Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Возведение земляного полотна грейдером-элеватором


Грейдеры-элеваторы применяются для разработки грунтов I...III группы. Они наиболее эффективны при разработке связных грунтов нормальной влажности без твердых включений и крупных корней. Сыпучие грунты снижают эффективность работы машины.

Основными рабочими органами грейдера-элеватора являются дисковый нож и поперечный ленточный транспортер. При движении фейдера-элеватора дисковый нож вырезает сегментообразную стружку грунта и отваливает ее на поперечный ленточный транспортер, который перемещает грунт в отвал или транспортное средство. Особенностью фейдера-элеватора, отличающей его от других землеройных машин, является непрерывность рабочего процесса.

Грейдеры-элеваторы разрабатывают грунт послойно на всю ширину резерва. Во избежание больших потерь при поступлении срезанного грунта на транспортер рыхлить грунт не рекомендуется. Первый проход (пробивку) обязательно поручают автофейдеру.

Возведение насыпей из боковых резервов фейдером-элеватором целесообразно при строительстве дорог в равнинных степных районах при высоте насыпей, не превышающих 1,25... 1,50 м, при обеспечении полной сезонной загрузки 500...700 тыс. м3 и более.

Рациональная длина рабочей захватки для фейдера-элеватора, работающего круговыми проходами со срезанием грунта в двусторонних боковых резервах, составляет 500...600 м; минимальная длина захватки — 250...300 м. Для перехода фейдера-элеватора из одного резерва в другой при разворотах в конце захватки в земляном полотне оставляют разрывы шириной по основанию 10... 15 м.

На участках разрывов в земляном полотне, а также на участках, где имеются значительные отклонения от средней величины отметок насыпи, земляное полотно должно отсыпаться другими землеройнотранспортными машинами: бульдозерами, скреперами.

Для повышения производительности грейдера-элеватора следует:

• разрабатывать слои грунта при оптимальном заглублении дискового плуга;

• затачивать дисковый плуг по мере затупления его режущей кромки с углом заострения 10...15°;

• периодически проворачивать дисковый плуг на оси его закрепления в целях обеспечения равномерности износа;

• заменять диск при уменьшении его диаметра на 15...20 % вследствие износа;

• устанавливать ленточный конвейер под углом к горизонту не круче 22° для предотвращения скатывания грунта по ленте транспортера вниз;

• уменьшать наклон ленточного конвейера при отсыпке нижних слоев насыпи и при сильном ветре.

При этом в зависимости от группы грунта по трудности разработки необходимо опытным путем подобрать величину заглубления и углы установки дискового плуга (рис. 5.13), обеспечивающие максимальный размер вырезаемой грунтовой стружки с учетом тяговой мощности машины и наиболее полную передачу грунта на ленту транспортера (табл. 5.7).

Недостатком работ с применением грейдера-элеватора является нарушение структуры грунта, связанное с его размельчением, и вследствие этого быстрое уменьшение естественной влажности грунта до начала его уплотнения. Поэтому особое внимание следует уделять своевременной укатке и увлажнению отсыпаемого грунта до оптимальной влажности перед его уплотнением.

Работу грейдера-элеватора и работающих с ним машин, осуществляющих послойное разравнивание, увлажнение и уплотнение отсыпаемых грунтов, следует выполнять двумя смежными захватками (рис. 5.14).


После отсыпки первого слоя земляного полотна грейдер-элеватор переводят на второй подготовленный участок. На первом участке в это время грунт планируют автогрейдером и уплотняют кулачковыми катками или катками на пневмоходу. Отсыпав первый слой на втором участке, грейдер-элеватор возвращается на первый участок для отсыпки следующего слоя. Автогрейдер и катки ведут планировку и уплотнение на втором участке. Земляное полотно послойно отсыпают до нужной отметки. Обочины отсыпают автогрейдером с планировкой и уплотнением.

Производительность грейдера-элеватора Пэ при работе в отвал из двусторонних резервов определяется по формуле

где Tc — продолжительность рабочей смены, ч; L — длина разрабатываемого участка, км; h — глубина борозды, м (обычно h = d/2 (d — диаметр дискового ножа)); b — ширина борозды поверху, м; K1 — коэффициент потери грунта (K1 = 0,8...0,9); K2 — поправочный коэффициент на форму борозды (K2 = 0,90...0,97); Kвр — коэффициент использования машины во времени (Квр = 0,9); Vр — рабочая скорость движения, км/ч; tпов — длительность поворотов в конце участков (для прицепных tпов = 0,02...0,03 мин).

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: