Витязь (трамвай)
71-931 «Витязь» — сочленённый трёхсекционный шестиосный трамвайный вагон с полностью низким уровнем пола, созданный ООО «ПК Транспортные системы» на мощностях Тверского вагоностроительного завода и Невского завода электрического транспорта (Санкт-Петербург). Выпускается в двух вариантах — базовой модели и модификации 71-931М («Витязь-М», «Витязь—Ленинград»), отличающейся изменённой передней и задней маской. По состоянию на 2018 год эксплуатируются в Санкт-Петербурге (Трамвайный парк № 8, СТТП), Краснодаре (Восточное трамвайное депо) и в Москве (депо имени Баумана, Октябрьское депо и депо имени Русакова), ранее один трамвай также эксплуатировался в Волгограде.
История
Создание
Работы над трамваем с низким полом по всей длине начались на УКВЗ ещё в начале 2000-х годов в рамках проекта вагона 71-625, но были остановлены и возобновились лишь в 2013 году. К октябрю были готовы низкопольные поворотные тележки, но в начале 2014 года УКВЗ разорвал отношения со своим Торговым домом, которому и принадлежали права на тележку. Один из учредителей ТД УКВЗ, вышедших из состава фирмы, организовал компанию ПК «Транспортные системы», пригласил главного конструктора УКВЗ и выкупил конструкторскую документацию на тележку у ТД УКВЗ, создав на мощностях Тверского вагоностроительного завода производство трамваев 71-911 и 71-931. Совокупный объём инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки по созданию двух опытных образцов составил 10 млн евро.
Поставки и производство
Производство трамваев 71-931 «Витязь» всех модификаций осуществляется на трех производственных площадках, принадлежащих или арендуемых «ПК Транспортные системы»: Тверской механический завод электротранспорта (производство тележек), Тверской вагоностроительный завод (сборка кузовов), Невский завод электрического транспорта. Первый опытный трамвай данной модели был собран осенью 2014 года и в конце октября представлен на выставке в Москве, после чего отправлен на испытания на линии города. В начале февраля 2015 года после успешного завершения испытаний модель получила акт о допуске в серийное производство.
В апреле 2015 года «ПК Транспортные системы» выиграло аукцион на поставку 10 вагонов 71-931 в Санкт-Петербург в течение 2015—2017 годов.
В апреле 2016 года трамвайно-троллейбусное управление Краснодара планировало совместно с компанией «Транспортные системы» реализовать проект по крупноузловой сборке новых трёхсекционных трамваев для обновления подвижного состава в городе и в течение двух лет выйти на проектную мощность в 24 трёхсекционных трамвая в год. Предполагалось, что основной моделью в производстве и дальнейшей эксплуатации станет трёхсекционный трамвай «Витязь» 71-931. Однако из-за финансовых затруднений данный проект был приостановлен и отложен на неопределённый срок.
В июне 2016 года компания ПК «Транспортные системы» на арендованной у Тверского вагоностроительного завода площадке выпустила первый трамвай усовершенствованной модификации 71-931М «Витязь-М», отличающийся от предшественника новой формой лобовой и хвостовой части и некоторыми отличиями в планировке мест в салоне. Трамвай отправился на выставку «Иннопром» в Екатеринбург где был впервые продемонстрирован публике, после чего отправился на испытания в Волгоград. В сентябре «ПК Транспортные системы» в консорциуме с «Метровагонмашем» выиграло тендер на поставку 300 вагонов 71-931М в Москву в течение 2017—2019 годов. Стоимость контракта составила 56 млрд руб.
16 августа 2017 года мэр Москвы Сергей Собянин заявил: «В 2017-м Москва получила 75 трамваев „Витязь М“». 5 сентября 2017 года заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов сообщил: «Мосгортранс получил более 80 трамваев нового поколения „Витязь-М“. В настоящее время они находятся на территории трамвайного депо имени Н. Э. Баумана и обслуживают шесть маршрутов, проходящих на северо-востоке и востоке столицы». В целом до конца 2019 года предполагается поставить в Москву более 300 трамваев данной модели.
В сентябре 2020 на НЗЭТ была презентована модификация «Витязь-Ленинград» в алюминиевом кузове.
Данные по выпуску вагонов 71-931 и 931М по годам приведены в таблице:
Испытания и сертификация
В ноябре 2014 года первый трамвайный вагон поступил на испытания в Московское депо имени Баумана, где получил бортовой номер 0203. В марте 2015 года трамвай получил сертификат соответствия, став первым российским трамвайным вагоном, прошедшим добровольную сертификацию на автомобильном транспорте (ДС АТ).
В июле 2016 года трамвай 71-931М поступил на обкатку в Волгоград на линию скоростного трамвая. В марте 2017 трамвай был передан в Москву.
Участие в выставках
- 71-931 «Витязь»:
- «ЭкспоСитиТранс». 29 октября — 1 ноября 2014 года. (Москва)
- «Иннопром». 8 — 11 июля 2015 года. (Екатеринбург)
- 71-931М «Витязь-М»:
- «Иннопром». 11 — 14 июля 2016 года. (Екатеринбург)
- «ЭкспоСитиТранс». 29 октября — 1 ноября 2016 года (Москва)
Общие сведения
Трамваи модели 71-931 «Витязь» и модификации являются представителями новой линейки низкопольных трамваев, разработанных «ПК Транспортные системы» и предназначенных для городских пассажирских перевозок на линиях колеи 1524 мм, электрифицированных верхним контактным проводом номинального напряжения 550 В постоянного тока. Низкопольное исполнение трамваев упрощает процесс посадки и высадки пассажиров, что в особенности важно для лиц с ограниченной подвижностью и лиц с колясками и багажом. В рамках модели «Витязь» создано две модификации — базовая модель 71-931 и более современная модель 71-931М, отличающаяся от базовой изменённой конструкцией лобовой и хвостовой маски и большей длиной, а также увеличенным числом мест в салоне.
Трамваи состоят из трёх сочленённых секций и в стандартном исполнении имеют одну кабину управления и двери только по правому борту, ввиду чего могут эксплуатироваться только на маршрутах с правосторонним движением и разворотными кольцами либо треугольниками на конечных остановках. Для маршрутов с челночным движением без разворота может быть выпущен двухкабинный вариант трамвая с двухсторонним расположением дверей, в этом случае вместо хвостовой секции устанавливается головная с кабиной управления. На базе трёхсекционной модели 71-931М планируется создание конструктивно унифицированного пятисекционного трамвая, у которого головная и хвостовая либо две головных секции аналогичны 71-931М, а вместо одной средней бездверной секции с узлами сочленения в состав включено две, между которыми подвешена бестележечная подвесная секция.
Технические характеристики
Основные характеристики трамваев 71-931 и 71-931М «Витязь»:
- Общие безразмерные характеристики:
- Количество секций — 3;
- Осевая формула — (20—0)+(20)+(0—20);
- Количество дверей — 6, в том числе
- одностворчатых — 2;
- двухстворчатых — 4;
- Размеры:
- Общие размеры вагона:
- Длина вагона 71-931 — 27 000 мм;
- Длина вагона 71-931М — 27 500 мм;
- Ширина — 2500±50 мм;
- Высота с опущенным токоприемником — 3 500 мм;
- Рабочая высота токоприёмника — 4—6 м;
- Высота опорной площадки (подножки) — 370 мм;
- Ширина дверного проёма:
- одностворчатых дверей — 730 мм;
- двухстворчатых дверей — 1 300 мм;
- База вагона между поворотной и неповоротной тележками — 8 994 мм;
- База вагона между тележкой и сочленением — 6 614 мм;
- База между узлами сочленения — 4 760 мм;
- Размеры тележки:
- База тележки — 1 800 мм;
- Клиренс тележки на новых бандажах — 130 мм;
- Диаметр новых необточенных колёс — 620 мм;
- Ширина колеи — 1 520 мм;
- Минимальный радиус проходимых кривых — 20 м;
- Общие размеры вагона:
- Масса вагона — 37 т;
- Тяговые характеристики:
- Номинальное напряжение и род тока — 550 В постоянного тока;
- Передаточное число редуктора — 6,921;
- Конструкционная скорость — 75 км/ч;
- Время разгона до 40 км/ч — 14 с;
- Мощность электродвигателей — 6x72 = 452 кВт;
- Ёмкость аккумуляторов — 8×160 А·ч;
- Дистанция автономного хода на аккумуляторах — 1 500 м;
- Удельное энергопотребление — 65 Вт·ч/т.км;
- Пассажировместимость:
- Количество сидячих мест:
- в вагоне 71-931 — 53;
- в вагоне 71-931М — 60;
- в вагоне 71-931М модификации «Витязь-Москва» — 64;
- Общая вместимость:
- в вагоне 71-931:
- при населённости 5 чел./м² — 220;
- при населённости 8 чел./м² — 320;
- в вагоне 71-931М:
- при населённости 5 чел./м² — 188;
- при населённости 8 чел./м² — 265.
- в вагоне 71-931:
- Количество сидячих мест:
Конструкция
Механическая часть
Кузов
-
Трамваи 71-931М в двух вариантах окраски. Вид спереди
-
Трамвай 71-931М. Вид сбоку слева
-
Трамвай 71-931М. Вид сзади справа
-
Трамвай 71-931М в бело-синей окраске
Тележки
Трамвай 71-931 опирается на три моторные двухосные низкопольные тележки. Тележки под крайними секциями — поворотные, в то время как под средней секцией тележка закреплена жёстко. Тележки имеют две ступени подрессоривания.
Электрооборудование
Токоприёмник
На крыше в передней части вагона размещён токоприёмник, представляющий собой полупантограф. Он обеспечивает токосъём на скорости до 90 км/ч. Поднятие и опускание токоприёмника обеспечивается электромеханическим приводом. Максимальная рабочая высота токоприёмника составляет 2950 мм.
Интерьер
Вагоны 71-931М имеют различия в цветовой схеме отделки салона. Вагоны, начиная с зав. номера 2 по зав. номер 78, имеют бежевые стены в салоне, а вагоны зав. 1 и с зав. 79 отделываются белыми. При этом потолок имеет белый цвет во всех вагонах.
На вагонах 71-931М, начиная с зав. номера 182 (бортовой номер 31179), пассажирские сиденья устанавливаются по новой схеме, что позволило повысить комфортность и добавить дополнительную накопительную площадку в 3-ей секции. Начиная с вагона 31301 устанавливаются сиденья нового типа.
В салоне установлены информационные табло типа «бегущая строка» с текстом красного цвета, а также медиаэкраны в 1-й и 3-ей секциях, прикреплённые к потолку. На вагоне 31066 экраны расположены в окнах. Начиная с вагонов модификации «Витязь-Москва» вместо бегущей строки в верхней части перегородки кабины устанавливается экран, показывающий информацию о движении по маршруту.
-
Салон передней секции трамвая «Витязь-М»
-
Салон средней секции трамвая «Витязь-М»
-
Салон задней секции трамвая «Витязь-М»
-
Кабина водителя трамвая «Витязь-М»
-
Межсекционный переход в салоне трамвая «Витязь-М»
-
Сиденья в салоне трамвая «Витязь-М»
Эксплуатирующие города
Данные по приписке трамваев семейства 71-931 и 71-931М по городам и депо по состоянию на сентябрь 2020 года приведены в таблице:
-
Трамвай 71-931 № 2200 в Москве
-
Трамваи 71-931М в Москве
- Воспроизвести медиафайл
Трамвай 71-931 № 201 в Краснодаре