Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Страсти Христовы


Страсти Христовы (из праслав. *strastь «страдание» < *strad- «страдать») — согласно Евангелиям, череда событий, принёсших Иисусу Христу физические и духовные страдания в последние дни и часы его земной жизни. Церковь вспоминает их в последние дни перед Пасхой, в Страстную седмицу, в течение которой верующие постепенно готовятся к празднику.

Особое место среди Страстей Христовых занимают события, произошедшие после Тайной вечери: арест, суд, бичевание и казнь. Распятие — кульминационный момент Страстей Христовых. Христиане верят, что многие из Страстей были предсказаны пророками Ветхого Завета и самим Иисусом Христом.

События, составляющие Страсти Христовы

Список Страстей

События последней недели земной жизни Христа, относящиеся к его Страстям, известны в изложении четырёх канонических евангелий (кроме Сошествия в ад, описанного в других текстах). Евангелисты составили собственный перечень событий Страстей. Ниже приведён список, составленный с учётом описания последних дней земной жизни Христа во всех четырёх Евангелиях.

Фактически Страсти Христовы должны заканчиваться его смертью и последовавшими за ней оплакиванием и погребением тела Иисуса. Но религиозное искусство, опираясь на церковные каноны и толкования богословов, как в Западной Европе, так и в православии традиционно включало в страстной цикл две сцены его загробного существования: воскресение из мёртвых и предшествовавшее ему путешествие в загробный мир и обратно (хотя сюжет Сошествия в ад, являющийся у православных одновременно и иконой Воскресения, у католиков пользовался гораздо меньшей популярностью).

  • «Распятие», икона Дионисия

  • «Воскресение», картина Эль Греко

  • «Сошествие во ад», икона Дионисия

Промежуточные и примыкающие сюжеты

«Страсти», анонимный художник XV в., Нидерланды

В иконографии Страстей Христовых встречается ещё несколько сюжетов, основанных на Писании и апокрифах. (См. полный список с включением названий рассказанных притч)

Промежуточные эпизоды Страстей:

  • Пилат показывает Христа народу — Се человек (Ecce homo), Восхождение на крест, Пригвождение ко Кресту, Испрошение тела Христа у Понтия Пилата, Оплакивание Христа (Не рыдай Мене, Мати, Pieta), Христос во гробе (Akra Tapeinosis), Жены-мироносицы у гроба Господнего.

Примыкающие и апокрифические эпизоды:

  • Муж скорбей (Vir dolorum), Stabat mater (Стояла мать скорбящая), Плоды страданий Христовых, Христос в темнице
  • Святая Вероника даёт Иисусу ткань вытереть лицо, и его лик отпечатывается на нём — в православии так называемый эдесский Мандилион (Спас Нерукотворный).
  • Благоразумный разбойник Рах, который сподобился спасения и первым вошёл в рай (православная иконография).
  • Получение Иудой 30 серебренников, его самоубийство.
  • «Vir dolorum», картина Дюрера

  • «Святая Вероника», картина Робера Кампена

  • «Благоразумный разбойник», икона московской школы, 1560-е

Символизм страстей

Торжественный Вход Господень в Иерусалим был совершён во исполнение ветхозаветных пророчеств (см. ниже) о том, как должен прийти Мессия. Помазание миром подготовило тело Иисуса к погребению, о чём он сам говорит в Мф. 26:12 и Мк. 14:8. Когда Иисус совершил Омовение ног ученикам, это явилось знаком смирения и кротости. Во время Тайной вечери было установлено таинство Евхаристии и ученики причастились Тела и Крови Христовых. Моление о чаше с просьбой отвратить её — одно из доказательств соединения во Христе двух природ, Божественной и человеческой:

Когда воля человеческая отказывалась принять смерть, а воля Божественная позволяла этому проявлению человечества, тогда Господь сообразно Своей человеческой природе находился в борьбе и страхе. Он молился, чтобы избежать смерти. Но так как Его Божественная воля желала чтобы Его воля человеческая приняла смерть, — страдание стало вольным и по человечеству Христову.

— Иоанн Дамаскин

Облачение в багряницу, возложение тернового венца и обращение «радуйся, Царь Иудейский!» пародируют обращение к императору и являются надругательством над царским достоинством Христа («Сына Давидова» Мф. 1:1). Осуждение Иисуса на казнь именно на кресте было не менее позорным. Распятие Христово, согласно христианскому вероучению, явилось искупительной жертвой, принесённой Богом за грехи всех людей, а последующее его Воскресение стало победой над смертью:

В сей день великий Христос воззван от мертвецов, к которым приложился. В сей день отразил Он жало смерти, сокрушил мрачные затворы унылого ада, даровал свободу душам. В сей день, воспрянув из гроба, явился Он людям, для которых Он родился, умер и возбужден из мертвых.

— Григорий Богослов

В гимнографии и иконографии Восточной церкви Страсти порой не имеют ярко выраженного оттенка унижения. По мнению В. Н. Лосского, для православных даже смерть на кресте и положение во гроб обретают характер торжества, в котором величие Христа просвечивает сквозь образы уничижения. Это нашло своё отражение в следующих песнопениях Триоди постной:

Ветхозаветные пророчества о страданиях Христа

Ветхозаветные пророчества о событиях, описанных в Новом Завете, называются паремиями, и их чтение включается в состав православного богослужения. Паремии Страстей в православной церкви читаются во время Царских Часов и Великой вечерни в Великую пятницу.

Христиане находят в Ветхом Завете предсказания не только о пришествии Мессии, но и о его страданиях и смерти. Уже сами евангелисты, говоря о тех или иных эпизодах Страстей, иногда указывают, что это произошло во исполнение сказанного в Писании. Многие из ветхозаветных пророчеств делались аллегорически в контексте ветхозаветных жертв, которые сами представляли собой прообраз искупительной жертвы Христа.

Для верующих свершение этих пророчеств — подтверждение истинности пришествия предсказанного Мессии. Сторонники научной критической точки зрения [кто?] видят во многих эпизодах (таких, например, как въезд в Иерусалим на ослице с ослёнком (Мф 21:2—8)) следы подгонки и позднейшей компиляции евангельских событий. Однако во многих случаях, критики говорят скорее о подгонке понимания Ветхого Завета под евангельские события, а не наоборот.

Наиболее полное пророчество о Страстях Христовых содержится в 50-53 главах книги пророка Исаии.

Новозаветные пророчества о страданиях Христа

Новозаветные пророчества о Страстях Христовых содержатся в обращениях Иисуса к своим ученикам. Согласно Писанию, он неоднократно говорил им о том, что должен пострадать, умереть и воскреснуть. По словам евангелиста Марка, он «говорил о сем открыто». Однако ученики не понимали его пророчеств:

Но Пётр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое

— Мк. 8:32-33

Очень часто в Евангелиях Христос называется Агнцем, а Иоанн Предтеча прямо называет его «Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Ин. 1:29). Это указывает на прямую связь крестной смерти Иисуса Христа с ветхозаветными жертвоприношениями. Агнец — распространённое жертвенное животное Ветхого Завета, доступное для жертвоприношения простым людям, а основной целью жертвоприношений было искупление грехов (см. «Жертва за грех»). В Новом Завете в такую искупительную жертву был принесён уже Сын Божий: «Христос не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровью, однажды вошёл во святилище и приобрёл вечное искупление» (Евр. 9:12).

Большинство предсказаний Христа о своих Страстях приведено в Евангелии от Марка, наиболее коротком и, по мнению многих исследователей, самом раннем из Евангелий.

Орудия Страстей

Орудия Страстей (лат. Arma Christi) — важные атрибуты Страстей Господних, инструменты мученичества Иисуса Христа. Изображение Орудий Страстей имеет долгую традицию в иконографии, по крайней мере, начиная с IX века (Утрехтская псалтырь, 830 год). Миниатюрные изображения орудий наносились на распятия и чётки, иконы и ретабло.

В число орудий включают:

  • меч — им святой Пётр отсёк ухо Малху (иногда изображается с ухом);
  • столб, к которому был привязан Иисус во время бичевания;
  • бич или пучок розог;
  • руку, бичевавшую Иисуса или давшую деньги Иуде;
  • терновый венец, которым был увенчан Иисус;
  • крест, на котором он принял смерть,
  • гвозди, которыми он был распят;
  • табличку с надписью INRI — для дополнительного унижения его;
  • копьё, которое римский солдат Лонгин вонзил в подреберье Иисуса;
  • губку, смоченную в уксусе (или вине), поданную ему для утоления жажды;
  • миску для уксуса (вина);
  • Грааль — легендарную чашу, в которую была собрана кровь Иисуса;
  • одежды Иисуса
  • игральные кости, которыми солдаты разыгрывали одежды Иисуса;
  • петуха, пропевшего трижды при отречении апостола Петра;
  • лестницу — использовалась для снятия мёртвого тела с креста;
  • клещи, которыми вынимали гвозди из рук Иисуса;
  • миску с мирро — им Иосиф Аримафейский или жены-мироносицы обтирали тело;
  • плащаницу — пелена, в которую было завёрнуто тело;
  • 30 сребренников, заплаченные Иуде за предательство (иногда изображаются в кошельке);
  • чашу — в ней умыл руки Понтий Пилат;
  • фонарь со свечой — символ предательства в Гефсиманском саду.
  • Меч святого Петра

  • Копьё Лонгина (Хофбург)

  • Терновый венец

  • Фрагмент Туринской плащаницы

В православной традиции с последней четверти XVII века композиции с изображением Орудий Страстей Христовых начинают воспроизводиться на антиминсах, покровцах, потирах, дароносицах и дарохранительницах, на окладах Евангелий и икон, позже — на лубочных листах. Более ранние примеры изображений Орудий не так многочисленны и выполнялись, в основном, для заказчиков из царского окружения. Орудия Страстей также изображают на этимасии — Престоле Уготованном, встречающемся как самостоятельно, так и в составе композиции «Страшный Суд» и других сложных символико-догматических композиций. Распространение изображений Орудий Страстей в России в конце XVII века — знак повышенного внимания к теме страданий Христа, которое отразилось также и в духовной литературе (например, текстах Дмитрия Ростовского).

  • Лоренцо Монако, «Пьета» с орудиями Страстей

  • Распятие с орудиями страстей, 1717 г., Бремен, капелла св. Венделина

  • Икона «Христос в темнице с Орудиями Страстей» (начало XIX века)

Реликвии Страстей

Реликвии Страстей — артефакты, относящиеся к мученичеству Христа, сохраняемые церковью для почитания и использования в обрядах. Как считается, все они относятся к I в. н. э., несмотря на то, что точная датировка многих из этих реликвий издавна ставится учёными под сомнение.

Реликварий для Тернового венца в Соборе Парижской Богоматери

Почитание реликвий Страстей Христовых и в особенности Животворящего креста имеет огромное значение в христианстве. Частицы орудий Страстей являются объектом религиозного поклонения в православии и католицизме. В Средние века они играли значимую роль в политической жизни государств, а также в частной жизни правителей, становясь значительной материальной ценностью, упоминающейся в завещаниях, брачных контрактах, мирных договорах и т. д. Частицы реликвий обязательно были и в молельне главы государства, и в его наперсном кресте. В качестве символа освящения власти реликвии Страстей играли значительную роль в церковно-государственной обрядности.

Большинство реликвий Страстей, как гласят легенды, было найдено равноапостольной Еленой во время её путешествия в Иерусалим. Так, в 326 году ею был обнаружен Животворящий Крест, четыре гвоздя и титла INRI. Самой Еленой крест был разделён на две части, а в последующие годы — уже на огромное множество фрагментов, что породило волну фальсификаций как частей креста, так и других реликвий, связанных с земной жизнью Христа и его Страстями. В отношении ряда реликвий до сих пор нет единого мнения об их происхождении. Например, в отношении Святой лестницы (лат. Scala Santa), хранящейся в капелле Сан-Лоренцо (Рим), существует предание, что она была привезена в 326 году из Иерусалима святой Еленой и именно по ней поднимался на суд Иисус Христос во дворец Понтия Пилата и на её ступенях остались следы его крови. Однако есть мнение, что это одна из старых лестниц Латеранского дворца, сделанная реликвией только около XI века.

В России большое собрание реликвий Страстей находится в ковчеге Дионисия Суздальского — большом мощевике с реликвиями, привезёнными в 1383 году из константинопольского монастыря святого Георгия в Манганах. В нём кроме части Животворящего Креста находятся ещё 16 реликвий, в том числе довольно экзотические: «влас исторган из брады Христа Бога и вода стекшая из ребро на распятье… кровь Христова прободенным копьем стекшая с пречистых ребер… губа юже омочиша во очет и напоиша Христа на кресте распята». Ковчег Дионисия на протяжении столетий находился в Благовещенском соборе и ныне хранится в Московском Кремле.

Наиболее показательной с точки зрения атрибуции реликвии как аутентичной является история научного исследования Туринской плащаницы, продолжающегося по сей день.

Католическая традиция относит к реликвиям Страстей «Плат святой Вероники», которым она утёрла залитое кровью и потом лицо Христа во время его пути на Голгофу. По преданию, лицо отобразилось на ткани. При изображении плата Вероники лик Христа часто пишется в терновом венце и со следами крови. Считается, что легендарный плат Вероники хранится в соборе святого Петра в Риме. Некоторые исследователи полагают, что плат Вероники хранится не в Риме, а в Манотелло (так называемый «плат из Манотелло»).

Страсти Христовы в богослужении и духовной литературе

Православная и Католическая церкви имеют свои собственные обряды, совершаемые в эти дни.

Православие

События Страстей Христовых вспоминаются на протяжении всей Страстной седмицы, постепенно готовя верующих к празднику Пасхи. В Великую среду за богослужением последний раз читается молитва Ефрема Сирина и прекращаются земные поклоны (за исключением поклонов перед плащаницей). В Великий четверг вспоминают Тайную вечерю, умовение ног ученикам, моление о чаше в Гефсиманском саду и предательство Иуды. В этот день служится предпоследняя (последняя совершается в Великую Субботу) перед Пасхой литургия (по Типикону — литургия Василия Великого), а в кафедральных соборах совершается обряд «Умовение ног». Особое значение имеют богослужебные традиции Великой пятницы, когда церковь вспоминает суд, распятие и смерть Иисуса Христа.

Богослужение Великой пятницы

Богослужение Великой пятницы посвящено воспоминанию спасительных для христиан страстей и крестной смерти Иисуса Христа. На утрене совершается чтение Двенадцати Евангелий, литургия в этот день не совершается, а на вечерне выносится плащаница и поётся особый канон «О распятии Господа». По благочестивой традиции верующие с вечера Великой пятницы воздерживаются от принятия пищи до Пасхи. Богослужение Великой пятницы, хоть и проникнуто скорбью по смерти Спасителя, но уже готовит верующих к предстоящей Пасхе:

Днесь содержит гроб Содержащаго дланию тварь, покрывает камень покрывшаго добродетелию небеса, спит Жизнь и ад трепещет, и Адам от уз разрешается. Слава Твоему смотрению, им же совершив все упокоение вечное, даровал еси нам, Боже, всесвятое из мертвых Твое воскресение.

— Одно из песнопений Великой пятницы
Евангелия Страстей Христовых

«12 Евангелий Святых Страстей Христовых» — православное богослужебное чтение утрени Великой пятницы (в приходской практике совершается вечером в Великий Четверг). Состоит в последовательном чтении двенадцати отрывков из всех четырёх Евангелий, подробно повествующих о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с его прощальной беседы с учениками после Тайной вечери и кончая его погребением во гробе Иосифа Аримафейского.

Чтению, совершаемому перед крестом, предшествует полное каждение храма (малым каждением сопровождается каждое чтение, кроме двенадцатого — перед ним вновь совершается полное каждение). Священнослужители и народ стоят в это время с зажжёнными свечами, изображая тем самым, что слава и величие не покидали Спасителя и во время крестных страданий, а также уподобляясь мудрым девам, вышедшим со светильниками навстречу жениху. После утрени, по благочестивому обычаю, верующие, не гася, приносят эти свечи домой.

Патриарх Алексий II совершает чтение Евангелий Страстей в храме Христа Спасителя

В промежутках между Евангелиями поются стихиры и антифоны, напоминающие о неблагодарности и сребролюбии Иуды и еврейского народа, осудившего Иисуса Христа на смерть. В особом каноне, называемом «трипеснецем Космы Маиумского», читаемом после восьмого Евангелия Страстей, изображается величие страданий Спасителя и вся тщетность замысла евреев задержать в земле Сына Божья.

В богослужебных песнопениях также вспоминаются Страсти Христовы:

  • Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий

— Прокимен, поемый после 6-го чтения Евангелия

  • Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя

— Светилен, поемый после 9-й песни «трипеснеца»

«Вынос Плащаницы» Плащаница, положенная на «гробнице»

Плащаница — плат с изображением Христа, снятого с креста. Выносится на вечерне Великой пятницы, которая обычно совершается днём, для поклонения верующим. Для неё в центре храма устанавливается возвышение — «гроб», украшаемый цветами.

Перед началом богослужения плащаница помещается в алтаре на престоле. Все песнопения вечерни посвящены страданиям и смерти Христовым, читается Апостол и четыре евангельских отрывка, повествующих о смерти и погребении Иисуса. Во время службы при пении известного тропаря «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи» священник, совершив три земных поклона, поднимает плащаницу с престола и через северные врата выносит её на середину храма и полагает на приготовленной «гробнице». Вынос совершается в предшествии свещеносцев и диакона со свечой и кадилом. При соборном служении настоятель идёт под плащаницей, неся Евангелие над главой или в руках. Если священник один, то Евангелие несёт в левой руке диакон, держа в правой кадило, а если нет диакона, то кто-либо из благочестивых прихожан несёт Евангелие, завёрнутое в ткань. Затем после троекратного каждения вокруг Плащаницы священнослужители совершают поклонение и целование плащаницы.

После вечерни совершается малое повечерие, на котором поётся Канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы» — песнопения, составленные в X веке Симеоном Логофетом. Затем после отпуста к поклонению и целованию плащаницы подходят прихожане. Плащаница находится в центре храма три неполных дня.

Пассия

Пассия (лат. passio — «страдание», «страсть») — особое, не предусмотренное Уставом чинопоследование, обычно соединяемое с акафистом Страстям Христовым. Составлена в середине XVII века киевским митрополитом Петром. Как считается, имеет латинское происхождение. В богослужебной практике старообрядцев отсутствует.

Чин пассии совершается четыре раза — по числу Евангелистов. В Типиконе РПЦ нет указаний, когда и как следует служить пассию, поэтому чин пассии совершается обычно по установившейся местной богослужебной практике. Обычно она совершается по вечерам во второе, третье, четвёртое и пятое воскресение, или пятницу Великого поста.

Чинопоследование пассии соединяется с повечерием либо с вечерней. На время совершения пассии, как и во время утрени Великого пятка, посередине церкви ставится крест. К положенным в этот день песнопениям прибавляются чтения и пения, составляющие отличие пассии: песнопения Страстной седмицы, чтение евангельских повествований о Страстях Христовых, а также иногда акафист Страстям Господним. Как правило, служащий пассию священник произносит проповедь с поучением об искупительной жертве Иисуса Христа.

Отличие читаемого за пассией акафиста Страстям Христовым состоит в том, что в нём икосы не завершаются чредой двенадцати хайретизмов, то есть возгласов, начинающихся словом «радуйся» (греч. Χαῖρε) как формы приветствия.

Старообрядцы

Не приняв церковной реформы патриарха Никона, старообрядцы сохранили все бывшие до неё в Московской Церкви богослужебные традиции почитания Страстей Христовых. По причине отсутствия возможности долгое время совершать полноценные богослужения творчеством старообрядцев было создано много духовных стихов и песен, основанных как на канонических евангельских текстах, так и на апокрифических сказаниях. Ряд из них посвящён и Страстям Христовым:

Апокрифический сборник «Страсти Христовы»

«Страсти Христовы» — апокрифический сборник, повествующий о последних днях земной жизни Иисуса Христа, его распятии, Воскресении и схождении во ад. Состоит обычно из 32-х глав. Составление сборника относится к XVII веку, распространение получил в среде старообрядцев (занимает существенное место среди изданий старообрядческих типографий во Львове, Почаеве, Супрасле в XVIII—XIX веках).

«Страсти Христовы» (старообрядческая иллюминированная рукопись, 1860-е гг.)

В книге особое место занимают эпизоды, почти не затронутые в канонических Евангелиях. Среди них стоит отметить:

  • «О поставлении друга Христова Лазаря архиереем в Китейский град»;
  • «О возвещении господа нашего Исуса Христа пречистой своей матери, яко идёт на страсть вольную, и о поручении ея Женам мироносицам»;
  • «О воскресении Христовом и сошествии его во ад»;
  • «О пришествии из Иеросалима в Рим к кесарю Марфы, Марии»;
  • «О раскаянии и страдании Пилатове»;
  • «О гибели первосвященников Анны и Каиафы».

Основу сборника составили несколько апокрифических сказаний. Основой повествования о схождении Христа во ад и изведении праведников взято из так называемого «Евангелия от Никодима» (II век). Кроме «Страстей Христовых» это сказание стало источником некоторых богослужебных текстов, например, службы Великой Субботы и иконописных сюжетов.

В настоящее время сборник продолжает читаться в среде старообрядцев в дни Великого поста и особенно Страстной Седмицы.

Католицизм

Великая пятница

Богослужение Страстной пятницы посвящено воспоминанию Страстей Господних, это единственный день в году, когда в Католической церкви не совершается Евхаристия. Алтарь полностью обнажается, с него снимаются все покровы, кресты и подсвечники. На Литургии Слова проходит чтение «Страстей Господних» (см. далее). Между Литургией Слова и Евхаристической Литургией проводится специальная служба, совершаемая только в этот день — Поклонение Кресту. К алтарю выносят закрытый покровом крест, который постепенно открывается при возгласах: «Вот древо Креста, на котором был распят Спаситель мира». Затем поются так называемые «укоры» (или импроперий — лат. improperia), особые песнопения, содержание которых подчёркивает любовь Божию к людям и неблагодарность иудеев по отношению к Спасителю. Все прихожане по очереди целуют Крест, как главное орудие Страстей и спасения человечества.

По окончании поклонения священник произносит «Крестопоклонную проповедь», в которой идёт речь о Страстях Господних и о Христовой жертве для спасения человечества. После окончания мессы проводится так называемая «процессия ко Гробу Господню», во время которой Святые Дары переносятся из главной дарохранительницы храма, которая остаётся пустой, в боковую часовню, символически представляющую Гроб Господень, где и остаются до торжественного пасхального богослужения. Процессия символизирует снятие с Креста Тела Спасителя и Его погребение.

Чтение Страстей Господних

«Страсти Господни» — особая служба, на которой последовательно читается одно из четырёх Евангелий, начиная с прощальной беседы Христа с учениками после Тайной Вечери и заканчивая погребением Господа во гробе Иосифа Аримафейского.

Чтение Страстей проводится дважды в году — в день празднования Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) и в Страстную Пятницу. Служба проводится без обычных для Евангельских чтений каждения и возжигания свечей. Чтение могут совершать священник, диакон или чтецы. В последнем случае Страсти обычно читаются на несколько голосов, рекомендуется (хотя это и не является строго обязательным), чтобы слова Христа произносил священник. При словах, повествующих о смерти Христа, все прихожане становятся на колени. За Страстями обычно следует краткая проповедь священника.

Богослужение Крестного пути

Крестный путь — особое католическое богослужение, воссоздающее в памяти верующих основные моменты Страстей Господних. Богослужение состоит из 14 стояний, представляющих собой различные моменты Страстей Христа, а также вступления и заключения.

Обычно богослужения крестного пути проводятся во время Великого поста, особенно по пятницам. Обязательно проводится крестный путь в Великую пятницу — день распятия и смерти Христа. У храма или внутри него ставятся 14 крестов, останавливаясь у них, верующие вспоминают события Страстей.

Стояния крестного пути:

  • I: Господа Иисуса осуждают на смерть
  • II: Иисус берёт крест на свои плечи
  • III: Иисус падает в первый раз
  • IV: Иисус встречает свою Мать
  • V: Симон Киринеянин помогает Христу нести крест
  • VI: Св. Вероника отирает лицо Господу Иисусу
  • VII: Иисус падает второй раз
  • VIII: Иисус Христос утешает плачущих женщин.
  • IX: Иисус падает третий раз.
  • X: Иисуса Христа обнажают.
  • XI: Иисуса прибивают ко кресту.
  • XII: Иисус умирает на кресте.
  • XIII: Иисуса снимают с креста.
  • XIV: Погребение Иисуса Христа.

Во многих странах с большим католическим населением, где есть монастыри или почитаемые храмы, расположенные в горах или удалённых местах, вдоль дороги, ведущей к святилищу, устанавливаются скульптурные или живописные изображения стояний крестного пути. Богослужение крестного пути, таким образом, может быть совмещено с паломничеством.

В Иерусалиме в Страстную Пятницу проводится богослужение крестного пути на улицах города вдоль предполагаемой дороги, которой вели Христа на Голгофу, так называемой «Via Dolorosa».

Нехалкидонские церкви. Великая пятница

Армянский обряд

Богослужения восходят к древнему иерусалимскому обряду. «Ночная служба» состоит из шести частей, в каждой читаются 3 псалма с антифонами, гимн католикоса Нерсеса IV Шнорали, Евангелие и совершается коленопреклоненная молитва. В середине дня совершается «Служба Распятия». Каждая из восьми частей службы содержит чтение паремии, Апостола и Евангелия, исполнение гимна Нерсеса IV. Завершает день «Служба Погребения Христа», сопровождаемая древними иерусалимскими чтениями.

Западно-сирийский обряд

Число служб такое же, как и в обычные дни (семь). Увеличивается количество исполняемых гимнов, уменьшается пение псалмов. На Ночной службе поются гимны Страстей. Особенность Великой пятницы — чин поклонения Кресту; его лобызание; шествие с ним; Воздвижение Креста; окропление (горькой смесью); погребение под престолом. Далее следуют вкушение верующими горькой смеси в память вкушения оцта Христом и Страстные песнопения. В приходах всю ночь проходит чтение Псалтири.

Восточно-сирийский обряд

В ночь на Великую пятницу происходит одна из немногих всенощных служб этой церкви. Во время всенощной исполняются три псалмических блока (mawtba): «об умовении ног», «о таинстве Евхаристии», составное Евангелие. Далее читается 19-й раздел Псалтири, проходят ночная служба, утреня и крещальный чин, который означает окончание великопостного периода подготовки оглашаемых. Литургия в этот день не служится. На вечерне после чтения определённых отрывков из Исайи, Даниила, послания к Галилеянам, евангелий от Луки, Матфея, Иоанна происходит шествие с Крестом от вимы до алтаря, символизирующее Смерть и погребение Христа. Завершается вечерня «чином погребения» с исполнением антифона.

Эфиопский обряд

Утреня Великой пятницы начинается с гимна-исповедания веры в Страсти и Воскресение Христовы, далее следуют чтения и песнопения, завершение — священническое благословение. В 3, 6 и 9 часы прочитывается вся Псалтирь, антифонно исполняются специальные гимны. Возможны чтения паремий, святых отцов, отрывков из Апостола, повествований о Страстях из евангелий. Великая пятница завершается службой 12 часа, в конце которой происходит обряд «погашения света».

Коптская церковь

В Великую пятницу проходят Библейские чтения, так же, как и во все дни Страстной седмицы.

Страсти Христовы в изобразительном искусстве

Западная Европа

Считая, что «живопись — это Библия для тех, кто не умеет читать», церковь активно использовала искусство, чтобы рассказать о Страстях массе неграмотного народа. Поэтому ряд Страстей Христовых часто становился темой циклов художественных произведений и самостоятельных картин. Уже с IV—V веков в изобразительном искусстве появляются отдельные эпизоды Страстей. К наиболее ранним страстным циклам относятся мозаики равеннской базилики Сант-Аполлинаре-Нуово (рубеж V—VI веков).

Мастера могли как посвящать каждой из Страстей отдельную работу, либо же совмещать в одном произведении сразу несколько сюжетов (один из примеров такого соединения — миниатюра Жана Фуке «Несение Креста»). А на иконах, ретабло, алтарных образах и в произведениях декоративно-прикладного искусства сюжеты также могли располагаться клеймами подряд, в повествовательном цикле. Во фресковых циклах Страсти обычно изображались через последовательность эпизодов; гораздо реже использовался более эффектный приём — весь Страстной цикл помещался в городской пейзаж, изображавший Иерусалим, но приближённый к современной художнику городской среде.

Мастерами, иллюстрировавшими Страсти первыми — и в наиболее полном объёме — в западноевропейском искусстве оказались Джотто (капелла Скровеньи) и Дуччо («Маэста»). Если не считать Дюрера, который не единожды обращался в своём творчестве к последним дням жизни Христа и посвятил этой теме серии гравюр «Большие страсти», «Малые Страсти», «Страсти на меди», художники следующих поколений не смогли повторить столь масштабный труд, но создавали работы по отдельным сюжетам. В их число входят серия гравюр Мартина Шонгауэра, Луки Лейденского, Кранаха, станковая живопись Ганса Мемлинга, Эль Греко, Грюневальда, Брейгеля, Гольбейна, Босха, Тициана, Тинторетто (страстной цикл в церкви Сан-Поло, Венеция), Караваджо, Рубенса, Рембрандта и многих других. Эти полотна выполнялись по сразу узнаваемым иконографическим схемам, обусловленным евангельскими рассказами, и разница между ними вызвана лишь композицией, индивидуальной манерой авторов и стилевым направлением исторической эпохи. Атрибутика, костюмы и набор второстепенных действующих лиц оставались в принципе неизменными и выполненными согласно канону.

В православии

В русской иконописи, питаемой православием и связанной с византийской традицией, в отличие от западного искусства, нельзя найти полный набор изображений Страстей, поскольку православие имеет другую точку зрения на их визуальную передачу — меньше эмоциональности, натурализма и больше скрытого величия Христа. Западные художники делали акцент на страдания Иисуса-человека, иногда «в ущерб идеальному значению» Страстей.

Основная форма изображения Страстей в православии — так называемые Страстные иконы, имеющие клейма, посвящённые событиям страстей, а центральной композицией — Воскресение или же Распятие. Известен тип Страстной иконы Пресвятой Богородицы, называемой так, потому что по сторонам лика Девы Марии изображаются два летящих ангела с Орудиями страстей (Страстной монастырь получил своё имя в честь этой иконы).

Страстная икона Божьей Матери

Страстям Господним посвящался отдельный чин иконостасов, как правило, 6-й ряд (иконостас Большого собора Донского монастыря в Москве, Софии Новгородской, храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Москве, Патриаршего дворца и церкви Двенадцати апостолов, Успенского собора Ростова Великого, Распятской Теремной церкви и др.). Этот Страстной чин являлся увенчивающим. В его центре помещалось более крупное или же резное изображение Распятия. Возник он как самостоятельный ряд после Московского Большого собора (1666—1667 годы), указавшего, что в иконостасе следует помещать «Распятие и страсти Спаса нашего Иисуса Христа». До этого являлся частью Праздничного цикла. С конца XVII века иконам Страстей, которые служили одновременно завершением иконостаса как архитектурного сооружения, придавали различные декоративные формы — круга, эллипса и проч., обрамляя их резными золочёными картушами-рамами в ярко выраженном барочном стиле.

Кроме того, Страсти — обычная тема фресковых циклов при росписи церквей, причём хронологическая последовательность может не соблюдаться (церковь Богоматери Перивлепты в Охриде, церковь Спаса на Нередице, церковь Спаса на Торгу, церковь Фёдора Стратилата на Ручью). В Исаакиевском соборе они выполнены в технике мозаики. Широкое распространение получил в народной скульптуре иконографический тип «Христос в темнице».

Мистерии

Известны размышления византийских писателей о последних днях Христа, в том числе в поэтической и драматической формах. Одна из ранних пьес на эту тему — Χριστòς πχσχων (лат. Christus patiens), атрибутировалась многим авторам, иногда приписывалась Григорию Богослову. Созданная под влиянием греческих трагедий и, более всего, — трагедий Эврипида, драма состоит из диалогов персонажей (Девы Марии, Марии Магдалины, Иоанна Евангелиста, Иосифа, Никодима и хора), сменяемых пространными монологами. Скорее всего она предназначалась не для воплощения на сцене, а в качестве поучительного чтения.

В Западной Европе костюмированные представления и музыкальные постановки на тему Страстей Господних (см. Страсти (музыкальное произведение)) являются широко распространёнными, ведя свою историю со Средних веков. Одним из объединений, созданных специально для представления Мистерии Страстей (фр. Mystère de la Passion) и оказавших большое влияние на европейское драматическое искусство, было Парижское братство Страстей Господних (фр. Confrèrie de la Passion), получившее в 1402 году некоторые привилегии от короля Франции Карла VI. Представление, исполнявшееся в течение четырёх дней, включало не только картины Страстей Христовых, но и рассказ о всей жизни Иисуса. Органист Собора Парижской богоматери Арно Гребан переработал Mystère de la Passion для спектакля в Абвиле (1455), позднее драматург Жан Мишель (ум. 1495) существенно дополнил текст мистерии.

В немецком посёлке Обераммергау в память о счастливом избавлении от чумы с 1634 года каждые десять лет с несколькими перерывами на войны и другие неприятности под открытым небом разыгрывается спектакль-мистерия «Страсти Господни».

Музыка

Уже в IV веке сложилась традиция декламировать или разыгрывать в лицах на богослужениях в Страстную неделю евангельские тексты о последних днях жизни Иисуса. Сначала они исполнялись в форме псалмодии. С XIV века псалмодические Страсти сменились респонсорными, наиболее отвечающими нуждам богослужения: строфы поочерёдно исполнялись солистом (дьяконом) и хором. Позднее добавились партии действующих лиц Страстей. В XVI веке появляется мотетный тип Страстей, когда текст исполнялся хором. Деятели Реформации (Мюнцер, Лютер) ввели в богослужение протестантский хорал. Появились протестантские Страсти с текстом на немецком языке. Введение (начиная с XVII века) инструментального сопровождения литургических песнопений привело к изменению трактовки жанра Страстей. С XVII века оформляется, а в XVIII входит в обиход новый тип Страстей — оратория. Со временем ораториальные Страсти стали исполняться на концертах. Самые знаменитые оратории на тему Страстей написал Иоганн Себастьян Бах.

В XIII веке в среде францисканцев был создан латинский гимн, посвящённый страданиям Марии (Stabat Mater, Стояла мать скорбящая). Его сочинение приписывается Якопоне да Тоди. К концу средневековья гимн входит в богослужебную практику, а в 1727 году он был включён католической церковью как секвенция в богослужения. Исполняется во время праздников Семи скорбей Богоматери и стояний Крестного пути. На слова гимна писали музыку такие композиторы, как Палестрина, Перголези, Гайдн, Россини, Верди, Дворжак.

К теме последних дней земной жизни Христа обращались композиторы П. Хартман (оратории Das letzte Abendmahl, Der Tod des Herrn), Ф. Мартен (оратория «Голгофа»), К. Пендерецкий («Страсти по Луке», 1965), А. Пярт («Страсти по Иоанну», 1982), С. Губайдуллина («Семь слов» и «Страсти по Иоанну»).

Широкую известность приобрёл мюзикл (рок-опера) «Иисус Христос — суперзвезда» (англ. Jesus Christ Superstar) (музыка Эндрю Ллойда Уэббера, либретто Тима Райса,1970). Он был экранизирован в 1973 году Норманом Джуисоном, съёмки проходили в Израиле.

Кинематограф

Первые опыты обращения кинематографистов к биографии Христа (конец XIX века) были записями постановок мистерий Страстей Христовых. Братья Люмьер запечатлели в «Жизни и Страстях Христа» (фр. La vie et Passion du Christ) чешскую театральную постановку, а Pичард Холламан (англ. Richard Hollaman) в своём фильме «Представление Страстей» (англ. Passion Play) задействовал участников мистерии в Обергаммау. Одним из наиболее удачных ранних религиозных фильмов считается «От яслей до Креста» (англ. From the Manger to the Cross, 1912) Сиднея Олкотта, где Иисуса сыграл Х. Блэнд. Съёмки картины проходили в Египте и Палестине. Фильм Ecce Homo (снят в США в 1927, итальянская версия вышла в 1968) не отличается высокими художественными достоинствами, однако строго следует описанию событий в Библии. В картине А. Шёберга «Варавва» (1953) Варавва, преступник, освобождённый Понтием Пилатом по случаю праздника Пасхи, просит прощения за то, что невинный (Христос) должен умереть вместо него. Положительные отзывы кинокритиков получил фильм Пазолини «Евангелие от Матфея» (Специальный приз жюри 25-го Венецианского кинофестиваля). Создавая образ Христа, Пазолини выдвинул на первый план его человеческие качества, а его деяния ограничил борьбой с притесняющими простой народ и оказанием помощи нуждающимся.

Фильм американского режиссёра и актёра Мела Гибсона «Страсти Христовы» (англ. The Passion of the Christ, 2004) — о событиях последних часов земной жизни Иисуса Христа получил мировую известность.

Страсти Христовы в ботанике

Тропическое растение страстоцвет, завезённое в Европу в XVI веке, получило своё название благодаря иезуиту Ф. Б. Ферари, который увидел в его цветке эмблему, содержащую орудия Страстей Христовых. Тройное рыльце изображает три гвоздя, кружок окроплённых красным цветом тычинок — окровавленный терновый венец, стебельчатый плодник — чашу Грааля, пять пыльников — пять ран Спасителя, трёхлопастный лист — копьё Лонгина, прицепки (усики) — плети, белый цвет — невинность Спасителя и т. д.

Комментарии

  • ↑ Хранится в музее архидиоцеза (Познань). Копия меча святого Петра — в Базилике святых Петра и Павла в Познани.
  • ↑ Хранится в капелле Сан-Дзено базилики Санта-Прасседе в Риме и церкви св. Георгия в Стамбуле.
  • ↑ Хранится в Соборе Парижской Богоматери, а отдельные шипы — во многих церквях мира.
  • ↑ Его части находятся во многих церквях мира.
  • ↑ Крупный фрагмент — в церкви Санта-Кроче-ин-Джерусалемме в Риме.
  • ↑ Существует 3 копья, претендующих называться истинными: в соборе святого Петра в Риме, во дворце Хофбург в Вене и в Вагаршапате (Армения).
  • ↑ Её фрагмент со следами крови находится в базилике Сан-Джовани-ин-Латерно в Риме. Часть «губы» — в ковчеге Дионисия Суздальского в Московском Кремле.
  • ↑ Риза Господня попала в Россию в XVII веке, в настоящее время разделена на несколько частей. Бесшовный хитон — в городе Трире. Фрагмент багряницы в Латеранской базилике (Рим).
  • ↑ В соборе Иоанна Крестителя в Турине.
  • ↑ Среди тех, кто отрицает подлинность, например, Туринской плащаницы можно назвать профессора Эдварда Холла (Оксфордский университет), Гарри Гоува (англ. Harry Gove, Лаборатория исследования структуры ядра Рочестерского университета), профессора Пола Деймона (Радиоуглеродная лаборатория, Таксона, Аризона), принимавших участие в радиоуглеродном исследовании реликвии в 1988 году.
  • ↑ По поводу того, хранится ли оригинал Нерукотворного Спаса в Риме, существуют серьёзные разногласия. Часть исследователей придерживается мнения, что он был украден при разграблении города в 1527 году. Те, кому удалось видеть реликвию в соборе святого Петра (аббат Барбье де Монто в 1854 году, иезуит Йозеф Вольперт в 1907) отмечали, что изображения на ткани почти не видно. Известному исследователю Туринской плащаницы Яну Уилсону так и не было разрешено осмотреть римский плат.
  • ↑ Исследователь истории Туринской плащаницы и Грааля Кюррер-Бриггс связывает зарождение западноевропейской легенды о Граале с посещением королём Амори I Константинополя, когда сопровождавшие его лица познакомились с местными святынями.
  • ↑ Порядок выноса плащаницы указан по данным Православного Церковного календаря.

  • Имя:*
    E-Mail:
    Комментарий: