Веркмейстер, Андреас

Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Веркмейстер, Андреас

16.12.2020

Андреас Веркмейстер (нем. Andreas Werckmeister; 30 ноября 1645, Беннекенштайн — 26 октября 1706, Хальберштадт) — немецкий теоретик музыки, органист, композитор. Разработал учение о хороших темперациях, получивших распространение в немецкой музыке эпохи барокко. Темперации Веркмейстера применяются в аутентичных интерпретациях барочной клавирной музыки.

Биография

C 1664 органист в Хассельфельде, затем в Эльбингероде, с 1696 в церкви Святого Мартина в Хальберштадте.

Научная деятельность

Основной заслугой Веркмейстера считается введение в немецкий музыкальный обиход нескольких так называемых хороших темпераций. Термин «хороший» обозначает темперацию, позволяющую играть во всех тональностях. Веркмейстер детально описал 4 вида таких темпераций, каждая из них неравномерна. Его труды «Musikalische Temperatur» (1691) и «Orgel-Probe» (1698) оказали влияние на Иоганна Себастьяна Баха и, возможно, нашли отражение в знаменитом сочинении Баха «Хорошо темперированный клавир».

Отношение Веркмейстера к равномерно темперированному строю, вопреки достаточно распространённому мнению, не было однозначным: принимая все преимущества равномерной темперации, он отмечал, что, не теряя возможности игры во всех тональностях, «наиболее употребительные терции» следует делать более чистыми — а это достижимо только при неравномерной темперации.

Веркмейстер также автор трудов по контрапункту (полифонии), генерал-басу (гармонии), технике музыкальной композиции в целом. Веркмейстеру принадлежит первая (регистрируемая) квалификация тритона как «диавола в музыке» (diabolus in musica), причём метафора diabolus in musica применялась у Веркмейстера не только к тритону, но и по отношению к хроматическому полутону (апотоме). Особенностью взглядов Веркмейстера была исповедуемая им идея о фундаментальном родстве законов музыки с законами движения небесных тел, восходящая к трудам Кеплера.

Музыкальные сочинения

Число сохранившихся музыкальных сочинений Веркмейстера незначительно. Среди них сборник пьес для скрипки и basso continuo «Музыкальные развлечения» («Musicalische Privatlust»; издан в Кведлинбурге, 1689); инструментальные, в том числе органные, сочинения, сохранившиеся в рукописях, а также рождественская кантата «Где родившийся Царь Иудейский?» («Wo ist der neugeborne König der Juden»).

Теоретические сочинения

  • Orgel-Probe, oder Kurtze Beschreibung, wie und welcher Gestalt man die Orgel-Wercke von den Orgelmachern annehmen, probiren, untersuchen und den Kirchen liefern könne und solle («Испытание органа, или краткое описание того, в каком виде нужно принимать органы от органостроителей, как испытывать, осматривать и поставлять органы церквам»; Frankfurt u. Leipzig, 1681); второе издание под названием «Erweiterte und verbesserte Orgel-Probe» (Quedlinburg, 1698);
  • Musicae mathematicae hodegus curiosus oder richtiger musicalischer Weg-Weiser («Подробный hodegus музыкальной математики, или правильный музыкальный путеводитель»; Frankfurt u. Leipzig, 1686, переиздан в 1687);
  • Musicalische Temperatur, oder deutlicher und warer Mathematischer Unterricht, wie man durch Anweisung des MONOCHORDI ein Clavier, sonderlich die Orgel-Wercke, Positive, Regale, Spinetten und dergleichen wol temperirt stimmen könne («Музыкальная темперация, или Точное и подлинное математическое наставление в том, как можно с помощью МОНОХОРДА хорошо настроить клавир, а особенно органы, позитивы, регали, спинеты и тому подобные <инструменты>»; второе издание — Frankfurt u. Leipzig, 1691);
  • Der edlen Music-Kunst Würde, Gebrauch und Missbrauch, so wohl aus der heiligen Schrift als auch aus etlich alten und neubewährten reinen Kirchen-Lehrern und dann aus Musik-Gründen («Достоинство, использование и злоупотребление благородного искусства музыки, как по Священному Писанию, так и по некоторым древним и новым праведным учителям Церкви, а затем исходя из основ музыки»; Frankfurt u. Leipzig, 1691);
  • Nucleus Musicus («Ядро музыки», рукопись, ок. 1697, не сохранилась);
  • Hypomnemata Musica, oder musikalisches Memorial, welches bestehet in kurtzer Erinnerung dessen, so bishero unter guten Freunden discurs-weise, insonderheit von Composition und Temperatur möchte vorgangen seyn («Что нужно помнить о музыке, или Музыкальный мемориал»; Quedlinburg, 1697);
  • Erweiterte und verbesserte Orgelprobe («Расширенная и улучшенная версия „Испытания органа“»; Quedlinburg, 1698);
  • Die nothwendigsten Anmerkungen und Regeln, wie der Bassus continuus oder General-Bass wol könne tractiret werden («Необходимейшие замечания и правила о том, как хорошо трактовать bassus continuus или генерал-бас»; Aschersleben, 1698; репринт Aschersleben, 1700);
  • Cribrum Musicum, oder Musikalisches Sieb darinnen einige Mängel eines halb gelehrten Componisten vorgestellet und das Böse von dem Guten gleichsam ausgesiebet und angesondert worden…" («Cribrum musicum, или Музыкальное сито, в котором представлены некоторые недостатки полуграмотного композитора, и тут же добро отсеяно и обособлено от зла»; Quedlinburg u. Leipzig, 1700);
  • Musicalisches Send-Schreiben («Открытое письмо о музыке»; Quedlinburg and Aschersleben, 1700); немецкий перевод книги А. Стеффани «Quanta certezza habbia da suoi principii la musica» (Amsterdam, 1695) с введением и обширным комментарием;
  • Harmonologia Musica oder Kurtze Einleitung zur musicalischen Composition, wie man vermittels der Regeln und Anmerckungen bey den General-Baß einen Contrapunctum simplicem mit sonderbahren Vortheil durch drey Sätze oder Griffe componieren und ex tempore spielen <…> könne («Музыкальная гармонология, или Краткое введение в музыкальную композицию, как посредством правил и пояснений к генерал-басу можно сочинять и исполнять по памяти простой контрапункт с особым преимуществом тремя аккордами или взятиями»; Frankfurt u. Leipzig, 1702);
  • Organum Gruningense Redivivum oder Kurtze Beschreibung des in der Grueningischen Schlos-Kirchen beruehmten Orgel-Wercks («Обновлённый орган в Грёнингене, или Краткое описание прославленного органа в церкви грёнингенского замка»; Quedlinburg and Aschersleben, 1705);
  • Musicalische Paradoxal-Discourse oder Ungemeine Vorstellungen, wie die Musica einen hohen und göttlichen Ursprung habe, und wie hingegen dieselbe so sehr gemissbrauchet wird" («Парадоксальные рассуждения о музыке, или Чрезвычайные мысли о том, какое высокое и божественное происхождение имеет музыка, и о том, как вопреки этому её столь сильно исказили»; Quedlinburg, 1707; трактат издан посмертно).

Рецепция в искусстве

Главный герой венгерского фильма «Гармонии Веркмейстера» (реж. Б. Тарр, 2000) Дьёрдь Эстер в длинном монологе сокрушается по поводу кризиса в музыке, о разрушенной в современной музыке гармонии. Он убеждён, что виной всему «изобретённая» Веркмейстером равномерная темперация (в реальности Веркмейстер не является изобретателем равномерной темперации), и мечтает о возвращении к древней первозданности пифагорова строя.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: