Гонщики (фильм, 1972)

Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Гонщики (фильм, 1972)

18.12.2020

«Гонщики» — советский художественный фильм, снятый в 1972 году режиссёром Игорем Масленниковым.

Сюжет

Этот советский фильм рассказывает о настоящей мужской дружбе. Два автогонщика — Иван Михайлович Кукушкин (Евгений Леонов) и Николай Николаевич Сергачёв (Олег Янковский) — ездили когда-то вместе на гоночном автомобиле «Москвич-412», участвующем в ралли (и одновременно работают на АЗЛК). Иван и Николай очень много проездили вместе. Но всё перевернул один случай: в Альпах они попадают в аварию. Пытаясь избежать столкновения с «Volkswagen Käfer», Иван не справился с управлением, «Москвич» падает в кювет, и гонщики оказываются в больнице. После этого Сергачёв решил, что Кукушкин уже слишком стар, и выбирает другого напарника. Для всех стало шоком то, что они разошлись. Всего лишь один случай испортил всё. В итоге они оказались соперниками в крупном ралли «Синий перевал».

На ралли меж тем произошло два крушения: первое случилось с Бруно Лоренсом, который из-за плохой дороги и иголки перевернул свой «Иж-412» и загнал его в кювет, тем самым сбив крыло. Второе — с «Волгой» под номером 30, которая тоже разбилась из-за плохой дороги и иголки. Экипаж Сергачёва проезжает мимо места аварии, не остановившись, чтобы помочь пострадавшему. Во время отдыха между этапами Кукушкин в очередной раз ссорится с бывшим напарником из-за трагедии, но Николай объясняет, что он спал, а руль доверил Спицыну, который не остановился, чтобы помочь. Сергачёв устраивает разборку с Александром Спицыным и, когда наступает очередной этап соревнований, подсовывает Спицыну алкоголь из рога. Спицын засыпает… У Николая отказывают тормоза и его «Москвич» доезжает до края обрыва и грозит упасть. Выпрыгнуть из машины он не может, балансируя своим весом спящего Спицына, и удерживая «Москвич» от падения в пропасть. Экипаж спасает от гибели ехавший следом Кукушкин, подцепив тросом машину за бампер и выкатив его на безопасное место. В результате неудачных попыток торможения в «Москвиче» отказала коробка передач, и продолжать гонку без её ремонта невозможно. Иван хочет помочь Николаю, но его напарник, Алексей Шведов, торопит Кукушкина, остающегося лидером гонки. Иван Михайлович с величайшей неохотой оставляет друга, обречённого на поражение. Проезжающие соперники предлагают помощь, но Сергачёв отказывается.

В ролях

  • Евгений Леонов — Иван Михайлович Кукушкин, «дядя Ваня», «папа Римский»
  • Олег Янковский — Николай Николаевич Сергачёв
  • Лариса Лужина — Люся Кукушкина
  • Армен Джигарханян — Вартан Вартанович
  • Леонхард Мерзин — Бруно Лоренс
  • Николай Ферапонтов — Александр Спицын, перворазрядник
  • Борис Аракелов — Петя
  • Андрей Грецов
  • Нодар Пиранишвили
  • Михаил Васильев — хозяин машины
  • Надежда Карпушина — жена Спицына
  • Андрей Леонов — Николка, сын Кукушкиных
  • Галина Чигинская — эпизод
  • Нина Ильина — Света
  • Ааре Лаанеметс — помощник Лоренса
  • Любовь Петрова — эпизод
  • Ольга Ролич — эпизод
  • Святослав Попов — капитан дальнего плавания
  • Юрий Ивин — Алексей Шведов

Съёмки

Съёмки проходили в разных регионах Советского Союза и за рубежом. Во время подготовки выяснилось, что Олег Янковский не умеет водить автомобиль, и к нему был прикреплён тренер для обучения водительским навыкам. Создатели фильма сразу же отказались от общепринятой технологии съёмки диалогов внутри движущегося автомобиля с помощью рирпроекции в павильоне студии. Все сцены были сняты в реальных условиях при помощи специального крепления киносъёмочного аппарата на корпусе автомобиля. Единственный эпизод отснят в студии из-за невозможности выезда одного из актёров в экспедицию. Для съёмки сцен из движущегося «Москвича» оператор с ручной камерой 1КСШР усаживался в багажник, крышка которого и заднее стекло салона демонтировались. Актёрские диалоги внутри автомобиля снимались с передней точки камерой, закреплённой на раме, которая устанавливалась вместо снятого капота. При этом, запуск камеры актёры выполняли самостоятельно, а загрязнённое стекло с работающими дворниками усиливало достоверность. Низкая светочувствительность киноплёнки «ДС-5М», на которую снималась основная часть фильма, заставила имитировать свет автомобильных фар в ночных сценах при помощи специальных осветительных приборов. В некоторых случаях встречные машины, видимые из движущейся, устанавливались на дороге неподвижно, а перед их капотом размещались прожекторы. Чтобы создать на экране иллюзию их движения навстречу, автомобиль, из которого велась съёмка, ехал вдвое быстрее.

В качестве дублёров в съёмках приняли участие автомобильные гонщики, мастера спорта: Юрий Ивин, Яков Агишев, Иосиф Гальперин, Александр Матвеев, Анатолий Печенкин, Эдуард Сингуринди, Виктор Щавелев, Гунар Хольм и В. Бубнов. Двое последних двумя годами ранее выступали на «Москвичах-412» в ралли «Лондон-Мехико» 1970 года. Консультантами работали Роман Чертов и Александр Ипатенко.

Мастер спорта международного класса Михаил Титов, принимавший участие в съёмках кинокартины будучи одним из членов сборной СССР по ралли, посчитал что создатели фильма явно переборщили в ряде моментов с художественным вымыслом. Как например с эпизодом — когда штурман пьёт вино, а затем отсыпается на заднем сидении. Да и гонщики-пижоны такого типа как Сергачёв, по словам Титова, в то время не встречались.

Съёмочная группа

  • Авторы сценария:
    • Юлий Клеманов
    • Игорь Масленников
    • Иосиф Ольшанский
    • Нина Руднева
  • Режиссёр-постановщик: Игорь Масленников
  • Режиссёр: Владимир Перов
  • Операторы:
    • Владимир Васильев
    • Феликс Гилевич
  • Художник: Владимир Гасилов
  • Композитор: Владимир Дашкевич

Технические данные

  • Производство: Ленфильм
  • Художественный фильм, односерийный, широкоформатный, цветной

На лицензионном DVD фильм выпустила фирма «CP Digital».


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: