Отелло (фильм, 1995)

Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Отелло (фильм, 1995)

24.12.2020

«Отелло» (англ. Othello) — фильм режиссёра Оливера Паркера, экранизация одноименной трагедии Шекспира, вышедшая в прокат 15 декабря 1995.

О фильме

Режиссёрский дебют Оливера Паркера, выступившего также в качестве сценариста. В тексте пьесы им были сделаны значительные сокращения, по мнению критиков, чрезмерно упростившие сюжет. Были добавлены сцены, отсутствующие в оригинале: постельная сцена первой брачной ночи Отелло и Дездемоны, сцена измены Дездемоны с Кассио, воображаемая мавром, танец Дездемоны на пиру в честь победы над турками, сцена, изображающая раненых Родериго и Кассио в лазарете, и финал, в котором тела Отелло и Дездемоны вместо предания земле на месте или транспортировки в Венецию, сбрасывают в море.

Американская постановка с британскими, французскими и итальянскими актёрами. Картина снималась в Венеции и в замке Орсини-Одескальки в Риме. После малобюджетных независимых постановок Теда Лэнджа и Яфета Котто это третья экранизация пьесы Шекспира с темнокожим актёром в роли венецианского мавра.

В США картине был присвоен прокатный рейтинг R (по причине наличия сцен насилия, частичной наготы и сексуальных сцен).

В ролях

  • Лоуренс Фишборн — Отелло
  • Ирен Жакоб — Дездемона
  • Кеннет Брана — Яго
  • Натаниель Паркер — Кассио
  • Майкл Мэлоуни — Родриго
  • Пьер Ванек — Брабанцио
  • Николас Фаррелл — Монтано
  • Анна Патрик — Эмилия
  • Майкл Шин — Лодовико
  • Андре Умански — Грациано
  • Индра Ове — Бьянка
  • Габриэле Ферцетти — венецианский дож

Критика

Фильм провалился в прокате и получил плохую прессу в США. Роджер Эберт отметил в своей рецензии, что картина неизбежно вызывала ассоциации с недавним скандальным делом О. Дж. Симпсона. Сценарий он сравнил с набором цитат из Бартлетовского семейного сборника. Дженет Маслин из The New York Times также охарактеризовала действия сценариста, выбросившего одни сцены и переставившего местами другие, как «непростительное самоуправство».

Американские критики похвалили лишь игру Кеннета Браны, известного специалиста по шекспировскому театру, уже снявшего к тому времени «Генриха V» и «Много шума из ничего», и готовившегося поразить мир своей интерпретацией «Гамлета». На фоне прочих малоубедительных персонажей его мастерские каденции и легкость диалогов смотрятся особенно выразительно. Тем не менее Эберт раскритиковал гомоэротический тон и язык тела, использованный для решения образа Яго, выглядящего в этом фильме более заинтересованным в соблазнении Родриго, чем в устранении мавра, к каковой задаче он относится, как к забавной шахматной партии.

По мнению Риты Кемпли из The Washington Post, начинающий режиссёр предоставил слишком большую свободу самовыражаться игривому Бране, и тот, в результате, «перетянул одеяло на себя», превратившись в главного героя фильма, который поэтому следовало бы назвать «Этот чертов Яго» (That Darned Iago). Высказывались подозрения и о том, что Брана мог заменять Паркера в кресле режиссёра.

Лоуренс Фишбёрн выглядит неуверенно с самого начала фильма, он неубедителен в любовных сценах с Дездемоной, не кажется счастливым мужем, и несколько переигрывает, пытаясь изображать военачальника. Эберт также объясняет это сильно урезанным сценарием, оставляющим мало места для демонстрации характера, который в результате получается несколько схематичным. Резкий переход от трезвой рассудительности к слепой ревности остается для этого персонажа необъяснимым.

Относительно актерского таланта Ирен Жакоб ни у кого нет сомнений. Критик The New York Times объясняет выбор этой актрисы впечатлением «абсолютной чистоты и порядочности», которое она производит, что, по мнению постановщика, должно было придать контрастности необоснованным подозрениям мавра. При этом, по общему мнению, Жакоб, подводит её франко-швейцарское происхождение, не позволяющее свободно и естественно произносить английский барочный текст Шекспира. Сцена удушения, в которой умирающая Дездемона, до конца остающаяся любящей женой, дарит своему супругу последнюю ласку, признана одной из немногих удачных находок фильма.

Фишбёрн и Жакоб, несмотря на все старания, не производят впечатления влюбленной пары. Критик The Washington Post отметил, что актерам некомфортно находиться вместе, и действия Яго в картине таким образом приобретают неожиданное оправдание, ибо «такую любовь надо остановить».

В целом, по мнению Эберта, у Паркера получился фильм о проблемах межрасовых любовных отношений, при том, что в пьесе Шекспира трагедия Отелло и Дездемоны имеет более универсальный смысл.

Номинации

В 1996 году фильм номинировался на премию Гильдии киноактёров США в категории «лучшая мужская роль второго плана» (Кеннет Брана) и на премию NAACP Image Award в категориях «лучший фильм» и «лучший актер» (Лоуренс Фишбёрн).

Комментарии

  • ↑ На постели, усыпанной розовыми лепестками, словно в будуаре куртизанки, что вызвало насмешки зрителей и критиков

  • Имя:*
    E-Mail:
    Комментарий: