Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Техническая и биологическая рекультивация

27.11.2018

При строительстве автомобильной дороги, в период ее реконструкции или при капитальном ремонте временно отведенные земли (под карьеры, резервы, промышленные базы, объездные дороги, стоянки дорожно-строительных машин) после использования должны быть приведены в состояние, пригодное для применения в сельском, лесном, рыбном хозяйстве или для зон отдыха населения. Этот процесс называется рекультивацией, включающей в себя работы по сохранению растительного слоя земли и восстановлению природных качеств почвы. После восстановления временно занимаемые земли возвращаются природопользователю.

Рекультивация земель начинается в период строительства, реконструкции или капитального ремонта автомобильной дороги и заканчивается не позднее чем через год после их окончания. При более длительном периоде ухудшаются качественные показатели нарушенной почвы, хранящейся в валах. Заключительным этапом рекультивации является передача восстановленных земель землевладельцам.

Рекультивация предполагает два этапа: технический и биологический. Технический этап рекультивации выполняется строительной организацией в процессе подготовки дорожной полосы (отвод поверхностных вод и осушение участков, удаление посторонних предметов). Он включает в себя снятие плодородного слоя и перемещение его на границу временной полосы отвода, где он складируется в виде вала. Затем, после возведения земляного полотна и планировки его откосов, почва возвращается из валов и распределяется на его откосах.

Только после распределения почвы на откосах земляного полотна приступают к устройству кюветов, а не наоборот, иначе нарезанные канавы будут засыпаны возвращаемой почвой. Рекультивация и строительство дороги тесно связаны между собой, поэтому отдельные технологические операции по рекультивации выполняются одновременно со строительством дороги. Оставшаяся растительность и почва после распределения на откосах земляного полотна разравнивается по всей временной полосе отвода.

Перед началом разработки карьеров или сосредоточенных резервов сначала снимается плодородный слой, а потом нижележащая пустая порода. Затем они перемещаются и укладываются в отдельные штабеля на границах полосы отвода. После окончания разработки карьера выполняются формирование откосов и их планировка. Затем из штабелей возвращаются на спланированную поверхность и распределяются сначала слой пустой породы, а на него — слой почвы.

Биологический этап рекультивации включает в себя восстановление плодородия нарушенных земель, создание растительного слоя и возобновление фауны. При биологической рекультивации для сельскохозяйственных целей производят внесение удобрений, культивирование, орошение, известкование, гипсование почв, посев многолетних трав.

Биологическую рекультивацию выполняют по специальным разделам, входящим в состав проекта на строительство и ремонт дороги, или по отдельным проектам, которые разрабатываются проектными организациями.

Затраты на рекультивацию земель по восстановлению их плодородия, на снятие почвы, хранение и распределение ее на рекультивируемые земли относятся на стоимость дорожных объектов, а при разработке месторождений (карьеров) — на себестоимость продукции.

Обычно дорожно-строительные организации самостоятельно выполняют биологическую рекультивацию откосов земляного полотна и притрассовых боковых резервов.

При технической рекультивации объем снимаемого растительного слоя может быть значительным и его нужно рассчитывать. Пример расчета объема работ по снятию плодородного слоя приведен в табл. 9.1.

При выполнении технической рекультивации снимаемый слой почвы сдвигается в валы на границу временной полосы отвода бульдозерами или автогрейдерами путем последовательных заходов с перекрытием каждой полосы на 0,25...0,30 м. Для этого применяется поперечный способ при ширине полосы отвода до 40 м и продольно-поперечный способ при ширине отвода более 40 м. Между валами почвы делается проход шириной 4...6 M для пропуска воды и проезда машин.

При разработке сосредоточенных резервов и карьеров плодородный слой сдвигается на границу отвода в штабеля, высота которых не должна превышать 10 м, а угол откоса штабеля не должен превышать 30°.

При длительном хранении плодородной почвы штабеля и валы защищаются от водной эрозии водоотводными канавами, террасами и бермами, а от ветровой эрозии почву спасает посев многолетних трав.

Механический состав почвенно-растительного грунта при нанесении его на откосы может быть от глинистого до супесчаного с плотностью не менее 1,4 т/м3. Включение солончаков допускается по ГОСТ 17.05.402-84.

В проекте (разделе) по рекультивации выполняется расчет необходимого количества рабочих дней и машиносмен для снятия и складирования растительного слоя, который приведен в табл. 9.2.
Имя:*
E-Mail:
Комментарий: