Большая кольцевая линия

Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Большая кольцевая линия

18.12.2020

Большая кольцевая линия (сокращённо БКЛ) — четырнадцатая по счёту линия Московского метрополитена. Первый участок будущей Большой кольцевой линии от станции Каширская до станции Каховская открыт 11 августа 1969 года в составе Горьковско-Замоскворецкой линии. Впоследствии участок был преобразован в отдельную Каховскую линию. Первый участок заново спроектированного кольца от станции «Петровский парк» до станции «Деловой центр» протяженностью 10,5 км с 5 станциями открыт 26 февраля 2018 года. Сегодня в состав линии входят 6 станций, её длина — 12,5 км. После завершения строительства к концу 2022 или 2023 года общая протяжённость линии составит 69 км, в неё войдёт 31 станция, в том числе станции бывшей Каховской линии, а также временно фукционирующие как часть Некрасовской линии станции «Лефортово» и «Авиамоторная».

На схемах метро обозначается бирюзовым цветом (ранее — чёрным) и числами: 11 для основной трассы и 011А — для планируемого к преобразованию в ответвление участка от «Хорошёвской» до «Делового центра». Ранее номер 11 на схеме имела Каховская линия, которая станет частью Большой кольцевой и по сути является её первым и старейшим участком, номер которой с 2018 до её закрытия был сменён на «11А». Участок Большой кольцевой линии от станции «Шелепиха» до станции «Савёловская» ранее был обозначен также жёлтым цветом и номером 8А, поскольку использовался совместно с Солнцевской линией в рамках маршрутного движения. Открывшийся в 2020 году участок Большой кольцевой линии от станции Нижегородская до станции Электрозаводская обозначается на схемам розовым цветом и номером 15, так как временно эксплуатируется в составе Некрасовской линии. К 2022 году станции бывшей Каховской линии снова будут обозначаться номером 11.

Название

Рабочее название «Третий пересадочный контур» линия получила потому, что первым пересадочным контуром Московского метрополитена условно считаются все станции с пересадками внутри Кольцевой линии, а вторым — сама Кольцевая линия. Выбор эксплуатационного (официального) названия линии был осуществлён по итогам голосования, проведённого на портале «Активный гражданин», в котором победил и был поддержан мэром Москвы Сергеем Собяниным вариант «Большая кольцевая линия».

История

Ещё в 1947 году существовали планы строительства полукольцевой линии метрополитена на юге и востоке города с перспективой замыкания в кольцо. Линия должна была пройти на расстоянии двух-трёх станций от уже строившейся тогда Кольцевой линии.

Медальон на путевой стене «Курской»

На станции метро «Курская» расположена памятная доска с надписью «Курская большого кольца 1945—1949». Дело в том, что проектировалось малое кольцо, которое должно было пройти под Бульварным кольцом, причём движение должно было осуществляться частично по нынешней Калужско-Рижской и Серпуховско-Тимирязевской линии, ответвляясь к собственным станциям, известным как «Полянка» и «Трубная». Однако уже в начале 1950-х годов от проекта «Малого кольца» отказались.

По Генеральному плану 1971 года было предусмотрено строительство второй кольцевой линии Московского метрополитена, которая должна была включить Каховскую линию (введена в эксплуатацию 11 августа 1969 года; тогда она была частью Замоскворецкой) и участок Сокольнической линии «Черкизовская» — «Улица Подбельского» (введён в эксплуатацию 1 августа 1990 года). Задел под этот проект хорошо виден на перегоне «Черкизовская» — «Бульвар Рокоссовского». Пара тоннелей с проложенными в них рельсами, не доходящими до основной ветки, видна в тоннеле к центру. Это задел под станцию «Черкизовская-2». Существующая станция должна была отойти новой кольцевой линии. Также были созданы заделы под пересадку на будущую станцию большого кольца на станциях «Проспект Вернадского», «Октябрьское Поле» и «Кузьминки».

В итоге проект был отложен на неопределённый срок, так как после включения в 1960 году в состав Москвы новых территорий в пределах МКАД, где началось строительство новых микрорайонов, возникла первостепенная необходимость обеспечить транспортные связи новостроек с центром города, в связи с чем основной задачей метростроевцев стало возведение радиальных линий.

Во второй половине 1980-х годов возник проект создания четырёх хордовых линий, однако перевес получила идея «кольца».

Во второй половине 2000-х годов было предложено вернуться к проекту хордовых линий, расположенных в центральной части на расстоянии 1—3 станций от существующей Кольцевой линии и связанных между собой пересадками. Ходынская линия задумывалась как первый участок, проходящий от станции «Выставочная» через станции «Полежаевская» и «Динамо» к «Савёловской». В 2006 году начальник московского метрополитена Дмитрий Гаев ввел в употребление название «Третий пересадочный контур». Под первым пересадочным контуром подразумевались станции пересадок внутри Кольцевой линии, вторым контуром считалась Кольцевая линия.

12 февраля 2011 года было предложено построить станции «Пресня», «Шелепиха» и «Мнёвники» только в конструкциях в связи с их расположением в промзоне, а 21 февраля было подтверждено, что Некрасовская линия станет составной частью новой линии и будет состыкована с ней на станции «Нижегородская».

Летом 2011 года были разработаны проекты станций первой очереди — все они будут иметь типовую конструкцию, но различаться цветовой гаммой и деталями оформления.

В октябре 2011 года Метрогипротранс представил план по объединению проектов Третьего пересадочного контура и Большого кольца метрополитена, по которому северная часть Третьего пересадочного контура будет объединена с южной частью Большого кольца (в этот участок, в частности, входит Каховская линия). По планам 2014 года Большая кольцевая линия планируется в виде кольца с ответвлениями в сторону «Делового центра» и «Некрасовки» (Кожуховская линия).

В сентябре 2014 года решение было окончательно принято в пользу кольцевого движения, «поскольку организация хордового слишком затратна как с финансовой, так и с организационной точки зрения». Временное хордовое беспересадочное движение планируется запустить от «Некрасовки» до «Делового центра» через северный участок Большой кольцевой. С постройкой южной части хорды перерастут в кольцо, и тем, кто едет от начала и до конца бывшей хорды, придётся делать пересадку на Большой кольцевой.

После открытия северного участка линии рассматривалась организация временного маршрутного движения от «Некрасовки» до «Рассказовки». В этом случае Кожуховская линия, верхний полукруг Большой кольцевой и Солнцевская линия вместе образовывали бы самый длинный маршрут метро в Европе, длиной около 60 км.

Перенос сроков

Сроки сдачи как первой очереди Большой кольцевой линии, так и всей линии в целом, неоднократно переносились. Во многом это связано с техническими сложностями при прокладке линии. По словам Марса Газизуллина: «С технической точки зрения каждая строительная площадка БКЛ является неповторимой. Строить новую кольцевую линию из-за достаточно мелкого заложения станций зачастую приходится в условиях непростой гидрогеологии, в водонасыщенных грунтах. Кроме того, при прохождении тоннелей приходится учитывать уже существующие подземные сооружения и коммуникации. Для этого действует специальная система подземного мониторинга, с помощью которой разрабатываются комплексные предупреждающие мероприятия, чтобы при строительстве новых тоннелей метро существующие остались в целости и сохранности»

В конце 2009 года было заявлено, что строительство первой очереди Большой кольцевой линии (Ходынской линии) предполагается провести в трёхлетний срок, со сдачей проекта к 2015 году.

Летом 2011 года были опубликованы новые планы, согласно которым первую очередь линии планировалось построить к 2014 году.

Согласно планам 2012 года, первый участок Большой кольцевой линии планировалось открыть в декабре 2015 года, а построить линию полностью предполагалось к 2019 году. В мае 2012 года были планы построить к 2015 году участок «Хорошёвская» — «Кунцевская».

По планам 2014 года ввод первоочередного участка линии был запланирован на 2016 год.

По состоянию на 2015 год, в 2017—2018 годах планировалось построить 15 станций, в том числе запустить движение на участке от станции «Деловой центр» до станции «Савёловская» (протяжённость участка 12,4 км). В августе 2015 года новым сроком открытия был назван 2017 год.

В марте 2017 года открытие первого участка Большой кольцевой линии планировалось на лето того же года, в апреле — на осень, осенью — на конец года, в декабре его перенесли на начало 2018 года.

В январе 2018 года пуск первого участка был назначен на конец февраля (и 26 февраля 2018 года пуск этого участка был совершён), а срок завершения строительства всей линии сместился на 2021—2022 годы.

В июне 2018 года пуск всего северо-восточного участка от «Нижегородской» до «Савёловской» был перенесён на 2021 год, причём промежуточные станции Рижская и Марьина Роща, по состоянию на 2019 год, планируют открыть ещё позже, в 2022 году.

По состоянию на конец 2019 года, пуск юго-восточного участка от «Нижегородской» до «Каширской» планируется на 2023 год, но могут открыть к концу 2022 года.

Строительство

Воспроизвести медиафайл Техническое открытие и поездка делегации мэра Москвы на автомотрисе СМДК-Мтр по первому участку линии

Ноябрь 2011 года — началось строительство первого участка Большой кольцевой линии. В апреле 2013 года на 24 площадках первоочередного участка линии протяжённостью 13,7 км работали 1400 человек и 3 тоннелепроходческих комплекса.

26 января 2016 года — было объявлено о начале строительства второго участка Большой кольцевой линии от «Электрозаводской» до «Авиамоторной».

Февраль 2017 года — было начато строительство станции «Марьина Роща», в мае — строительство станции «Рижская», в июле — строительство станции «Сокольники».

23 июня 2017 года — начались строительные работы на участке, включающем станции «Аминьевская», «Мичуринский проспект» и «Проспект Вернадского».

28 июня 2017 года — началось строительство южного участка, включающего станции «Новаторская» (ранее «Улица Новаторов»), «Воронцовская» и «Зюзино».

8 сентября 2017 года — мэр Москвы С. С. Собянин провёл технический пуск участка линии от станции «Деловой центр» до станции «Петровский парк».

16 ноября 2017 года — началось строительство юго-восточного участка, включающего станции «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон» и «Кленовый бульвар».

26 февраля 2018 года — открыт первый участок Большой кольцевой линии от станции «Деловой центр» до станции «Петровский парк».

31 июля 2018 года — завершено сооружение правого перегонного тоннеля на участке «Лефортово» — «Авиамоторная».

30 декабря 2018 года — открыт участок от станции «Петровский парк» до станции «Савёловская» с переходом на одноимённую станцию Серпуховско-Тимирязевской линии.

25 января 2019 года — при проходке тоннеля между «Текстильщиками» и «Нижегородской» произошёл прорыв несвязного грунта, что вызвало появление крупных трещин в здании автобазы на 2-м Грайвороновском проезде.

2 марта 2019 года — объявлено о завершении строительства обоих тоннелей под каналом имени Москвы на перегоне от станции «Мнёвники» до «Карамышевской».

30 марта 2019 года — закрытие на реконструкцию станции «Каховская» для последующего включения её в состав Большой кольцевой линии.

24 июня 2019 года — проходка правого тоннеля между станциями «Воронцовская» и «Новаторская» завершена.

26 октября 2019 года — закрытие на реконструкцию станций «Варшавская» и частично «Каширская» для последующего включения их в состав Большой кольцевой линии.

16 декабря 2019 года — сообщено о готовности тоннеля между станциями «Проспект Вернадского» и «Новаторская».

Декабрь 2019 года — готово более 70 % тоннелей кольца.

2 января 2020 года — начата проходка левого тоннеля на южном участке от «Зюзино» до «Воронцовской».

2 января 2020 года — технический пуск участка «Нижегородская» — «Лефортово», который временно будет работать в составе Некрасовской линии.

27 марта 2020 года — открытие участка «Нижегородская» — «Лефортово» в составе Некрасовской линии.

22 августа 2020 года — закрытие на реконструкцию станции «Рижская» Калужско-Рижской линии для замены эскалаторов и подготовки создания крупного транспортно-пересадочного узла, в частности — пересадки на одноимённую станцию Большой кольцевой линии.

с 21 сентября по 5 октября 2020 года были ограничения движения поездов на участке Арбатско-Покровской линии от станции «Парк Победы» до станции «Молодёжная» для строительства Западного участка Большой Кольцевой линии (11).

26 сентября 2020 года — введены ограничения движения поездов на станции «Каширская» Замоскворецкой линии по направлению «из центра» для реконструкции станции и последующего включения её в состав Большой кольцевой линии.

30 сентября 2020 года — завершение прокладки последнего глубокого тоннеля на Северо-восточном участке данной линии от станции «Лефортово» до станции «Рижская».

С 12 по 14 декабря 2020 года участок «Нижегородская» — «Лефортово» и с 12 по 22 декабря 2020 участок «Шелепиха» — «Хорошёвская» будут закрыты для подготовки к открытию станций «Электрозаводская», «Карамышевская» и «Мнёвники» Большой Кольцевой линии.

На сайте Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы размещена схема строительства БКЛ с указанием расположения тоннелепроходческих щитов.

Станции

Северо-западный (первый) участок

Трассировка северо-западного участка Большой кольцевой линии

В рамках первой очереди 26 февраля 2018 года открыты пять станций на северо-западном участке кольца:

  • «Деловой центр» (пересадка на Филёвскую линию, в будущем — пересадка на Солнцевскую линию);
  • «Шелепиха» (пересадка на станцию МЦК Шелепиха);
  • «Хорошёвская» (пересадка на «Полежаевскую» Таганско-Краснопресненской линии и станцию МЦК Хорошёво);
  • «ЦСКА»;
  • «Петровский парк» (пересадка на Замоскворецкую линию).

30 декабря 2018 года была открыта шестая станция «Савёловская» с переходом на одноимённую станцию Серпуховско-Тимирязевской линии.

На участке «Шелепиха» — «Савёловская» организована совместная эксплуатация Большой кольцевой и Солнцевской линий.

В будущем ответвление Большой кольцевой со станциями «Шелепиха» и «Деловой центр» будет передано в состав проектируемой Рублёво-Архангельской линии.

Южный и юго-западный (четвёртый и пятый) участки

Участок Большой кольцевой от станции «Каховская» до станции «Аминьевская» с семью станциями планируется сдать в 2021—2022 годах.

В составе южного участка откроются 3 станции:

  • «Зюзино»;
  • «Воронцовская» (пересадка на Калужско-Рижскую линию);
  • «Новаторская» (ранее «Улица Новаторов»; пересадка на проектируемую Коммунарскую линию).

В составе юго-западного участка откроются ещё четыре станции:

  • «Проспект Вернадского» (пересадка на Сокольническую линию);
  • «Давыдково»
  • «Аминьевская» пересадка на проектируемую платформу Аминьевская Киевского направления МЖД);
  • «Мичуринский проспект» (пересадка на Солнцевскую линию);

Западный (третий) участок

Первый этап западного участка с двумя станциями от «Хорошёвской» до «Карамышевской» планируется запустить в декабре 2020 года с организацией вилочного движения:

  • «Карамышевская» (ранее «Улица Народного ополчения»; пересадка на проектируемую Рублёво-Архангельскую линию);
  • «Мнёвники» (ранее «Карамышевская»).

Второй этап будет пущен в 2021 году. В его составе откроются ещё две станции:

  • «Терехово» (ранее «Мнёвники»);
  • «Кунцевская» (пересадка на Арбатско-Покровскую и Филёвскую линии).

Северо-восточный (второй) участок

27 марта 2020 года, в рамках продления Некрасовской линии были открыты первые 3 станции Северо-восточного участка линии:

  • «Нижегородская» (пересадка на Московское центральное кольцо и Горьковское направление МЖД). На базе станции создан крупнейший одноимённый транспортно-пересадочный узел;
  • «Авиамоторная» (пересадка на Калининскую линию);
  • «Лефортово».

В декабре 2020 года ожидается открытие станции «Электрозаводская» (пересадка на Арбатско-Покровскую линию).

В 2021 году ожидается открытие станции «Сокольники» (пересадка на Сокольническую линию).

Ещё две станции откроются в 2022 году на действующей линии и позволит соединить данную часть линии с северо-западным участком:

  • «Рижская» (пересадка на Калужско-Рижскую линию);
  • «Марьина Роща» (пересадка на Люблинско-Дмитровскую линию). В отдалённой перспективе от станции планируется строительство Молжаниновского и Мытищинского радиусов.

Юго-восточный (шестой) участок

В 2022 году будет готов юго-восточный участок с четырьмя станциями:

  • «Текстильщики» (пересадка на Таганско-Краснопресненскую линию и Курское направление МЖД);
  • «Печатники» (пересадка на Люблинско-Дмитровскую линию);
  • «Нагатинский Затон» (ранее вместо станции планировалось построить эвакуационный выход);
  • «Кленовый бульвар» (пересадка на проектируемую Бирюлёвскую линию).

Таким образом, Большая кольцевая линия полностью замкнётся к концу 2022 или в 2023 году.

Пассажиропоток

За первую неделю работы участком БКЛ воспользовались 280 тысяч человек, за две недели участком БКЛ воспользовались 850 тысяч человек.

С момента открытия по 27 июля 2018 года суммарный пассажиропоток составил более 7,5 миллионов человек, по 28 сентября — более 11 миллионов человек.

Суточный пассажиропоток по будням в первые дни работы участка составлял 46 тысяч человек в день, к концу сентября 2018 года он превысил 73,4 тысячи человек в день.

За первый год перевезено более 22 миллионов пассажиров.

За два года с момента открытия перевезено 58 миллионов пассажиров, суточный поток достиг 110—130 тысяч человек.

Депо и подвижной состав

Депо, обслуживающие линию

Изначально планировалось, что обслуживать Большую кольцевую линию будет электродепо «Хорошёво», которое хотели построить вблизи Хорошёвского шоссе. Но власти не смогли договориться с собственником площадки под это депо, и в официальных планах 2012 года депо «Хорошёво» уже не значилось. С ноября 2012 года рассматривалась возможность использовать для обслуживания Большой кольцевой линии электродепо «Фили», для этого были запроектированы две однопутные служебные соединительные ветви, однако спустя 2 года от этого варианта решено было отказаться. В 2015 году в проект первой очереди Большой кольцевой линии была добавлена вторая соединительная ветвь на Солнцевскую линию для совместной эксплуатации двух линий. В 2018 году выдача составов на объединённую линию производилась из электродепо «Измайлово» по съездам к западу от станции «Парк Победы». После открытия электродепо «Солнцево», депо «Измайлово» прекратило обслуживать Большую кольцевую линию, его функции взяло на себя нововведённое депо. В перспективе линию будет обслуживать электродепо «Замоскворецкое», построенное на участке Каховской линии, которая в дальнейшем станет частью Большой кольцевой. Также будет реконструирован бывший Московский вагоноремонтный завод им. В. Е. Войтовича в депо «Нижегородское» и построено новое депо «Аминьевское».

Количество вагонов в составах

Типы вагонов, использующихся на линии

Пересадки

Существующие пересадки

Планирующиеся пересадки


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: