Любутин, Константин Николаевич

Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Любутин, Константин Николаевич

09.09.2021

Константин Николаевич Любутин (25 февраля 1935, д. Папулиха, Мантуровский район, Костромская область, СССР — 17 сентября 2018, Екатеринбург, Россия) — советский и российский философ, специалист по истории философии и теории познания.

Доктор философских наук, профессор, почётный профессор Уральского государственного университета (2000), которого в 1969-2000 гг. заведующий кафедрой истории философии и в 1976-1989 гг. декан философского факультета. С 1988 г. ст. н. с., с 1990 г. в. н. с., с 1992 г. гл. н. с. отдела философии Института философии и права УрО РАН. Вице-президент Российского философского общества (1993—1999).

Заслуженный деятель науки РСФСР (1981)

Биография

В 1957 году окончил философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова.

В 1963 году окончил аспирантуру по кафедре философии Уральского государственного университета имени А. М. Горького и там же защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Антропологический принцип в немецкой философии XIX—XX веков».

В 1973 году в Уральском государственном университете имени А. М. Горького защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии» (специальность 09.00.03 — история философии).

Является одним из создателей философского факультета Уральского государственного университета имени А. М. Горького, где в 1976—1989 годах был деканом, а с 1969 года — заведующий созданной им кафедрой истории философии.

Действительный член РАЕН (1992).

С 2000 года — главный научный сотрудник Института философии и права УрО РАН.

Скончался 17 сентября 2018 года. Похоронен на Сибирском кладбище Екатеринбурга.

Награды и отличия

  • Орден «Знак Почёта» (1976)
  • Орден Дружбы (1995)
  • Орден Почёта (2005)
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» (1970)
  • Знак «За отличные успехи в работе в области высшего образования СССР» (1980)
  • Заслуженный деятель науки РСФСР (1981)
  • Грамота Министерства высших учебных заведений РСФСР (1987)
  • Почётный профессор Уральского государственного университета (2000)

Научная деятельность

Любутиным выдвинут, разработан и опубликован ряд своеобразных идей.

Субъект и объект

Любутин предположил, что современная философия — это общее учение субъекта и объекта, представляющее из себя многоуровневую иерархию из неодинаковых субъектов и объектов. Теоретически обосновал и описал механизм взаимодействия субъекта и объекта (субъекта и субъекта) на единичном, особенном и общем уровнях, включающий в себя такие отношения, как практические, познавательные и ценностные. Данное обоснование приводит к выводу о том, что субъект и объект составляют систему, формируются во взаимодействии друг с другом, причём источником взаимодействия обладает субъект. Между субъектом и объектом присутствует коррелятивная связь; они историчны.

«Поэтому при известных ограничениях следует признать справедливой формулу: нет субъекта без объекта и объекта без субъекта».

Специфика современной западноевропейской философской антропологии и её выявление

Философ, изучив историю становления философской антропологии как течения, в полном объёме оформившегося после Второй Мировой войны, выразил скептическое отношение к устоявшейся в наследии мыслителей описанию кантианского творчества второго периода как гносеологически направленного. Философия немецкого мыслителя опережает философскую антропологию с её главным вопросом «Что есть человек?». Значительные уточнения были включены в оценку философии Людвига Фейербаха: развеяны такие феномены, как «антропологический принцип» и «антропологизм»; в полемике с Фридрихом Энгельсом обнаружена особенность фейербаховской антропологической диалектики.

Любутин указал двоякий путь развития философской антропологии:

  • Философская практика Маркса (следовавшего Фейербаху), являющаяся философским человековедением, философией человеческой жизни;
  • Идеалистически направленная философская антропология, вылившаяся в современную немецкоязычную, которая в свою очередь разделилась на биологизаторскую и функционалистскую.
  • Основные работы

    Монографии
    • Введение в историю философии. — М.: Высшая школа, 1987. 160 с. (в соавт. с Б. В. Емельяновым);
    • Человек в философском измерении. — Свердловск, 1990;
    • От рассудка к разуму: Кант, Гегель, Фейербах. (В соавт.). — Екатеринбург, 1991;
    • Диалектика субъекта и объекта. (В соавт.). — Екатеринбург, 1993;
    • Западная философская антропология: От Фейербаха к Фромму. — Екатеринбург, 1994;
    • Человек в философском измерении: От Фейербаха к Фромму. — Псков, 1994;
    • Классическая философская антропология: И. Кант, Л. Фейербах. (В соавт.). — Екатеринбург, 1995;
    • Российские версии марксизма: Александр Богданов. — Екатеринбург, 2000;
    • Российские версии марксизма: Николай Бухарин. (В соавт.). — Екатеринбург, 2000;
    • Синтетическая теория идеального. (В соавт.). — Екатеринбург, 2000;
    • Диалектика повседневности: Методологический анализ. (В соавт.). — Екатеринбург, 2007.
    Статьи
    • Идеальное — отражение субъектом объекта через репрезентант // Актуальные проблемы идеологического обеспечения научно-технического прогресса. — Свердловск: УрГУ, 1986 (в соавт. с Д. В. Пивоваровым);
    • Идеальное как взаимоотражение субъекта и объекта // Философские науки. — 1988. — № 10 (в соавт. с Д. В. Пивоваровым);
    • Проблема научности философии и «контрфилософия» // Философские науки. — 1989. — № 6 (в соавт. с Д. В. Пивоваровым);
    • Синтетическая теория идеального // Философия сознания: проблемы и решения. — Иваново: Ивановский ун-т, 1994 (в соавт. с Д. В. Пивоваровым);
    • Российские версии философии марксизма: Иосиф Сталин (1879—1953) // Антиномии. 2001 (в соавт. с А. В. Гайдой);
    • Человеческий индивид в субъектно-объектном измерении // Основания индивидуального бытия. — Екатеринбург: УрГУ, 2002 (в соавт. с Д. В. Пивоваровым);
    • О предмете философии: от онтологии к антропологии // Антиномии. 2003;
    • К 200-летию со дня рождения Людвига Фейербаха (1804—1872). Фейербах: антропологическая диалектика // Дискурс-Пи. 2004;
    • Проблема отчуждения: критика религии в философии Л. Фейербаха // Антиномии. 2004;
    • О философии Маркса, о философии Энгельса // Философия и общество. — 2004;
    • Александр Богданов: От философии к тектологии // Вопросы философии. — 2007. — № 6 (в соавт. с В. Д. Толмачёвым);
    • Понимание: деятельностный подход к проблеме определения сущности явления // Антиномии. 2007 (в соавт. с П. Н. Кондрашовым);
    • Социально-философские основания периодизации истории в концепции К. Маркса // Философия и общество. — 2007. — № 4 (в соавт. с П. Н. Кондрашовым);
    • Некоторые идеи к философии истории К. Маркса // Вестник Челябинского государственного университета, 2008 (в соавт. с П. Н. Кондрашовым);
    • Антропология самоотчуждения (социально-психологические учения З. Фрейда и Э. Фромма в контексте философской антропологии Л. Фейербаха, К. Маркса и Ф. Энгельса) // Антиномии. Вып. 9. 2009 (в соавт. с А. А. Коряковцевым);
    • Диалектический синтез в социальной теории К. Маркса // Антиномии. Вып. 10. 2010 (в соавт. с А. А. Коряковцевым);
    • Гуманистический психоанализ Э. Фромма в контексте концепции самоотчуждения К. Маркса // Философия и общество. — 2010. — № 2 (в соавт. с А. А. Коряковцевым);
    • Американское марксоведение в контексте современной истории (о книге А. Мегилла «Карл Маркс: бремя разума») // Антиномии. Вып. 11. 2011 (в соавт. с А. А. Коряковцевым);
    • Анализ наиболее распространенных мифов о философии Маркса // Антиномии. Вып. 11. 2011 (в соавт. с П. Н. Кондрашовым);
    • Понятие историчности в философии К. Маркса // Философия и общество. — 2012. — № 4 (в соавт. с П. Н. Кондрашовым);
    • Философско-исторический метод К. Маркса // Антиномии. Вып. 12. 2012 (в соавт. с П. Н. Кондрашовым);
    • Имманентное развертывание социальной историчности // Антиномии. Вып. 13. 2013 (в соавт. с П. Н. Кондрашовым);
    • Диалектика как проблема классического марксизма // Антиномии. Т. 15. Вып. 2. 2015 (в соавт. с А. А. Коряковцевым).

    Имя:*
    E-Mail:
    Комментарий: