Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Хуреш


Хуреш (тув. Хүреш) — тувинская национальная борьба. Состязания по хурешу традиционно проводятся во время ежегодного праздника Наадым и на празднике Шагаа (Новый год). Также борьбе отводится важная роль во время традиционных молебен Оваа дагыыры (освящение хозяев местности), суг дагыыры (освящение водного источника), доя (пиршеств) и других.

Описание

В борьбе хуреш участвуют борцы в традиционных костюмах. Если раньше они представляли собой короткие халаты с широкими штанами, то впоследствии это были уже облегающие спортивные трусы, затянутые ремнём, и короткая курточка с длинными рукавами, прикрывающая только спину борца, оставляя его грудь обнажённой.

Соревнования проводятся на открытом воздухе на выбывание. Победитель в последней паре становится абсолютным победителем.

Перед началом состязаний борцы исполняют танец орла — «девиг», символизирующий полёт орла всё выше и выше. Этот же танец исполняет победитель после завершения схватки. Считается, что во время этого танца борцы поклоняются Вечному Синему Небу.

Во время состязаний борцы берут друг друга в захват и пытаются сдвинуть с места или повалить на землю. Толчки и зажимы запрещены. Проигравшим считается борец, первым упавший на землю или коснувшийся земли коленом.

Особое влияние имеет моге салыкчызы (судья-секундант), который призывает борца после тренировки. Он пользуется большим уважением борцов, которые прислушиваются к его словам. Моге салыкчызы также выступает в роли комментатора, и поэтому должен быть артистичным, обладать громким хорошо поставленным голосом. Часто моге салыкчызы становятся Народные артисты Тувы.

История

По мнению Оргелээра Чувурековича Ондара, специалиста по «хурешу», борьба появилась на территории Тувы достаточно давно, как минимум в XI—XII веках. Изначально это были рукопашные схватки, так как тувинцы вынуждены были сражаться с иноземными захватчиками. По мнению О. Ч. Ондараа, древнее происхождение борьбы хуреш подтверждается схожестью её названия с названиями аналогичных видов спорта у родственных тюркоязычных народов: курес на казахском языке, кураш на узбекском, куреш на алтайском, гюлеш на азербайджанском, гюреш на турецком, курес на хакасском. Упоминания борьбы содержатся и в тувинском эпосе о героических богатырях.

Борьба хуреш впервые письменно упоминается в сборнике летописей 1207 года персидского летописца Рашид-ад-Дина. Там говорится: «Первые воины Чингиз-Хана в верховьях Енисея организовали большую борьбу». Описания борьбы хуреш оставили и исследователи-путешественники, посещавшие Туву в XIX веке: Н. Ф. Катанов, Ф. Я. Кон и другие.

Новый толчок к развитию борьба хуреш получила в период существования Тувинской Народной Республики (1921—1944) в результате целенаправленной государственной политики. Получили развитие такие элементы «хуреша» как жеребьёвка, представление борцов, присуждение титулов, требования к спортивным костюмам, исполнение танца орла. Тем не менее, отсутствовали утверждённые правила борьбы, не было квалифицированных судей и комментаторов.

После вхождения Тувы в состав СССР в 1944 году власти стали уделять особое внимание развитию культуры, спорта и образования. Стали появляться квалифицированные специалисты, развивались новые виды спорта. Советский период стал важным этапом в развитии борьбы хуреш.

В конце XX — начале XXI века были окончательно утверждены правила борьбы хуреш, порядок вручения призов и званий борцам. Сегодня нередки случаи, когда именно борцы «хуреша» становятся победителями в соревнованиях по сумо, например, Баткар Баасан принес единственное золото российской сборной по борьбе сумо среди юниоров в августе 2015 году в Японии (г. Осака).

В нумизматике

В 1980 году к летним олимпийским играм в СССР была выпущена памятная монета номиналом 10 рублей «Танец орла и борьба хуреш». На реверсе монеты на переднем плане изображена схватка борцов хуреш, на заднем плане — победитель, исполняющий танец орла.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: