Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Блутмай


Блутмай (нем. Blutmai; также Кровавый май 1929 года) — события 1-3 мая 1929 года, последовавшие за первомайской демонстрацией, которые сопровождались столкновениями сторонников Коммунистической партии Германии (КПГ) с берлинской полицией, контролируемой Социал-демократической партией Германии (СДПГ).

Вопреки запрету на публичные собрания в Берлине, КПГ организовала первомайскую демонстрацию. Полиция Берлина отреагировала на такое мероприятие резко и жестко — применила огнестрельное оружие против невооруженных гражданских лиц. За три дня столкновений было убито 33 мирных жителя, более тысячи были взяты под стражу. Это событие стало важным моментом в политической стабильности Веймарской республики. Этот инцидент также стал поворотным моментом в отношениях между правительством СДПГ и Компартией Германии, ослабив любые перспективы объединения левых против фашизма и национал-социалистической партии. Кроме того, расстрел мирных демонстрантов подорвал рейтинги правительства и доверие к нему.

История

Социал-демократическая партия получила наибольшее количество мест в Рейхстаге по результатам федеральных выборов 1928 года в Германии, получив 153 места из 491. Однако из-за коалиционных соглашений с другими партиями возможности проведения значимых и обширных реформ в сфере трудовых отношений и прав трудящихся были ограничены. Тем временем КПГ оставалась одной из крупнейших компартий Европы, и общее число мест на выборах 1928 года у немецких коммунистов увеличилось с 45 до 54. КПГ возглавлял Эрнст Тельман, который поддерживал тесную ориентацию на Советский Союз и Коммунистический Интернационал. Из-за негативного отношения советского руководства к немецким социал-демократам КПГ под руководством Тельмана занимала враждебную позицию по отношению к СДПГ как к защитникам капиталистического строя

Несмотря на свои идеалы демократии, Веймарская республика имела ярко и отчетливо выраженные милитаристские государственные институты. Берлинская полиция использовала жесткие репрессивные методы против своих противников и подвергалась критике как за свой реакционный «стиль», так и за использование настоящего пехотного оружия и снаряжения. В течение 1920-х годов полиция регулярно участвовала в политическом насилии, чаще всего — против коммунистических диссидентов.

У КПГ было военизированное крыло — Союз красных фронтовиков (Roter Frontkämpferbund), которые сталкивались с полицией и до этого инцидента. СКФ действовал небольшими мобильными боевыми отрядами, обученными (в различной степени) уличным боям. В декабре 1928 году был издан запрет на публичные собрания. Запрет являлся огромным препятствием для развития пролетарского движения

В преддверии празднования Международного дня трудящихся в 1929 году газеты, связанные с КПГ, призвали своих членов и всех трудящихся выйти на улицы 1 мая. КПГ призвала рабочих нарушить запрет и мирно организоваться, но быть готовыми к забастовке на следующий день, 2 мая, «если власть осмелится пролить кровь рабочих». Газета СДПГ «Форвертс» сообщила, что один из членов СДПГ, Франц Кюнстлер, считает, что КПГ намеренно жертвует жизнями своих сторонников, пригрозив, что партии придется «считаться с 200 погибшими».

Протесты 1-3 мая

1 мая КПГ удалось организовать демонстрацию, но людей собралось не больше, чем обычно. Профсоюзы, входящие в СДПГ, тоже проводили свои собственные мирные собрания, но закрыто, а не публично, как КПГ. Берлинская полиция начала активно реагировать демонстрации коммунистов под открытым небом - отряды прибывали на грузовиках и нападали на мирных жителей с дубинками. Когда законные собрания СДПГ в закрытых помещениях закончились, люди разошлись, чтобы пойти по домам, но полиция арестовывала многих из них..Правоохранительные органы приняли жесткие меры, нарушая закон, так как это была обычная мирная демонстрация, а не всенародный бунт.

Вскоре полиция «очистила» от демонстрантов улицы в центре Берлина. В районе Веддинг, где проживало множество сторонников Коммунистической партии Германии, насилие со стороны полиции постепенно переросло в постоянные уличные бои. Коммунисты, их сторонники и обычные рабочие начали возводить баррикады. Берлинская полиция начала применять огнестрельное оружие. Одной из первых убитых жертв был мужчина, наблюдавший за происходящим из своего окна. Двое других пострадавших были застрелены в своих квартирах, через двери, в том числе 80-летний мужчина. Большая часть боев проходила на улице Кёслинер в Веддинге, и к полуночи она и большая часть района оказались под контролем полиции. На юго-востоке, в районе Нойкельн, где также было много коммунистов и их сторонников, беспорядки закончились к вечеру, когда полиция начала применять бронетехнику и открывать огонь на поражение.

2-го мая Карл Зеверинг встретился с Гжесинским и премьер-министром Пруссии Брауном. Они немедленно запретили главную коммунистическую газету «Die Rote Fahne», чтобы воспрепятствовать распространению новостей о высоких жертвах среди гражданского населения. КПГ призвала к всеобщей забастовке 2 мая в ответ на насилие со стороны полиции. По данным компартии, 2, 3 и 4 мая в Берлине бастовали 25 000 человек, а еще 50 000 вышли в знак солидарности по всей Германиии.

Союз красных фронтовиков, ранее действовавший в подполье, присоединился к беспорядкам в Веддинге к вечеру 2-го мая, возводя баррикады и проводя другие оборонительные мероприятия. Между коммунистами и полицией происходили перестрелки, но иногда правоохранительные органы ненамеренно открывали огонь друг по другу. Например, полицейские атаковали улицу Кёслинер с обоих концов, стреляя не только по противникам, но и по своим же. Вскоре был введен общий комендантский час, но столкновения продолжались и в темноте. Наконец, из-за того, что у коммунистов не было такого количества оружия, как у полицейских, им пришлось вскрыть оружейный магазин.

К полудню 3 мая боевые действия закончились, а 6 мая были отменены комендантский час и военное положение. «Союз красных фронтовиков» были запрещены. Полиция провела обыски домов в Веддинге и произвела новые аресты, что усилило политическую напряженность.

Итоги

Расследование установило, что все 30 убитых были гражданскими лицами, убитыми из огнестрельного оружия полиции, за исключением одного человека, который был сбит мчащимся полицейским фургоном. Около 200 человек были ранены и около 1200 были арестованы. 44 человека было заключено в тюрьму, но только 5 из них были их «Союза красных фронтовиков». Восьмерыми убитыми были женщины. Кроме того, двое из убитых были членами СДПГ; еще семнадцать были вовсе беспартийными. В большинстве полицейских отчетов говорилось, что убийцы среди полиции не были найдены. Полиция не нашла доказательств того, что демонстранты, вышедшие на улицы, были готовы к вооруженному восстанию, а при обыске в районе не смогли найти почти никакого огнестрельного оружия, кроме старых трофеев и сувениров Первой мировой войны.

Спустя чуть больше месяца после беспорядков КПГ провела свой 12-й съезд в Берлине. Он принял резолюцию, в которой назвал беспорядки «поворотным моментом в политическом развитии Германии». В резолюции также подчеркнули, что «появляются предпосылки для приближения революционной ситуации, при развитии которой вооруженное восстание должно быть неизбежным» КПГ усилила своё противодействие СДПГ как фашистскому институту, который будет использовать против них все возможные государственные инструменты.

Правительство СДПГ считало КПГ большей угрозой, чем нацистская партия, о чем свидетельствует снятие запрета на публичные выступления Адольфа Гитлера в сентябре 1928 года.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: