Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Олимпиодор Младший


Олимпиодор Младший (др.-греч. Ὀλυμπιόδωρος ὁ Νεώτερος; 495—570), философ-неоплатоник, представитель Александрийской школы неоплатонизма, ученик Аммония, сына Гермия.

Олимпиодор — последний философ языческой традиции неоплатонизма в Александрии; после его смерти Александрийская школа перешла к христианским аристотелистам и в итоге была перенесена в Константинополь. Олимпиодор возглавил школу в 520 г., после смерти учителя; несмотря на указ императора Юстиниана I 529 г., по которому были закрыты почти все языческие философские школы, продолжал преподавать и писать как минимум до 565 г. (в своём комментарии к «Метеорологии» Аристотеля он упоминает комету, появлявшуюся в этом году). Это оказалось возможным в основном благодаря тому, что Александрийская школа имела более формально-учебный характер (чем, например, Платоновская Академия в Афинах) и воздерживалась от участия в политической жизни.

Катарсис

Олимпиодору принадлежит оригинальное рассуждение о катарсисе, характерное с точки зрения понимания Аристотеля в общеантичной традиции (в комментарии к «Алкивиаду I» Платона). Олимпиодор различает «нефилософский» и «философский» катарсис.

Нефилософский катарсис может быть процессом получения истины в результате критики или опровержения ложного. Философский катарсис есть тот, который применяется к психической жизни и даёт возможность переходить от низших её состояний к высшим.

В философском катарсисе Олимпиодор различает три типа очищения.

  • Первый тип, «сократо-платоновский», представляет собой критику понятий частных, обывательских (то есть обыкновенно случайных, неверных) для получения таких общих понятий, которые являются мерами истины (и искажением которых понятия частные, обывательские являются).
  • Второй тип основан на понимании катарсиса как лечения болезненных состояний (у Гиппократа такое лечение понимается медицински, у Аристотеля — психологически). Этот тип катарсиса основан на излечивании болезни такими средствами, которые данной болезни противоположны.
  • Третий тип противоположен второму и называется у Олимпиодора пифагорейским. Здесь также идёт речь о лечении болезненных состояний, но лечение понимается как использование в малой дозе той болезни, которая существует в большой дозе.
  • В рассуждении Олимпиодора отсутствует ноологические понимание катарсиса, как это следовало бы ожидать от неоплатоника. Но комментируемый Олимпиодором диалог «Алкивиад I» посвящён не катарсису, но софросине (благоразумию, деланию добра), и о собственно Космосе в нём речь не идёт.

    Сочинения

    Сохранились следующие сочинения Олимпиодора:

    • «Жизнь Платона»
    • Комментарии к «Алкивиаду» Платона
    • Комментарии к «Горгию» Платона
    • Комментарии к «Федону» Платона
    • Введение к «Логике» Аристотеля
    • Комментарии к «Метеорологии» Аристотеля
    • Комментарии к «Категориям» Аристотеля

    Олимпиодору также приписываются сочинения:

    • Комментарии к «Филебу» Платона; сегодня считается, что работа принадлежит Дамаскию
    • алхимический трактат по работе Зосима Панополисского «Об энергии»

    В работах Олимпиодора встречаются нигде более не известные сведения о Ямвлихе.


    Имя:*
    E-Mail:
    Комментарий: