ст. 756). Имеется в виду ответственность подрядчика за выполнение работ с отступлениями от проекта, принятого к производству, сметы, а также CHиП, действующих на момент выполнения отдельных видов работ.

Правовая база процедуры сдачи и приемки работ, ответственность подрядчика за качество строительных работ и гарантии качества в значительной степени зависят от уровня нормативно-технической базы. В настоящее время действуют СНиП 2.05.02-85, СНиП 3.06.03-85, разработанные более 20 лет назад и имеющие научно-техническую базу, выполненную в СССР и зарубежных странах в 1970—1980 гг.

«Концепция совершенствования норм проектирования автомобильных дорог» и анализ действующих норм проектирования (ч. 2), организация строительного производства и приемка работ (ч. 3) СНиП 2.05.02-85 устарели и уже отстают от произошедших изменений в количественном и качественном развитии автомобильного транспорта и социально-экономическом развитии страны.

Обеспечение требуемого качества выполняемых работ в настоящее время является одной из важнейших и актуальных проблем в дорожной отрасли. Низкое качество работ по устройству земляного полотна приводит к сокращению межремонтных сроков и увеличению затрат на содержание в целом автомобильной дороги.

В настоящее время существуют четыре системы управления качеством, имеющие завершенную форму и внедренные в производство:

• система инженерного сопровождения мирового банка развития и реконструкции (МБРР), внедренная ГП РосдорНИИ;

• система международной федерации инженеров-консультантов (МФИК), внедренная в Белоруссии;

• система ДСД «Центр», применяемая на крупнейших дорожных объектах России;

• трехуровневая система научно-технического сопровождения, разработанная и внедренная на федеральных магистралях Смоленским СоюздорНИИ.

Все системы имеют право на существование и по желанию заказчика могут использоваться применительно к конкретным условиям, однако следует учитывать, что базовой основой в перспективе трансформации всех систем является внедрение отраслевой системы сертификации ИСО 9000 и ГОСТ P с элементами научно-технического сопровождения реализации проекта.

Инструментом обеспечения высокого качества конечной продукции может стать международный стандарт на систему управления качеством ИСО 9001, которая позволяет устранять причины возникновения брака.

Принципиально новым в этом стандарте является то, что качество продукции гарантируется не конечным контролем, а управлением процессом производства. Создание системы управления качеством на основе стандарта ИСО 9001 начинается с формулирования руководством дорожной организации целей в области качества и разработки руководства по качеству. Для достижения поставленных целей определяется порядок производства продукции и взаимосвязи подразделений, затем — документы следующего уровня, пока не будут оформлены должностные инструкции каждого сотрудника. В процессе разработки устанавливаются контрольные точки, в которых необходимо проверять качество предыдущих операций. В результате создается система технологического контроля за выполнением промежуточных операций. Эта система позволяет выявить точки, в которых с наибольшей вероятностью может происходить снижение качества, и на основе анализа причин возникновения брака принять решение об управляющем воздействии и проведении корректирующих мероприятий.

Основная трудность работы по созданию системы управления качеством на основе стандарта ИСО 9001 заключается в невозможности прямого применения норм, поэтому руководству предприятия необходимо самому переводить нормы стандарта в конкретные требования, самому формулировать цели в сфере качества и определять свои сроки проведения контрольных проверок.

В основу системы управления качеством положены восемь принципов:

• дорожно-строительная организация зависит от заказчика и должна понимать его настоящие и будущие запросы, выполнять его требования и стремиться превзойти его ожидания;

• руководители предприятия должны создать обстановку, в которой все работники предприятия должны полностью разделять цели своего предприятия и должны быть включены в процесс их достижения;

• полное вовлечение всех работников в процесс достижения целей предприятия дает возможность использовать все их способности на благо предприятия;

• желаемый результат достигается более эффективно при руководстве соответствующими ресурсами и деятельностью предприятия как процессом;

• вклад в эффективность и результативность работы предприятия вносят идентификация, понимание и управление системой взаимосвязанных процессов, направленных на достижение поставленной цели;

• постоянной целью организации является непрерывное улучшение организации труда, качества строительства, качества ремонта машин и механизмов;

• решение будет эффективным, если оно базируется на логическом и интуитивном анализе имеющихся у руководителя данных и информации;

• взаимовыгодные отношения между организацией и ее поставщиками повышает способность обеих сторон добиваться успеха.

Для организации системы управления качеством, повышения эффективности и продуктивности работы дорожного хозяйства необходимо обеспечить нормальное финансирование по контрактам, создать в отрасли систему обеспечения предприятий (без навязывания поставщиков и собственных цен), систему кредитования.
Имя:*
E-Mail:
Комментарий: