Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Красный кабачок


«Красный кабачок» — трактир, располагавшийся на 10-й версте Петергофской дороги, на берегу реки Красненькой (современная территория муниципального округа «Красненькая речка»). Известен со времён Петра I.

Несмотря на то, что кабачок находился за чертой города, он был широко известен среди петербургской публики, часто менял своих владельцев и не раз упоминался в литературе различными авторами. Просуществовал в неизменном виде до 1919 года. В настоящее время существует ресторан «Красный кабачок» (Петергоф, Санкт-Петербургское шоссе, 134А), владельцы которого позиционирует своё заведение преемником исторического кабака.

История

Герцогиня Кингстон — хозяйка «Красного кабачка» с 1785-го по август 1788 года Героиня войны с Наполеоном, уланский вахмистр Луиза Кессених — хозяйка «Красного кабачка» с конца 1830-х по октябрь 1852 года

Красный кабачок был известен ещё со времён Петра I. Своим указом от 16 ноября 1706 года царь подарил земельный участок на 10-й версте Петергофской дороги своему «толмачу» Семёну Иванову «за его службу, раны, полонное терпение и уход из полону». Рядом с подаренным участком на дороге сооружается попутный дом для отдыха царя и военных чинов на пути в Стрельну и Петергоф. В 1713 году, указом от 7 июня, царь отдаёт и это здание переводчику Иванову «для устройства в нём вольного дома по немецкому обычаю (трактира) для торговли водкой и табаком». В указе царь запретил Иванову продавать кабачок.

В 1733 трактир приобрёл генерал-полицмейстер В. Ф. Салтыков.

Кабачок был известен тем, что здесь в 1762 году, в дни дворцового переворота, провела бессонную ночь с 28 на 29 июня, накануне прихода к власти будущая императрица Екатерина II, с отрядом только что присягнувших ей гвардейцев.

В конце XVIII века Красный кабачок перешёл в руки известной авантюристке герцогине Кингстон. Она приобрела его в 1785 году у генерала Измайлова.

В 1787—1806 годах заведение принадлежало полковнику М. А. Гарновскому, секретарю Г. А. Потёмкина.

В конце 1830-х Красный кабачок приобретает героиня войны с Наполеоном 1812—1815 годов Луиза Кессених.

Сохранился рассказ-воспоминание юнкера о «Красном кабачке» и его хозяйке. Рассказ описывал события 1845—1849 годов и был опубликован в 1884 году в журнале «Русская старина»:

…Выступали мы в лагерь, обыкновенно, уже под вечер, так как переход в Петергоф совершался с ночлегом. Первый привал делался у известного Красного кабачка, тогда уже увядавшего, но всё-таки хранившего некоторые следы былой славы. Содержательницей его в то время состояла некая госпожа Кессених, гнусной наружности старуха, в юных летах служившая, как говорили, в прусских войсках, вроде нашей девицы Дуровой; с той только разницей, что последняя была гусаром, а Кессених — пехотинцем, так по крайней мере свидетельствовал висевший в Красном кабачке портрет ея, снятый в молодых летах, на котором она изображалась в мундире прусского фузилёра, с тесаком через плечо. Бранные подвиги сей героини, кажется, не записаны на скрижалях истории; знаю я лишь, что на старости лет она, покинув меч, возлюбила занятия увеселительными заведениями; в самом Петербурге содержала танцкласс, а на петергофской дороге царила в Красном кабачке.

Вскоре после революции трактир был закрыт, а здание, в котором он находился, было разобрано в 1919 году.

В топонимике

По имени «Красного кабачка» получила название Красно-Кабацкая дорога, начинавшаяся на Петергофском шоссе у Красненького кладбища, шла по нынешней улице Червонного Казачества и далее поворачивала на современную Краснопутиловскую улицу.

В литературе

М. Ю. Лермонтов описывает дорогу в «Красный кабачок» в озорной поэме «Монго»:

Вдоль по дороге в Петергоф,
Мелькают в ряд из-за ограды
Разнообразные фасады
И кровли мирные домов,
В тени таинственных садов.
Там есть трактир… и он от века
Зовётся «Красным кабачком»

А. С. Пушкин упоминает «Красный кабачок» в эпиграмме «Русскому Геснеру»:

Куда ты холоден и cyx!
Как слог твой чопорен и бледен!
Как в изобретеньях ты беден!
Как утомляешь ты мой слух!
Твоя пастушка, твой пастух
Должны ходить в овчинной шубе:
Ты их морозишь налегке!
Где ты нашёл их: в шустер-клубе
Или на Красном кабачке?

В «Красном кабачке» разворачивается действие одноимённой одноактной пьесы Ю. Д. Беляева, поставленной В. Э. Мейерхольдом на сцене Александринского театра в 1910 году.

В исторических свидетельствах

«Между многими катаньями за город» А. П. Керн выделяет зимнюю поездку с А. А. Дельвигом, его женой, О. М. Сомовым и А. Н. Вульфом в «Красный кабачок» — «на вафли»:

Мы там нашли совершенно пустую залу и одну бедную девушку, арфянку, которая чрезвычайно обрадовалась нашему посещению и пела нам с особенным усердием. Под звуки её арфы мы протанцевали мазурку и, освещённые луною, возвратились домой.

Трактир был местом действия и не столь пасторальных сюжетов — порой там разворачивались баталии столичной молодёжи с немцами. Не чужды «молодым проказам», лишённым «националистического привкуса», а бывшим лишь поводом для проявления «гусарской лихости и удальства», были и Пушкин с Нащокиным.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: