Основные принципы устройства земляного полотна
В отличие от возведения объектов промышленно-гражданского и культурного назначений строительство автомобильных дорог имеет свои характерные особенности. Они обусловлены целым рядом объективных причин и факторов:
• большая протяженность площадки, на которой осуществляются дорожно-строительные работы;
• частая перемена места работы дорожно-строительных и специализированных подразделений;
• неравномерное распределение объемов работ по протяжению трассы дороги;
• зависимость технологии производства работ от природно-климатических и погодных условий.
Линейная протяженность площадки усложняет организацию дорожно-строительных работ, затрудняет условия контроля и руководства. При этом возникают трудности с доставкой строителей на объект или их размещением при организации работ вахтовым методом. Дорожно-строительные машины и механизмы невозможно ежедневно доставлять на объект в начале рабочей смены и возвращать на базу в конце рабочего дня. Поэтому руководителю подразделения приходится решать вопросы с размещением техники и ее охраной в нерабочее время. Периодически машины и механизмы выходят из строя, а для их ремонта на месте требуется передвижная ремонтная мастерская с бригадой специалистов. Кроме того, в случае необходимости сложно переместить материально-технические ресурсы и рабочих с одного участка трассы на другой. Перемещения места работы специализированных подразделений вдоль трассы строящейся дороги изменяют расстояния перевозки материалов и оборудования и потребное количество транспортных средств. Одновременно приходится решать вопросы организации питания рабочих и создания для них необходимых санитарно-гигиенических условий.
В связи с разной сложностью рельефа и изменяющимися гидрогеологическими условиями продолжительность выполнения работ будет различной на протяжении трассы. Поэтому постоянно меняется потребность в машинах и оборудовании. Различные гидрогеологические условия требуют периодического изменения технологии производства работ.
Дополнительно на все эти объективные обстоятельства накладывается влияние климатических условий, связанных с ливнями, снегопадами, сильными морозами, осенней и весенней распутицами.
Земляные работы представляют собой сложный комплекс инженерно-технических мероприятий, выполнение которых необходимо осуществлять по утвержденному, экологически безопасному и экономически целесообразному проекту организации производства работ. Он разрабатывается на основе решений, принятых в проекте организации строительства (ПОС). При организации работ по устройству земляного полотна следует руководствоваться требованиями СНиП 3.01-85 «Организация строительного производства».
В основе организации производства земляных работ лежат следующие принципы:
• равномерное и непрерывное выполнение всех рабочих процессов и операций в соответствии с их рациональной технологической последовательностью и заданным темпом строительства, а также в увязке с остальными работами по строительству дороги;
• непрерывная готовность участков земляного полотна для устройства дорожной одежды и непрерывное использование трудовых и материальных ресурсов;
• технология, основанная на целесообразных для конкретных условий распределении земляных масс и способах выполнения отдельных видов земляных работ;
• комплексная механизация работ, обеспечивающая высокую производительность труда, полное и эффективное использование машин и оборудования;
• максимально возможное продление строительного сезона за счет выполнения отдельных процессов и работ в течение всего года, включая период с отрицательными температурами;
• обеспечение требуемого качества работ и высокой устойчивости земляного полотна независимо от сезона строительства и погодных условий.