Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Лад (деталь музыкальных инструментов)


Лад (во мн. ч. лады или ладки) — деталь конструкции ряда струнных инструментов, представляющая собой выпуклую поперечную полоску на грифе и служащую для изменения тона звучащей струны. Название детали связано с понятием лада как важнейшей гармонической характеристики в музыке. У струнных инструментов лады делят гриф на отрезки, длины которых рассчитаны в соответствии с законами волновой акустики и теории музыки. Например, на таких инструментах, как мандолина или современная гитара, каждому ладу соответствует один полутон стандартной западной системы, где октава поделена на 12 одинаковых полутонов (см. равномерно темперированный строй).

На большинстве современных западных инструментов лады представляют собой металлические полоски, вставленные в гриф. На исторических инструментах и на некоторых неевропейских инструментах ладами служат кусочки струн, обмотанные вокруг грифа.

Иногда под ладом подразумевают пространство между двумя соседними полосками металла, поэтому говорят «прижать струну на пятом ладу», а не «прижать струну между четвёртым и пятым ладами», подразумевая, что палец прижимает струну к поверхности грифа, а не к самой полоске.

Прижимая струну к ладу, мы сокращаем её длину, то есть повышаем её тон — колеблется (звучит) лишь отрезок струны от нижнего порожка до зажатого лада. Колебания струны не распространяются дальше этого лада. Это имеет большое значение для щипковых инструментов, где звук был бы тихим и быстро затухал бы, если бы струна с одного конца опиралась бы на мягкую подушечку пальца.

Другим преимуществом ладов является то, что они позволяют значительно легче достичь принятого стандарта звучания, так как позиции для нужных нот указаны ладами. Кроме того, играть аккорды гораздо легче на грифе с ладами, чем на грифе без них.

Недостатком использования ладов является ограничение в диапазоне звука, который уже задан ладами. Некоторые вариации высоты вокруг фиксированного тона всё же возможны. Звук можно повысить, оттянув струну в перпендикулярном к струне направлении. Такую технику очень часто применяют рок- и джаз-гитаристы, особенно при исполнении одноголосных партий. На инструментах с более тонкими ладами высота звука может меняться в зависимости от давления пальца на струну за ладом. Существует также возможность изменения натяжения струны движением пальца вдоль струны (приём вибрато). Таким способом можно как повысить, так и понизить тон звучащей струны. Этот приём характерен для классической гитары. Натяжение мягких нейлоновых струн не очень велико и легко поддается изменению. На стальных же струнах, даже при малой их толщине, выполнение приёма весьма затруднено и эффект от него мало заметен.

Если обозначить расстояние от нижнего порожка до n {displaystyle n} -го лада (длину звучащей части струны, прижатой на n {displaystyle n} -м ладу) через L n {displaystyle L_{n}} , то отношение длин L n − 1 / L n {displaystyle L_{n-1}/L_{n}} всегда одинаковое и составляет ( 2 12 ) {displaystyle ({sqrt[{12}]{2}})} , или 1,059463 (отношение частот звуков, разделённых одним полутоном, в равномерно темперированном строе). Таким образом, двенадцатый лад делит струну пополам, то есть струна, прижатая на двенадцатом ладу, звучит на октаву выше открытой.

Многие инструменты могут не иметь ладов. Например, бас-гитары бывают без ладов. В этом они скорее напоминают контрабас, который не имеет ладов в принципе. Иногда можно встретить даже безладовую классическую гитару, но такие инструменты — редкость, и бывают только мастеровыми.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: