Горский, Константин (композитор)

Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Горский, Константин (композитор)

18.08.2021

Константин Антоний Горский (в России Константин Киприанович Горский, польск. Konstanty Antoni Gorski, 13 июня 1859, Лида, Виленская губерния, Российская империя — 31 мая 1924, Познань, Познанское воеводство, Польская Республика) — польский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, общественный деятель, автор романсов, двух опер и множества инструментальных произведений.

Биография

Начал обучение в Гродно, продолжил его в Первой филологической гимназии в Вильне. Музыкальное образование получил в Музыкальном институте Аполлинария Контского в Варшаве, затем в Санкт-Петербургской консерватории, которую окончил в 1881 году по классу скрипки, получив Большую серебряную медаль и звание «свободный художник». Педагогом его был известный венгерский скрипач Леопольд Ауэр. Годом позже К. Горский окончил класс композиции и инструментовки выдающегося русского композитора Николая Римского-Корсакова.

В 1890 году, совершив длительное (в течение 8 лет) путешествие по России и Грузии, через Пензу, Саратов и Тифлис (сегодняшний Тбилиси), Константин Горский прибыл в Харьков, чтобы остаться в этом городе на 29 лет. Этот период в жизни композитора стал временем активной деятельности. Ему прекрасно удавалось совмещать педагогическую работу (преподавал в Харьковском музыкальном училище, среди учеников — Александр Заславский) с общественной (был одним из основателей культурного общества «Дом Польский» в Харькове) и концертной деятельностью (был дирижёром симфонического оркестра, а также руководил церковным и польским хорами, основанными им же в католическом приходе). При этом Константин Горский оставался обожаемым публикой скрипачом и ценимым другими композиторами интерпретатором их произведений (большое уважение питал к нему Петр Ильич Чайковский, считая К. Горского одним из лучших исполнителей его скрипичного концерта). Политические и экономические изменения в Российской империи, а особенно Октябрьская революция 1917 года, оказали значительное влияние на жизнь Константина Горского. В условиях надвигающейся гражданской войны, не видя возможности продолжения в Харькове творческой деятельности, К. Горский вместе с семьёй вернулся в свободную Польшу. Сначала в Варшаву, где работал тапером в кинотеатрах «Колизей» и «Водевиль», а затем переехал в Познань, где на должности концертмейстера оркестра Большого театра им. Ст. Монюшко проработал до конца жизни. Уже после смерти композитора на сцене театра в 1927 г. была поставлена его опера «Маргер». В межвоенный период были исполнены и другие его произведения, в том числе Missa Solemnis Es-dur (исполнители — хор имени Монюшко, в Познани), симфоническая поэма «Зачарованный круг» и «Органная фантазия» f-moll. Это произведение для органа впервые было исполнено в 1920 году Антонием Карнашевским в Варшавской филармонии, три года спустя — Феликсом Нововейским, во время праздника, посвященного Николаю Копернику, в Познанском университете. Это произведение К. Горского исполняется до сегодняшнего дня с неослабевающим успехом.

Избранные произведения

Константин Горский оставил богатое творческое наследие. К самым известным его произведениям относятся:

  • Органная фантазия f-moll — ч. [1]; ч.[2], которая считается одним из шедевров польской органной литературы позднего романтизма, «достойная, а может, и превосходящая лучшие произведения Мечислава Сужинского и Феликса Нововейского»;
  • Две мессы: a-moll и Missa Solemnis Es-dur;
  • Более 100 романсов, в том числе 12 песен на слова М.Конопницкой, Вл. Сырокомли, Зд. Дембицкого и др. для меццо-сопрано и тенора в сопровождении фортепиано, издание 1914 г.
  • Вокальные произведения и произведения на религиозные тексты, в том числе Ave Maria, Salve Regina, Salutation a la Sainte Vierge, Зряще мя безгласна (православная заупокойная песнь a capella для смешанного хора);
  • Симфонические поэмы: На Олимпе по новелле Г.Сенкевича, Зачарованный круг по сказке Люциана Риделя;
  • Две оперы: Маргер — в 3 актах, по поэме Вл. Сырокомли (переложение для фортепиано издано в Санкт-Петербурге в 1905 году), За хлебом — опера в 2 актах, по новелле Г.Сенкевича;
  • Произведения для скрипки и фортепиано: Souvenir de Nadrzecze. Premiere Mazurka, Petite Etude — Spiccato, Seconde Mazourka, sur des chants polonais, Aria, Gavotte, Romance, 3-leme Mazourka, 1-ere Polonaise de Concert D-dur, 2-de Polonaise de Concert A-dur, Poeme Lyrique (издано в книжном издательстве Д. Ратера в Лейпциге).

Библиография

  • Алад0ва Р. Н. Константин Горский и его опера «Маргер» в контексте белорусской культуры. Минск, 2005.
  • Т. Бахмет, Т. Гончаренко, Польские нотные издания XIX — нач. XX ст. из фонда редких изданий Харьковской городской специализированной музыкально — театральной библиотеки им. К. С. Станиславского, [w:] Charków i Polska: ludzie i zdarzenia, Charków 2006, s. 165—176.
  • Andrzej Chylewski, Przywracanie należnej pamięci. Konstanty Antoni Gorski (1859—1924), [w:] «IKS — Poznański Informator Kulturalny, Sportowy i Turystyczny», maj 2009, s. 54.
  • Konstanty Gorski, Utwory odnalezione, Zebrał i wstępem opatrzył Grzegorz Seroczyński, Charków 2010, ss. 248.
  • Konstanty Gorski (1859—1924). Międzynarodowa Konferencja Naukowa poświęcona 150. rocznicy urodzin Konstantego Gorskiego, Almanach Polski t. IV, Charków 2009, ss. 248.
  • Józef Kański, Wydobyte z mroku, [w:] «Ruch Muzyczny» nr 20 (rok LIV), 3 października 2010 r.
  • Grzegorz Seroczyński, Konstanty Antoni Gorski — artysta zapomniany, [w:] «Gazeta Festiwalowa» nr 1 (34), Białystok 2009.
  • Jerzy Szurbak, K.A. Gorski — «Zriaszcze mia biezgłasna…», [w:] «Gazeta Festiwalowa» nr 1 (34), Białystok 2009.
  • Татяна Веркина, К 150-летию Константина Горского, [w:] «Акценти» червень 2009, s. 1-2.
  • Edward Wrocki, Konstanty Gorski. Życie i działalność 1859—1924, Warszawa 1924.
  • Z polskiej muzyki organowej XIX/XX w., red. Feliks Rączkowski i Jerzy Gołos, Polskie Wydawnictwo Muzyczne, Warszawa 1981.
  • Michał Żur, Irena Kozeniaszewa, Okres charkowski w życiu Konstantyna Gorskiego, [w:] Diaspora polska w Charkowie. Historia i współczesność, Charków 2004, s. 130—134.
  • Michał Żur, Irena Kozeniaszewa, Zapomniany kompozytor. Charkowski okres w życiu Konstantego Gorskiego, [w:] Znad Wilii, nr 3 (35), Wilno 2008, s. 115—117.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: