Полтавский троллейбус

Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Полтавский троллейбус

13.08.2021

Полтавский троллейбус — один из видов общественного транспорта города Полтава. Троллейбус действует в Полтаве с 14 сентября 1962 года. Общая длина контактной сети — 72,6 км.

Предпосылки

В Полтаве с 1913 года планировалось строительство трамвая. Предусматривалась прокладка трамвайной колеи, объединяющей два вокзала. Было выделено соответствующие финансирование для проектирования. Однако строительство не проводилось в период Первой мировой войны, февральской и октябрьской революции и гражданской войны. В 1922 — 1924 годах к «трамвайной идее» вернулись. Линию спроектировали и приступили к строительству. Для этого Губисполком на банковскую ссуду в 300 тыс. рублей золотом закупил первую партию рельсов — 350 штук. Затем решение о строительстве трамвая в Полтаве было отменено и колею разобрали. В 1947 году указом № 305 Облисполком принял решение о строительстве троллейбуса на прежнем маршруте и выделили 70 тыс. рублей на проектирование.

История

Первый полтавский троллейбус вышел в первый рейс 13 сентября 1962 года. Сооружение линии от Южного до Киевского вокзала велось интенсивными темпами. За 8 мес. было освоено 2 млн рублей капиталовложений — по тем временам громаднейшая сумма. В те времена существовала традиция — провинциальным городам отдавать «бэушную» технику. Но полтавская власть сумела эту привычку побороть — Полтаве досталось 8 новеньких ЗиУ-5. С 1963 поступили троллейбусы Киев-5 и 16 штук Киев-6.

История полтавского троллейбуса:

  • 1963. Построено 2 новые линии — к стеклозаводу и от площади Зыгина к Гожулянской ул.
  • 1966. Начато широкомасштабное строительство жилищного микрорайона Алмазный. В это же время вводится в эксплуатацию линия по ул. Степного Фронта (тогда — Полевая улица).
  • 1968. От ул. Гожулянской троллейбусную линию продлили к заводу ГРЛ
  • 1981-87. Маршруты полтавских троллейбусов охватили Браилки, Институт связи, продлена линия за Стеклозаводом.
  • 1995. Маршрут № 12 достигает микрорайона Левада.
  • 2000. Новая линия по Сенной ул. разгрузила ул. Фрунзе от транспортной перегрузки.
  • 2006. Полтавское троллейбусное депо реформировано в коммунальное предприятие «Полтаваэлектроавтотранс»
  • 2011. Произведена закупка 10 троллейбусов «Богдан Т701.10»
  • 2017-20. Произведена закупка 45 троллейбусов «Богдан Т701.17», с них 40 по кредиту ЕБРР, 5 — за деньги городского бюджета.

Ежедневно на улицы города выходит около 50 троллейбусов. Первая смена начинается в 5 утра, а вторая заканчивается едва ли не в 11 вечера. В праздничные дни время курирования троллейбусов по городу продляется. Всего на балансе КП «Полтаваэлектроавтотранс» около 80 машин. Большая часть — это машины производства Южного машиностроительного завода, первые из которых поступили в январе 1993. Из 13 последних ЮМЗ Т1 выпущенных с августа 1997 до января 1999, 11 ушли в Полтаву. С августа 1998 до сентября 2000 Полтава получила 37 ЮМЗ Т2 из произведенных 56 машин этого типа в тот период. С сентября 2008 года эксплуатация троллейбусов ЗиУ-9 прекращена. На тот момент оставалось всего 5 машин этой модели на балансе,на 07.2012 все троллейбусы списаны. Полтава стала первым городом Украины, где без закрытия сети прекращена эксплуатация троллейбусов этой модели. Самый старый пассажирский троллейбус — ЮМЗ Т2П № 32 — 1993 г. в., но он нерабочий, самый старый ходовой ЮМЗ Т2П — № 34, также 1993 г. в. Самый новый (по состоянию на август 2020 года) — Богдан Т701.17 № 141 (прибыл в августе 2020 года). Работает и троллейбус техпомощи — КТГ-1 (1988 г.в.). Подвижной состав полтавского троллейбусного депо является одним из самых молодых на Украине. В период 1996—2000 было приобретено 57 троллейбусов. В 2006 году было «обрезано» 5 спаренных ЮМЗ Т1 в связи с нецелесообразностью их дальнейшей эксплуатации в прежнем состоянии, получившиеся машину получили неофициальное название ЮМЗ Т2П, в 2017-19 годах «обрезано» еще 6 спаренных Т1. Эра сочлененных машин в Полтаве завершилась в апреле 2019 года, последняя спарка, которая выезжала на маршруты была под №65. Нумерация шла с 001 до 300, а с 1990 года заново с 001.

В 2010 году начались списания самых старых ЮМЗ Т1, партии 1993 г., некоторые из которых не работали уже по 10 лет. С 2011 года производится глубокий КВР троллейбусов ЮМЗ Т2, которые стояли около 5 лет. Всего будет капитально отремонтировано 10 таких троллейбусов. Дальше депо проводило ремонты троллейбусам за деньги предприятия. В 2011 году город купил 10 современных, низкопольных троллейбусов Богдан Т701.10, тем самым подняв уровень электротранспорта в городе. Их поставили на самый востребованный маршрут — «кольцевой» №№5 и 15, уменьшив интервал на этих маршрутах до 10 минут. Дальше закупка троллейбусов состоялась в конце 2016 — начало 2017 годов, в количестве пяти машин «Богдан Т701.17», которые поставили на маршрут №12. В течение 2018—2020 годов, власти города активно поднимали вопрос о масштабной закупке троллейбусов, после полутора лет обсуждений в мае 2019 года, европейский банк реконструкции и развития объявил тендер на 40 троллейбусов для города. Первая «кредитная» машина заехала в депо 31 июля 2020 года, которая получила №133.

Состоянием на июль 2021 года, депо получило 30 с 40 машин. Все они находятся в работе на маршрутах.

Маршруты

Маршруты на протяжении многих лет много раз изменялись. На данный момент машины работают на 10 маршрутах. Самый короткий маршрут — № 1 (13 км). Самый длинный — № 6 (33,8 км).

  • Маршрут № 1: Киевский вокзал — Южный вокзал (ч/з Центр, по ул. Соборности и ул. Небесной Сотни).
  • Маршрут № 2: пос. Рассошенцы — Южный вокзал (по ул. Европейской, ул. Небесной Сотни).
  • Маршрут № 3: завод ГРЛ — Стеклозавод (по ул. Маршала Бирюзова, Сенной и Европейской).
  • Маршрут № 4: Южный вокзал — завод ГРЛ (по ул. Маршала Бирюзова, пл. Зыгина, Соборности , Небесной Сотни).
  • Маршрут № 5: Кольцевой (внутреннее кольцо)
  • Маршрут № 6: завод ГРЛ — Южный вокзал (по ул. Великотырновской, Ивана Мазепы, Европейской, Небесной Сотни).
  • Маршрут № 7: пос. Рассошенцы — Институт связи (по ул. Ивана Мазепы, Великотырновской, Маршала Бирюзова).
  • Маршрут № 8: ул. Героев Сталинграда — Институт связи (по ул. Ивана Мазепы, ул. Сенной, ул. Соборности).
  • Маршрут № 12: Институт связи — мкр. Левада (по ул. Зеньковской, ул. Соборности, ул. Небесной Сотни, просп. Мира).
  • Маршрут № 15: Кольцевой (внешнее кольцо)

Отмененные маршруты:

  • Маршрут № 9: мкр. Сады-1 — Южный вокзал (по ул. Великотырновской, ул. Маршала Бирюзова, ул. Соборности, ул. Небесной Сотни).
  • Маршрут № 10: завод ГРЛ — Стеклозавод (по ул. Великотырнавской, ул. Ивана Мазепы, ул. Европейской) (не работал с лета 2008 года)
  • Маршрут № 11: ул. Героев Сталинграда — Южный вокзал (по ул. Ивана Мазепы, Европейской, Сенной, Соборности, Небесной Сотни)
  • Маршрут № 13: ул. Героев Сталинграда — м-н Левада (по ул. Ивана Мазепы, Европейской, Небесной Сотни, просп. Мира, Вавилова)
  • Маршрут № 14: пос. Рассошенцы — Институт связи (по ул. Европейской, ч/з Центр, ул. Соборности, ул. Зеньковской) (не работал с лета 2008 года).

Депо

  • Единственное троллейбусное депо Полтавы находится по адресу ул. Халтурина, 10 в Киевском районе. Номера троллейбусных машин до с 01 до 151 (по состоянию на декабрь 2020 года).

Подвижной состав

По состоянию на сентябрь 2020 года пассажирский парк насчитывает 88 единиц, из которых 74 в рабочем состоянии, служебный парк насчитывает 3 единицы, 2 из которых в рабочем состоянии.

Модели, выведенные из регулярной эксплуатации (в скобках даты эксплуатации на линии)

  • ЗиУ-5 (различные модификации) 1962-1985
  • ЗиУ-682 (различные модификации) 1972-2009
  • Киев-2
  • Киев-4
  • Киев-5 (5ЛА)
  • Киев-6
  • КТБ-1 1966-1971
  • СВАРЗ-ТБЭС 1965-1970
  • ТБЭС / К-3 1969-1970
  • ЮМЗ Т1 1993-2019

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: