Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Эспиля


«Эспиля» (фин. Espilä) — исторический ресторан в парке в центре города Выборга.

История

В конце XIX века были разобраны устаревшие укрепления Рогатой крепости, и в соответствии с утверждённым в 1861 году планом в Выборге началось формирование нового городского центра. По бывшему гласису Рогатой крепости была проложена новая центральная магистраль — Торкельская улица, а перпендикулярно ей в 1863 году проложили Александровскую улицу. На месте засыпанного крепостного рва вдоль Торкельской улицы разбили парк-эспланаду, по образцу популярного хельсинкского парка Эспланады. Модное и любимое горожанами место отдыха требовало наличия ресторана, поэтому в 1868 году по проекту архитектора Фредрика Оденваля на фундаменте разобранного бастиона Эуроп (Эуряпя) было возведено деревянное здание ресторана и гостиницы «Бельведер» с резьбой и небольшой башней с обзорной площадкой. Но в 1887 году оно сгорело; гостиницу «Бельведер» Ф. Оденваль выстроил в камне в соседнем квартале за пределами парка, а место сгоревшего здания в 1890 году занял новый деревянный ресторан «Эспланад-павильон», спроектированный архитектором Йоханом Бломквистом.

«Эспланад-павильон», схожий с аналогичным хельсинкским рестораном «Esplanadikappeli», представлял собой симметричную композицию из трёх объемов: центрального, с фасадом в виде пятипролётной аркады, и примыкающими к нему крыльями. Главный зал ресторана был рассчитан на 100 посетителей, а два открытых крыла павильона — на 40 мест. Деревянное здание было построено в эпоху подъёма финского национального самосознания, что нашло отражение в архитектуре постройки: в отделке фасадов были использованы мотивы народной резьбы. Здание производило впечатление лёгкого, воздушного паркового сооружения. Летом оно утопало в зелени и цветах, над крышей на флагштоках развевались флаги. В холодное время года к услугам посетителей был зимний сад. Крупнейший выборгский ресторан считался дорогим, но не был обделён вниманием посетителей, благодаря хорошей кухне и ежедневным концертам, проходившим в зимнее время в зале, а летом на открытой полукруглой эстраде с двумя башенками, выстроенной в 1899 году, также по проекту Бломквиста, в парке напротив главного входа в ресторан.

Ресторан «Эспиля», работавший в Хельсинки

В 1918 году, когда в ходе Гражданской войны в Финляндии город заняли войска генерала Маннергейма, деревянная парковая эстрада сгорела, но ресторан сохранился. В Финляндской республике его официальным финским названием стало «Эспиля» (так сокращённо ресторан первоначально называли финноязычные горожане, однако, среди шведоязычных жителей города бытовало мнение о неблагозвучности разговорной формы, отражённое в газете «Wiborgsbladet», поэтому в шведских текстах сохранялось полное название «Эспланад-павильон»). По проекту архитектора Уно Ульберга в 1934 году была проведена реконструкция здания в духе функционализма, включавшая упрощение облицовки фасадов, устранение декоративных резных деталей, застекление летних террас и перепланировку с расширением помещений за счёт ликвидации парадной лестницы с полукруглой террасой. Этим же архитектором на прежнем месте была построена новая открытая деревянная эстрада трапециевидной формы, также имевшая суровый, аскетичный облик, характерный для того исторического периода. После реконструкции число мест в главном зале увеличилось до 150—160, а летние террасы стали вмещать до 110 посетителей. Но в таком виде ресторан и эстрада простояли недолго и не пережили Советско-финских войн: в ходе Советско-финляндской войны (1939—1940) было утрачено здание ресторана, а в результате Великой Отечественной войны исчезла и парковая эстрада. Вынужденный покинуть Выборг владелец ресторана открыл в Хельсинки одноимённое заведение, просуществовавшее до начала 1990-х годов.

В послевоенное время на фундаменте ресторана размещалось небольшое летнее кафе, затем, в 1980-е годы — детские аттракционы. После разборки обветшавших сооружений возникла идея воссоздания ценного памятника деревянного зодчества, и в 2016 году ресторан на прежнем месте был открыт. Проект ресторана на 300 посадочных мест, разработанный архитектором Л. Ф. Логашовой, предусматривал сохранение прежнего трёхчастного силуэта постройки Й. Б. Бломквиста в сочетании с идеями У. В. Ульберга об объединении трёх объёмов здания под одной крышей: к главному залу на 140 мест примыкает левое крыло, а в правом, с отдельным входом, располагается кафе. На втором этаже находится банкетный зал.

Дизайн интерьера разработан и реализован петербургским дизайнером Светланой Каржавиной в скандинавском стиле с учётом архивных данных. Внутреннее зонирование выполнено с использованием зеркальных окон на перегородках и хрустальных люстр, а также больших абажуров (над баром и на втором этаже).

В 2016 году на открытии восстановленного финского ресторана "Эспиля" был представлен совместный проект искусствоведа Анастасии Мартыновой с администрацией ресторана - единственная авторская фотокопия на холсте (полотно никогда в РФ не выставлялось) картины финского художника Т. Пааканена с изображением ресторана «Эспиля» 1930-х годов. Аннотацию можно прочесть на табличке в самом ресторане (картина с аннотацией размещена на стене над барной стойкой). Искусствовед оказала помощь (перевод старинного меню «Эспиля» 1-й трети XX века) в разработке эксклюзивного меню, пользующегося ныне популярностью у гостей заведения..

Восстановлением ресторана заинтересовалась финская сторона; в 2017 году режиссёром Арво Туоминеном начаты съёмки документального фильма, посвящённого ресторану. Вдова последнего финского владельца «Эспиля», 92-летняя Эльзе Сеппя стала одной из первых посетительниц восстановленного ресторана.

Ресторан «Эспиля» в культуре

  • Известный выборгский меценат коммерции советник Юхо Лаллукка, по свидетельству современников, неизменно оплачивал счета бедных артистов, когда те приходили в «Эспиля» праздновать премьеры Выборгского театра. Достоянием финского фольклора стал фразеологизм: «Я заплачу, сказал Лаллукка в „Эспиля“».
  • Максим Горький упоминает ресторан с оркестром в качестве места действия героев книги «Жизнь Клима Самгина».

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: