Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Варнава Ветлужский


Варнава Ветлужский (XIV век — 1445 год) — иеромонах. Прославлен Российской церковью в 1639 году в лике преподобных по инициативе патриарха Иоасафа I. Почитался как покровитель Поветлужья.

Жизнеописание

Преподобный Варнава родился в последней четверти XIV века в городе Великом Устюге.

По одной из версий, преподобный Варнава происходил из знаменитого рода Борецких. Возможно, он был братом Исаака Борецкого — мужа Марфы Борецкой, известной как Марфа Посадница.

Житие святого Варнавы говорит, что он был священником в одном из храмов Устюга (ныне Великий Устюг), в XIII—XVI веках находившегося на границе русских земель часто подвергавшихся нападениям со стороны живших рядом племён ветлужских черемис (предков современных марийцев). Одним из наиболее опустошительных был набег 1417 года; как полагают, именно после него Варнава Ветлужский, по-видимому, овдовев, принял монашеский постриг. При пострижении святому было наречено имя Варнава («сын утешения»), в честь святого апостола Варнавы. Около 1417 года преподобный, как и другие миссионеры того времени, отправился к реке Ветлуге (в списке жития начала XVIII века говорится, что Варнава «саном иеромонах… прииде… на реку Ветлугу»). Не вызывает сомнений миссионерский характер ухода преподобного Варнавы в район расселения черемисских племён, исповедовавших язычество (Великий Устюг в тот период был важнейшим миссионерским центром). Преподобный Варнава поселился в нижнем течении Ветлуги, на возвышенности по правому берегу реки. Впоследствии это место стали называть «Красная гора». Согласно житию, Варнава Ветлужский прожил на Ветлуге 28 лет, был похоронен на вершине Красной горы.

Согласно житию святого Макария Желтоводского, Унженского около 1440 года, по пути из Казани в Унжу преподобный останавливался в Варнавинской пустыни, где беседовал с Варнавой Ветлужским.

Житие не сообщает о времени кончины преподобного. Большинством агиографов XIX—XX веков принята точка зрения, что Варнава Ветлужский скончался в глубокой старости в 1445 году.

Чудеса и святыни

В житии святого Варнавы описывается, как к нему

на Красную гору приходили дивии звери, медведи мнози, живуще близ келлии его. он же хождаше между ними, аки между скотами, зря на них и утешашеся и благодаря великого Бога, яко тии зверие кротки ему быша.

После преставления Варнавы Ветлужского, скорее всего, уже во 2-й половине XV века на Красной горе был основан Троицкий мужской монастырь (Варнавина пустынь), первое надежно засвидетельствованное упоминание пустыни содержится в жалованной грамоте царя Иоанна IV Васильевича 26 июля 1551 года строителю монастыря Савватию.

Над могилой преподобного насельники монастыря воздвигли Никольскую церковь.

От мощей преподобного происходили многочисленные исцеления (сохранились свидетельства начиная с 20-х годов XVII века), в 30-х годах XVII века в числе исцелённых у мощей Варнавы Ветлужского был священник Успенского собора Московского Кремля Иоанн, страдавший «болезнью лютыя главы».

В 1639 году патриарх Иоасаф I направил в обитель на Ветлугу игумена Макариева Желтоводского монастыря Пафнутия, которому иноки Варнавиной пустыни поведали «многие повести» о случаях чудотворений и представили «бывших исцелений писания», которые Пафнутий взял с собой в Москву; в том же году Варнава Ветлужский был канонизирован к общецерковному почитанию.

Почитание, мощи

В 1666 году был возведён Никольский храм, в котором находилась гробница святого Варнавы Ветлужского. В 1764 году Троицкий Варнавин монастырь был упразднён и обращён в приходскую церковь, бывшая монастырская слобода стала селом Варнавина Пустынь. В 1778 году село было преобразовано в город Варнавин, с 1797 года центр уезда Костромской губернии. С образованием города Никольский и Троицкий храмы бывшего монастыря стали соборными храмами Варнавина, особым почитанием пользовался деревянный Никольский (летний) храм, в котором под спудом покоились мощи преподобного.

В XVIII — начале XX века Варнава Ветлужский почитался как покровитель Поветлужья.

11 июня, в день памяти преподобного, называемый на Ветлуге «Варнавиной годиной», в Варнавин стекались паломники со всего Ветлужского края — из Костромской, Вологодской, Вятской и Нижегородской губерний. Весной 1912 года Ветлуга подмыла крутой берег Красной горы, в результате чего произошел большой оползень, который едва не разрушил стоявший у обрыва Никольский храм. По распоряжению прибывшего в связи с этим в Варнавин Костромского и Галичского архиепископа Тихона (Василевского) мощи преподобного 22 мая 1912 года извлекли из-под спуда и перенесли в каменный Троицкий храм (возведён в 1836 году), где поместили под полом придела во имя Варнавы Ветлужского. Жители Варнавина обратились в Святейший синод с просьбой разрешить помещение мощей преподобного в особую раку, о чём Синод издал соответствующее распоряжение в марте 1914 года. 10—11 июня в присутствии множества паломников в Варнавине архиепископ Тихон возглавил торжества, в ходе которых мощи святого Варнавы были перенесены в установленную в Троицком соборе серебряную раку.

Во время массового вскрытия мощей святых в 1919—1920 годах мощи Варнавы Ветлужского не подверглись поруганию, однако в ходе кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 году советские власти встали перед необходимостью изъятия мощей из серебряной раки, которая подлежала конфискации. Варнавинская уездная комиссия не решилась это сделать самостоятельно и обратилась за указаниями в Костромской губернский комитет РКП(б), который отправил в ЦК РКП(б) шифротелеграмму с просьбой разрешить вскрытие мощей. «Сообщение из Костромы о мощах Варнавы» было заслушано на заседании Политбюро ЦК РКП(б) 4 мая 1922 года под председательством Ленина, Политбюро санкционировало вскрытие мощей и изъятие раки (судя по всему, Варнава Ветлужский — единственный из русских святых, вопрос о вскрытии мощей которого решался на столь высоком уровне). В середине мая 1922 года в Варнавине мощи преподобного были вскрыты и на несколько дней выставлены на всеобщее обозрение, раку отправили в Кострому, мощи остались в Троицком храме.

В начале 1930 года храм был переоборудован под клуб, мощи святого Варнавы перенесли в последний действующий храм Варнавина — деревянную кладбищенскую церковь архангела Михаила. По преданию, бытующему среди старожилов Варнавина, летом 1937 года священник Архангельской церкви Петр Мегалинский, предвидя её скорое закрытие и новое осквернение мощей преподобного, с несколькими прихожанами тайно предал мощи земле на кладбище где-то возле храма. В 1937 году отец Петр был арестован и вскоре расстрелян.

События новейшей истории

С конца 80-х годов XX века в Поветлужье (с 1922 года входит в состав Нижегородской епархии) началось восстановление почитания Варнавы Ветлужского. Осенью 1991 года в Варнавине был освящён первый в новейшее время храм, посвящённый преподобному.

В 1996 году в центре Костромского Поветлужья, в Шарье (Костромская область) освятили ещё один храм во имя Варнавы Ветлужского. 24 июня 1999 года в Варнавине на месте разрушенных храмов бывшего Троицкого монастыря митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) совершил закладку деревянной церкви во имя Варнавы Ветлужского, храм был освящён 24 июня следующего года. В тот же день на месте древнего Никольского храма, воздвигнутого некогда над местом погребения преподобного Варнавы, был установлен памятный крест.

Ежегодно 24 июня — в день памяти Варнавы Ветлужского в посёлке Варнавино отмечается день района и главный местный праздник — «Варнавинская година».

В последнюю неделю июня проводится возрождённый крестный ход по маршруту Варнавино — Макарий — Глухое — Лапшанга — Варнавино.

24 июня 2014 года был открыт памятник преподобному Варнаве Ветлужскому в Варнавине

2017 год — 600-летие прихода святого Варнавы на Красную гору — был объявлен в Городецкой епархии годом преподобного Варнавы Ветлужского. 24 июня 2017 года отмечалось 600-летие прихода преподобного Варнавы на Красную гору.

Иконография

В сводном иконописном подлиннике XVIII века об облике святого сказано: «Подобием надсед, брада аки Сергиева, гораздо подоле, ризы преподобническия и в схиме, в руке свиток, нецыи пишут схима на плечах» .

Наиболее распространённый иконографический извод — преподобный в молении Святой Троице, на берегу реки, на фоне деревянной Никольской церкви с шатровым завершением, обнесённой оградой, как на нескольких нижегородских иконах 2-й половины XIX — начала XX века (ЦМиАР, краеведческий музей посёлка Варнавино Нижегородской области); в коленопреклонённой молитве Спасителю на фоне трёх церквей и источника под горой — на нижегородской иконе 1-й трети XIX века.

Поясной прямоличный образ благословляющего Варнавы Ветлужского в монашеском одеянии, с чётками, с изображением вверху Святой Троицы имеется, например, на небольшой паломнической иконе конца XIX века в храме во имя Варнавы Ветлужского в Варнавине. Сохранились иконы Варнавы Ветлужского вместе с преподобным Макарием Желтоводским Унженским (Макарий Желтоводский — покровитель соседнего с Поветлужьем Унженского края — по легенде, посещал Варнаву Ветлужского на Ветлуге): на иконе 2-й половине XVIII века из краеведческого музея в Варнавине; на двух иконах 2-й половины XIX века (храм в Варнавине) святые предстоят Спасу Эммануилу, между ними церковь, и в молении Святой Троице.

Существуют современные иконы с изображением Варнавы Ветлужского со свитком в руке: например, поясной единоличный образ 1996 года иконописца Е. Тисова; ростовой образ на правом поле иконы «Новомученики Нижегородские» (2001, Спасский собор в Нижнем Новгороде).


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: