Ружевич, Станислав

Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Ружевич, Станислав

24.05.2021

Станислав Ружевич (польск. Stanisław Różewicz; 16 августа 1924, Радомско — 7 ноября 2008, Варшава) — польский режиссёр и сценарист. Брат поэта и драматурга Тадеуша Ружевича.

Снял более 20 художественных фильмов, большинство из которых отмечено на национальных и международных кинофестивалях. За достижения в художественном кинематографе удостоен национальной премии 1-й степени министра культуры и искусства (1983), премии председателя Совета министров Польши (1979) и специального приза МКФ в Кордове (1979).

Биография

Родился в семье Владислава Ружевича и Марии Стефании Гельбард. Его мать, еврейского происхождения, приняла католичество перед замужеством.

С 1946 работал ассистентом режиссёра на съёмках документальных, а затем и художественных фильмов. Был художественным руководителем творческого кинообъединения «Тор» (1970—1971 и 1972—1980). В 1955—1971 преподавал в школе в Лодзи.

В 1954 году снял свой первый художественный фильм — «Трудная любовь» — типичную для соцреализма производственную ленту. Затем обращается к эпохе Второй мировой войны. Её событиям посвящены фильмы, как «Вольный город» (1958, приз МКФ в Вене) о трагической судьбе работников Гданьской почты, которых травля и преследования поляков гитлеровцами заставили взять в руки оружие и выступить против регулярной немецкой армии ещё до объявления войны; «Вестерплатте» (1967, приз МКФ в Москве), с хроникальной точностью воспроизведенное противостояние польских частей превосходящим силам гитлеровцев.

Особое место среди фильмов о войне занимает картина «Свидетельство о рождении» (1961, приз МКФ в Канне, Венеции) о раннем, преждевременном взрослении детей, вынужденных жить в мире массового ужаса преступлений.

Влиянию войны на жизнь и сознание людей посвящены также фильмы «Три женщины» (1956), герои которой, вернувшись к мирной жизни, пытаются сохранить самое ценное, что они пронесли через войну, — свою дружбу, и лента «Опали листья с деревьев» (1975, приз Национального кинофестиваля в Гданьске) — портрет юноши, ещё почти мальчика, принимавшего участие в подпольной борьбе, фильм «Рысь» (1981).

Особое место в творчестве Ружевича занимает фильм «Страсть» (1978, гран-при Национального кинофестиваля в Гдыне). В нем режиссёр обращается к болезненному и малоизвестному эпизоду польской истории: революции 1846 года, во время которой была сделана попытка решить задачу национального освобождения с социальным освобождением. Дело закончилось братоубийственной борьбой крестьян со шляхтичами; революция оказалась задушена руками польских крестьян.

Постепенно камерная психологическая драма становится излюбленным жанром режиссёра в исследовании человеческого одиночества, неприспособленности к общепринятым правилам, стереотипам, непонимания даже в кругу самых близких людей. Таковы лента «Место на земле» (1959, приз МКФ в Сан-Себастьяне) о юноше из рабочей среды, не чувствующем с ней никакой общности; картина «Голос с того света» (1962), фильм «Одиночество вдвоём» (1968, по рассказу К. Конинского), которым Ружевич утверждает, что проблема одиночества, проблема воли случая, врывающегося в человеческую жизнь, будет существовать всегда. В фильме «Дверь в стене» (1973, приз МКФ в Сан-Себастьяне) столичный актёр, приехав в провинциальный город, неожиданно сталкивается с трагедией чужих для него людей и остается только наблюдателем, не желая вмешиваться в чужие судьбы.

Самый известный из последних фильмов режиссёра «Женщина в шляпе» (1984, призы Национального кинофестиваля в Гданьске и МКФ в Москве), главная героиня которого, молодая актриса Ева, пройдя все испытания унижением и поражениями, показывает стойкость в преданности своему сценическому призванию.

Последним художественным фильмом Ружевича стал «Ночной гость» (1989), после которого режиссёр переключился на документальное кино, сняв несколько картин о своей молодости и братьях (Тадеуше и Януше, погибшем на войне).

Скончался 9 ноября 2008 года в Варшаве на 84-м году жизни. Похоронен на кладбище Воинское Повонзки.

Фильмография

Режиссёрские работы

  • 1953 — «Трудная любовь» / Trudna miłość
  • 1956 — «Три женщины» / Trzy kobiety
  • 1958 — «Вольный город» / Wolne miasto
  • 1959 — «Место на земле» / Miejsce na ziemi
  • 1961 — «Свидетельство о рождении» / Świadectwo urodzeniа
  • 1962 — «Голос с того света» / Głos z tamtego świata
  • 1964 — «Эхо» / Echo
  • 1965 — «Пиво» / Piwo
  • 1965 — «На малину» / Na meline
  • 1965 — «День первый, день последний» / Dzień ostatni — dzień pierwszy
  • 1966 — «Ад и небо» / Piekło i niebo
  • 1967 — «Вестерплатте» / Westerplatte
  • 1967 — «Муж под кроватью» / Mąż pod łóżkiem
  • 1967 — «Комедия ошибок» / Komedia pomyłek
  • 1968 — «Одиночество вдвоем» / Samotność we dwoje
  • 1970 — «Романтики» / Romantyczni
  • 1972 — «Стеклянный шар» / Szklana kula
  • 1973 — «Дверь в стене» / Drzwi w murze
  • 1975 — «Опали листья с деревьев» / Opadły liście z drzew
  • 1977 — «Страсть» / Pasja
  • 1981 — «Рысь» / Ryś
  • 1982 — «Пансион пани Латтер» / Pensja pani Latter
  • 1984 — «Женщина в шляпе» / Kobieta w kapeluszu
  • 1985 — «Дьявол» / Diabeł
  • 1987 — «Ангел в шкафу» / Anioł w szafie
  • 1989 — «Ночной гость» / Nocny gość
  • 1994 — «Наш старший брат» / Nasz starszy brat
  • 1995 — «Живые картинки» / Żywe obrazy
  • 1999 — «Кинема» / Kinema
  • Другое

    • 1950 — Robinson warszawski — актёр (немецкий солдат; в титрах не указан)
    • 1950 — Warszawska premiera — сценарист
    • 1952 — Pierwsze dni — ассистент режиссёра
    • 1955 — Часы надежды — ассистент режиссёра

    Имя:*
    E-Mail:
    Комментарий: