Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Деревянные дорожные покрытия

24.11.2018

Деревянные покрытия могут устраиваться двух типов:

колейные в виде двух колей, разделенных межколейным промежутком;

сплошные, устраиваемые по всей ширине проезжей части.

На колейных покрытиях, применяемых на кривых, опасных участках дорог (болотах, высоких насыпях), а также на сплошных покрытиях, устанавливают колесоотбой. Колесоотбой на колейных покрытиях укладывают на поперечные лежни с наружных сторон колей, а на сплошных покрытиях — над крайними продольными лежнями. При этом колесоотбой должен возвышаться над настилом не менее чем на 10...15 см. Его крепят к лежням скобами, нагелями (штырями) или проволокой (рис. 3.9).

На колейных покрытиях для обеспечения безопасности движения межколейный промежуток следует засыпать грунтом или местными каменными материалами, шлаком. Этими же материалами засыпают и сплошные покрытия в целях увеличения скорости движения. Надежность деревянного покрытия в значительной степени зависит от состояния грунта основания. При прокладке дорог грунтовому основанию придают поперечный уклон 2...3% для стока ливневых вод. При необходимости производят усиление грунтового основания слоем песка, гравийного или шлакового материала толщиной до 15 см или хворостяными (фашинными) выстилками (рис. 3.10). Деревянные покрытия могут быть:

• сборными, собираемыми из щитов или звеньев;

• стационарными, изготавливаемыми из отдельных элементов (бревен, брусьев, пластин или досок).

Сборные дорожные покрытия являются покрытиями колейного типа. Их устраивают:

• из дощатых щитов и звеньев (рис. 3.11);

• жердевых щитов;

• бревенчатых или брусчатых щитов (рис. 3.12);

• отдельных брусков или жердей, соединенных металлическими тросами (рис. 3.13).

Длину щитов (звеньев) принимают в пределах 3,0...4,5 м исходя из удобства укладки и использования имеющегося лесоматериала. Щиты сборных колейных покрытий укладывают на поперечные лежни из бревен, брусьев или пластин. При благоприятных грунтах щиты (звенья) можно укладывать непосредственно на грунт. Толщина лежней должна быть не менее 14...15 см, расстояние между ними при использовании щитов из досок и жердей — не менее 0,8 м, а из брусьев и бревен — не менее 1,0 м. В местах стыка щитов укладывают рядом два поперечных лежня или один диаметром 22...26 см.

На песчаных и супесчаных грунтах поперечные лежни размещают в ровиках с таким расчетом, чтобы верх лежней был заподлицо с грунтом основания. На суглинистых и глинистых грунтах ровики не устраивают. Укладку бревенчатых и брусчатых щитов производят с помощью автомобильных кранов. Сначала на подготовленное основание укладывают лежни. Устанавливают кран на расстоянии 0,5...0,6 м от места укладки первых щитов, после чего к нему подают автомобиль с щитами. С автомобиля последовательно снимают и укладывают на лежни два щита, по которым автокран перемещается для укладки следующей пары щитов. По мере укладки щитов производят крепление их к лежням.

Поперечные настилы устраивают путем укладки бревен, подтоварника или жердей под прямым или косым углом к оси дороги на продольные лежни из бревен (рис. 3.14).


В поперечном сечении однопутного покрытия должно быть не менее четырех рядов лежней. Настил прижимается к крайним продольным лежням колесоотбойными брусьями, соединяемыми с ними проволочными скрутками или штырями. Для повышения скорости движения и защиты от возгорания покрытие рекомендуется засыпать гравийным материалом или супесчаным грунтом.

Проезжую часть деревянных колейных покрытий чаще всего устраивают из бревен, брусьев или досок, которые укладывают на поперечины из бревен. Стыки элементов колесопроводов располагают над поперечинами, но с таким расчетом, чтобы на каждой из них стыковалась лишь часть элементов. С внешних сторон колесопроводов размещают колесоотбойные брусья и стыкуют их в поддерева. Бревна и брусья с поперечинами скрепляют с помощью штырей и скоб, а доски пришивают гвоздями. Для уменьшения расхода металлических скреплений укладка элементов колесопроводов может производиться в косые вырезы поперечин.

В целях улучшения условий и повышения безопасности движения межколейный промежуток желательно засыпать гравийным материалом, шлаком, кирпичным боем, песчаным или супесчаным грунтом.

Основными разновидностями сборных конструкций являются покрытия из простых дощатых, решетчатых дощатых и брусчатых щитов.

Простые дощатые щиты изготавливают из досок толщиной 5...7 см, шириной 10...20 см и длиной 3...4 м, которые укладывают вплотную друг к другу на три-четыре поперечные доски той же толщины. В местах пересечения продольных и поперечных досок забивают гвозди. Масса щита — 150...200 кг. Средние продольные доски рекомендуется смещать на 20...25 см по отношению к крайним для образования ступенчатого стыка, при котором улучшается распределение нагрузки между элементами покрытия.

Щиты укладывают на поперечины, которые повышают поперечную жесткость конструкции и дают щитам проезжей части необходимое возвышение над грунтовым, часто переувлажненным, основанием. Под стыками обычно размещают две поперечины вплотную друг к другу (рис. 3.15) и к ним прибивают щиты.

Решетчатые щиты собирают из досок толщиной 5...6 см и шириной 10...15 см, поставленных на ребро, между которыми на концах и через 60...80 см по длине размещают доски-прокладки того же сечения длиной 20...25 см. В местах установки прокладок доски объединяются тяжами из круглой стали диаметром 12...16 мм. С поперечинами решетчатые щиты соединяют штырями, скобами или хомутами. Масса щита — 180...220 кг. Решетчатые щиты имеют большую прочность, чем простые дощатые, но они более трудоемки в изготовлении и для них требуется больше металла.

Брусчатые щиты делают из двух- или четырехкантных брусьев толщиной 10...16 см. Их длину в зависимости от размеров имеющихся пиломатериалов и намечаемого способа укладки принимают равной 3...6 м. В соответствии с этим масса щита может составлять от 250 до 600 кг.

Брусья соединяют между собой тяжами из круглой стали диаметром 12...16 мм, располагаемыми вблизи концов щита и через 60...80 см по его длине. В отдельных конструкциях предусматривается установка на концах брусьев специальных металлических хомутов, позволяющих создавать шарнирные связи между смежными щитами. Крепятся брусчатые щиты к поперечинам штырями, скобами или хомутами.

Деревянные дорожные покрытия, подобно покрытиям других типов, строятся на земляном полотне существующих грунтовых дорог или на специально подготовленном для них основании (табл. 3.7). Наряду с этим при прокладывании колонных путей и подготовке дорог на короткий срок эксплуатации они могут укладываться на целине с предварительным выполнением работ по расчистке и выравниванию местности. Устройство земляного полотна, расчистка и выравнивание местности ведутся по общим правилам.

При недостаточной прочности грунтового основания его усиливают хворостяной или фашинной выстилкой. Для лучшего распределения давления от движущихся автомобилей, повышения высоты и жесткости конструкции в нее может включаться несколько рядов продольных и поперечных брусьев.

В состав работ по постройке деревянного покрытия в общем случае входят заготовка лесоматериалов, изготовление щитов и других элементов, транспортирование конструкций и линейные работы по подготовке основания и укладке элементов покрытия.
Имя:*
E-Mail:
Комментарий: