Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Коканд


Коканд (узб. Qo‘qon/Қўқон) — город в Ферганской области Узбекистана.

История

Общие сведения

Коканд — один из древнейших городов Средней Азии. Под разными названиями он был известен уже с X века, но его расцвет приходится на XVIII век.

Тогда город стал столицей Кокандского ханства, существовавшего с 1709 по 1876 годы на территории современных Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, южного Казахстана и Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая (Восточного Туркестана).

С 1876 года — в составе Ферганской области Российской империи, затем — Узбекской ССР, ныне — в составе Ферганской области Узбекистана.

Коканд соединяет 2 главных маршрута в Ферганскую долину: 1 — северо-западный по горам к Ташкенту и другой — западный через Худжанд (Таджикистан).

Коканд сохранил очень древнюю структуру, он состоит из новой и старой частей. Новый город в XIX веке был насыщен торговыми предприятиями, административными зданиями, банками и особняками промышленников.

В старой части города сохранились ханский дворец — «Урда», памятники народной жилой архитектуры, мечети, медресе и мемориальные постройки XIX — начала XX веков.

В государстве Давань

Проведенные археологические исследования памятников Муйи-Мубарак, Тепакурган, Эски Курган и других, расположенных в городе Коканде, обнаружили следы цивилизации.

В Муйи-Мубараке были найдены несколько глиняных черепков V—VI веков; глиняная платформа, которая в V—VII веках служила основанием монументальной постройки; остатки крепостной стены, возведенной в I—II веках из пахсы и сырцовых кирпичей, которая функционировала более 400 лет. На глубине 5 метров обнаружен нижний культурный слой с материалами 2000-летней давности.

В Тепакургане, расположенном в центре города, обнаружена, как и в Муйи-Мубараке, платформа раннесредневекового периода, которая служила основанием монументального замка с полукруглыми башнями.

Из нижних слоёв получена богатая коллекция глиняной посуды с красным ангобом, которая относится к II—I векам до н.э. Вся она изготовлена на гончарном круге городскими искусными мастерами.

В целом, археологические материалы свидетельствуют о том, что под этими 2-мя памятниками (Муйи-Мубарак и Тепакурган) скрыта древняя история Коканда.

Полученные артефакты дают основание говорить и размышлять, что не позднее VII века до н.э. определённая часть территории нынешнего города была освоена под орошаемое земледелие.

А город появился не позднее 2-й половины II века до н.э. и являлся центром Сохского оазиса, то есть столицей регионального владения, которое входило в состав конфедеративного государства Фергана («Давань» китайских летописей).

Хавоканд или Хоканд

Арабские географы и путешественники Х века, Аль-Истахри и Ибн Хаукаль упоминают о городе Ховакенде или Хоканде, который по расстоянию от Шашской реки (Сырдарья) и от Асхы соответствует нынешнему Коканду.

Согласно письменным источникам и местным преданиям, в Фергане, уже в эпоху завоевания её арабами, утвердившими здесь ислам (то есть уже в начале VIII века), были древние города Ахсы-Кент, Кубо (Кува), Риштан, Ош, Баб (Поп), Касан (Кашан), Мо-ар-гилон (Маргелан), Андиган (Андижан), Узгент, Исфара, Варух, Сох, Канибадам и Ходжент.

Арабские же путешественники X века упоминают и о многих других городах и вообще замечают, что, кроме городов, в Фергане было и множество больших деревень.

Хавоканд или Хоканд, располагаясь на Великом шёлковом пути между Индией и Китаем с одной стороны и Персией и Ближним Востоком с другой, возможно, был крупным центром торговли своего времени. В XIII веке он был разрушен монголами.

Бухарское ханство

Территория будущего Кокандского ханства в 1500—1709 годах была частью Бухарского ханства.

Этнограф и исследователь Средней Азии В.П. Наливкин, основываясь на сведениях Муллы-Шамси, в своём исследовательском произведении «Краткая история Кокандского ханства» (Казань. 1886 год, с. 55) пишет:

«После смерти Рустема Хаджи-Султана придворные провозгласили правителем Ашир-Кула вместо старшего брата Пазыль-Аталыка, который ушёл в Риштан и через некоторое время поднял восстание.

В 1704 году Ашир-Кул с войсками двинулся в Риштан и окружил его, но в бою был убит. Тогда войско провозгласило правителем несовершеннолетнего Шахруха и продолжило осаду. Вскоре Пазыль-Аталык тоже погиб, после чего Риштан сдался и признал верховным правителем Шахруха».

После взятия Риштана южные и северо-западные провинции Ферганской долины объединились, и Шахрух-бай стал 1-м суверенным беком и основателем единого государства.

М.А. Махмуд-Ходжа в своём исследовательском произведении «Тарих-и Туркестан» (Ташкент. 1915 год, с. 8-11) пишет:

«Шахрух дал указание о выборе удобного места для постройки урды и кургана. Посланные люди сочли таковым местом территорию между 2-мя саями, где жили «кук тунликлар». Здесь они возвели арк и вокруг него начали строить дворцы и здания».

В последующем на месте 4-х небольших селений-цитаделей «кук тунликлар» (Калвака, Актепе, Эски-Кургана и Хоканда) возник крупный город Коканд — столица Кокандского ханства.

Кокандское ханство

Коканд. Внешние ворота ханского дворца (1870-е годы).

Кокандские ханы из узбекской династии минг стремились придать своей династии блеск древности, чему усердно содействовали местные историки, возводя эту династию даже к Тамерлану и утверждая, будто она издревле владела всей Ферганой.

Пo местным преданиям, знаменитый султан Бабур, потомок Тамерлана, направлялся из Самарканда в Индию через Фергану, где одна из его жён разрешилась мальчиком по дороге между Ходжентом и Канибадамом.

Ребёнка, названного Алтун-башиком (умер в 1545 году), приютил кочевавший там узбекский род минг (откуда и название династии). Когда же выяснилось его происхождение, Алтун-башик был провозглашён бием и поселился в Асхы.

Звание бия стало наследственным в его потомстве. Один из потомков Алтун-башика Абду-Раим поселился в кишлаке Дикан-Тода, но впоследствии главным местом его пребывания сделался город Коканд, который он основал около 1732 года и который первоначально назывался Иски-Курган или Кала-и-Раим-бай (по имени своего основателя).

Строительство города, заложенного при Шахрухе, было продолжено его сыновьями Абд ар-Рахим-бием и Абд ал-Каримом. Удобное географическое расположение у входа в богатую Ферганскую долину способствовало тому, что Коканд быстро рос и расширялся. Молодое государство постепенно крепло, присоединяя к своим владениям всё новые и новые земли.

Абдукарим-бий был младшим братом Абдурахим-бия, после его смерти унаследовавшим в 1734 году власть в Кокандском ханстве. В 1740 году он приказал обнести Коканд новой стеной, что позже помогло при обороне города от нашествия джунгар.

В 1745—1747 годах Кокандское ханство подверглось агрессии джунгар, которые захватили Ош, Андижан, Маргилан и осадили Коканд. В критический момент Абдурахим-бий проявил талант военного организатора, и враг был отброшен от столицы.

При правлении Нарбутабия

При Нарбутабие (1770—1798) в стране наступило относительное политическое спокойствие, и сложились благоприятные условия для экономического развития.

Кокандский историк Мулла Олим Махдум Хожи описывает правление кокандского хана Нарбутабия так:

«В период его правления не было никаких забот и тревог, не было голода и дороговизны. Во времена того хана введена в оборот денежная система, из амбаров никто не покупал зерно, так как оно давалось даром.

Многие народы соседних областей, услышав о столь дешевой и мирной жизни, стали переселяться в Хуканд, что послужило причиной благоустройства и процветания Ферганы».

Историк Махмуд Хаким Яйфони писал:

«… Все богаты и равны, в каждом доме полно зерна и не было другого выхода, как отдать зерно даром. За монету можно было купить овцу, и эту монету выпустил и ввёл в оборот Норбутахон. Со всех сторон приезжали переселенцы и собирались тут»

.

Нарбутабий был покровителем науки и искусств. В это время в Коканде велось активное строительство. В 1798 году было завершено строительство медресе Нарбутабия.

В эпоху Нарбутабия было построено несколько медресе: в 1762 году — Сулаймония, в 1789 году — Эшон Хонхужа, в 1794 году — Имам Бакир, в 1795 году — Тура Хаким, в 1798 году — имени Нарбутабия (сохранилось до настоящего времени и известно также под названием Мадрасаи Мир).

В то время в Коканде жили и творили известные деятели культуры — Мухаммад Гази, Надыр, Хужамназар Хувайдо, Хожа Маслахатуддин Умматвали и его сын Хожа Мухаммад Носируддин.

Нарбутабий в течение всей жизни преклонялся перед Хожа Мухаммад Носируддином и Хожа Мухаммад Якуб Охундом и был их мюридом. Своих сыновей Мухаммада Амина, Мухаммада Олима и Мухаммада Умархана он тоже отдал Мухаммаду Носируддину на воспитание.

При правлении Умархана

В культурном строительстве кокандский хан Умархан пытался подражать Тимуру и создал условия для процветания науки и литературы в Кокандe..

В период правления Умархана были построены мечети и медресе в таких городах, как Коканд, Ташкент, Туркестан, Чимкент, Сайрам, Аулие-ата. Был основан новый город Шахрихан.

В те времена в Коканде возник своеобразный центр литературы. Согласно источникам, здесь творили более 70 поэтов. При дворе хана были собраны лучшие поэты, художники и каллиграфы.

Сам Умархан писал стихи под литературным псевдонимом Амирий. До нас дошёл сборник его стихов, состоящий из более чем 10 000 строк. Всего же 307 стихов были написаны на узбекском языке, ещё 159 — на таджикском.

В институте Востоковедения имени Абу Райхана Бируни Академии наук Республики Узбекистан хранятся 17 рукописных вариантов поэтического дивана Амирия и 545 стихотворений: 465 газелей, 53 мухаммаса (стихотворная строфа, состоящая из 5 полустиший), 5 мусамманов (стихотворная строфа, состоящая из 8 полустиший), 6 муссадасов (стихотворная строфа, состоящая из 6 полустиший) и 16 туюков (четверостишие, построенное на игре слов).

Заметное место в жизни двора занимала супруга Умархана Мохлар-айим (Надира) (1792—1842). Она принимала деятельное участие в культурной жизни ханства как покровительница науки, литературы и искусства.

Мощное литературное течение, созданное Амирием в те далекие годы, позволило появиться в Ферганской долине известным просветителям и поэтам-демократам (Мукимий, Фуркат, Мухий, Оразий, Тажаллий и другие).

Просвещение, культура, гуманизм — эти воззрения поэта Амирия впоследствии превратились в мощную новую волну развития культуры края.

При правлении Мухаммад Али-хана

Расцвет Коканда продолжился при правлении Мухаммад Али-хана и матери Надиры. В исторических и литературных сочинениях современников Надиры (Хакимхана, Хатифа, Мушрифа и других) имеются сведения о том, что поэтесса принимала деятельное участие в общественной и культурной жизни как покровительница искусств.

Надира оказывала содействие развитию наук и литературы, участвовала в строительстве зданий медресе, караван-сараев, торговых рядов. Особым её доверием и дружбой пользовалась поэтесса Увайси, наставница её детей.

Вся жизнь Надиры и её творчество проникнуты сочувствием к угнетённым и заботой о просвещении народа. Она высоко ставила роль литературы в духовной жизни общества.

2 кирпичных моста вели в город. Один из них, Гишт-куприк (оригинальной конструкции — с лёгкими лавочками, устроенными для торговли) был построен в эпоху правления Мадали-хана (1822—1842) и кушбеги Ходжа-Датхой (просуществовал до 1936 года).

2-й мост Дерезлик, построенный при Худоярхане местным строителем Мусульманкулом в 1856 году, располагался напротив Арка. Так же, как и Гишт-куприк, он был заставлен лавочками и имел перекрытия, защищавшие людей от палящих лучей солнца.

Подобно средневековым городам, Коканд был окружен 18-километровой глинобитной крепостной стеной с 12-ю воротами. Глубокие рвы в 3 ряда, проходившие вокруг наружных стен, заполнялись водой. Строительство крепостной стены окончательно было завершено при правителе Шералихане в 1842—1843 годах.

При правлении Худояр-хана

Вид на вход во дворец Худояр-хана.

Дворец Худояр-хана (1871—1873 годы) или «Урда» была построена самим Худояр-ханом. Его планировщиком и архитектором называют Мир Уайдуллу.

В возведении дворца участвовали мастера Коканда, Риштана, Канибадама, Чуста, Намангана, Ура-Тюбе и Кашгара. Общая площадь дворца составляет 4 га, его фундамент поднят на 3 метра.

В верхней части дарвозахоны арабскими буквами написано: «Великий Саид Мухаммад Худояр-хан». По этой причине для входа в основные ворота с восточной стороны построена специальная дорога-пандус.

Дворец строился в традициях среднеазиатского зодчества. Высокий входной портал с цветной изразцовой облицовкой сине-голубого цвета, по бокам которого высятся 2 минарета.

По обе стороны фасада тянутся длинные стены с декоративными нишами, ещё 2 минарета расположены по углам здания. Весь фасад дворца был покрыт красочной резной наборной мозаикой.

Остались известны имена тех замечательных народных мастеров, которые работали над возведением и украшением дворца — это строители мулла Суяркул и усто Салиходжа, усто Фазылходжа, ганчкоры усто Мамасадык и усто Юлдаш Наджар-баши.

Особенно отличились мастера-облицовщики из Риштана усто Абдулло, усто Джамил, усто Джалил и усто Закир. Их искусство получило высокую оценку правителя Коканда.

По распоряжению Худояр-хана на фасаде южного крыла дворца почерком «куфи» была сделана надпись: «Художник, искусство которого подобно искусству Бехзада, украсил каменные плиты».

С каждым годом Коканд становился всё более развитым городом, неустанно росла его территория. Венгерский путешественник Вамбери писал, что Хоканд по занимаемой им площади был в 6 раз больше Хивы, в 4 раза — Тегерана и в 2 раза — Бухары.

В длину он тянулся на 16 вёрст, а в ширину — на 5 вёрст. Внутри города преобладали 1-этажные жилые дома с выходящими на улицу глухими глиняными заборами.

Город был разделён на 4 части — даха (Сарымазарскую, Ходжентскую, Риштанскую и Маргиланскую), каждая из них состояла из кварталов — махалля.

В начале XX века было 72 махалли, в которых насчитывалось около 10 000 дворов, 120 школ (в каждой училось от 10 до 20 человек) и 40 медресе.

Город в период расцвета Кокандского ханства был главным религиозным центром всего Ферганского региона — в нём насчитывалось более 300 мечетей.

Вход в город осуществлялся через 12 ворот, и они имели названия в зависимости от направления дорог, куда они вели (северные Сарымазарские, Ганджированские и Наманганские; южные Сохские, Катаганские и Исфаринские; западные Ходжентские, Кудуклукские и Газы-Яглыкские; восточные Риштанские, Чимионские и Маргиланские).

Туркестанское генерал-губернаторство

19 февраля 1876 года Коканд был завоёван российскими войсками под началом генерала Скобелева. Ханство было упразднено Россией, и Коканд вошёл в образованную Ферганскую область в составе Туркестанского генерал-губернаторства Российской империи, став административным центром Кокандского уезда.

После присоединения Коканда к России ханский дворец был превращён в крепость, а через городские кварталы-махалли проложены магистрали, вдоль которых появились здания европейской архитектуры.

Город быстро превратился в крупный центр капиталистической деятельности в Туркестане, превосходя по количеству банков даже Ташкент.

Туркестанская автономия

На протяжении около 3-х месяцев (с 27 ноября 1917 года по 22 февраля 1918 года) город Коканд был центром непризнанного государства Туркестанская автономия (официальное название — «Туркестани мухтариат») под предводительством Мустафы Шокая.

Оно существовало на территории современных Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана (в то время — на территориях Семиреченской, Сырдарьинской и Ферганской областей Туркестанского генерал-губернаторства Российской империи.

По мнению ряда историков, Туркестанская автономия являлась 1-м демократическим и светским независимым государством в Средней Азии.

Узбекская ССР

12 февраля 1918 года басмачи Эргаша (Иргаша) совершили нападение на Кокандскую крепость, которое было отбито частями ВРК.

Через 3 дня части «Кокандской автономии» и басмачи после упорных уличных боёв оттеснили отряды Красной гвардии в крепость и блокировали её.

11 апреля 1919 года советские войска разгромили басмачей Мадамин-бека и белоповстанцев К. Осипова у Коканда и станции Серово.

В июне 1920 года советским особым отрядом П. Парамонова были разгромлены оставшиеся басмачи в районе города Коканда.

В 1920 году в Коканд из Скобелева была перенесена столица Ферганской области. В 1924 году после национального размежевания Коканд вошёл в состав Узбекской ССР.

География

Коканд расположен на востоке Узбекистана, в юго-западной части Ферганской долины. Он находится в 228 км юго-восточнее столицы Узбекистана — Ташкента, в 115 км западнее Андижана и в 88 км западнее Ферганы.

Население

По состоянию на 1 января 2016 года, численность населения составляла более 239 900 жителей. Коканд является одним из трёх крупных городов Ферганской области наряду с Ферганой и Маргиланом.

Основной состав населения составляют узбеки (более 90%), но в городе также живут представители более 30 национальностей.

Увеличение численности населения Коканда

Год Численность населения 1897 81 300 1939 84 700 1959 105 100 1990 175 000 1995 187 000 1998 191 100 1999 193 800 2000 197 400 2007 206 500 2013 233 500 2016 239 900 2020 254 700

Население по переписи 1897 года

Согласно всеобщей переписи населения Российской империи, проведённой 28 января (9 февраля) 1897 года путём непосредственного опроса всего населения на одну и ту же дату, в соответствии с Высочайше утверждённым в 1895 году «Положением о 1-й всеобщей переписи населения Российской Империи», Коканд был крупным городом Средней Азии.

Численность населения и национальный состав Ферганской области по городам в 1897 году

Население в 1911 году

Всего 118.854 человек. Из них сарты 92.505(78%), узбеки 17.120(14%), русские 4.738(4%) . Профессор И.Бальдауф считала, что русские переняли слово сарт от казахов, для которых это слово имело откровенно уничижительный оттенок. "Сартовский язык" в действительности не существовал. Модель переписи 1897 года привела к необходимости установить псевдо "сартовский" язык вместе с псевдо-нацией "сарт". Некоторые амбициозные колониальные планировщики языка начали писать грамматики и словари "сартовского языка". Идея "сартовского языка" Н.Остроумова был дальновидным проектом, тем не менее, этот эксперимент был обречен на провал.

Экономика

Коканд является центром химической, хлопкоперерабатывающей, машиностроительной, пищевой и лёгкой промышленности. Объём продукции, выпущенной на крупных промышленных предприятиях в 2006 году, составил 72,9 млрд сумов.

Удельный вес предприятий по отраслям промышленности составляет:

  • пищевая — 32,2% (АО «Коканддон махсулотлари», АО «Коканд ёг-мой», СП «Эффектив ойл», АО «Мастона»);
  • химическая — 28% (АО «КокандСФЗ», АО «Коканд спирт»);
  • хлопкоперерабатывающая — 27,4%;
  • машиностроительная — 6,6% (АО «Кокандмаш», ООО «Электромаш», ОАО «Кокандский механический завод» (ОАЖ «Кукон Механика заводи»/«Qo‘qon Mexanika zavodi» OAJ), АО «Мотортамирлаш»);
  • лёгкая — 5,8% (АО «Улугбек», ООО «Шойиатлас», СП «Кофра»).

Коканд — это также крупная железнодорожная станция. Здесь расположено управление Ферганским региональным железнодорожным узлом (отделением железной дороги).

Хокимы

  • Мавлянкулов Хаджикул Туракулович (1991—1999),
  • Ходжаев Абдухаким Султанович (1999—2004),
  • Усмонов Маруф Азамович (2004 (?) — октябрь 2006),
  • Каримов Хаетхон Салимович (октябрь 2006 — ноябрь 2008),
  • Сабиров Шухрат Уринбаевич (ноябрь 2008 — декабрь 2011),
  • Абдуллаев Акром Анаркулович (декабрь 2011 — апрель 2017),
  • Жалилов Рахматали Камбарович (апрель 2017 — апрель 2018),
  • Усмонов Маруф Азамович (апрель 2018 — н.в.).
  • Международный фестиваль народно-прикладного искусства

    В Узбекистане, в городе Коканд, раз в 2 года будет проводиться международный фестиваль народно-прикладного искусства. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал постановление «О проведении международного фестиваля народно-прикладного искусства».

    Первый фестиваль будет организован 10-15 сентября 2019 года, в рамках которого состоится научно-практическая конференция на тему «Перспективы развития ремесленничества и народно-прикладного искусства».

    Города-побратимы

    • Пхочхон (провинция Кёнгидо, Республика Корея) — с 2018 года.

    Имя:*
    E-Mail:
    Комментарий: