Будайка
12.12.2020Будайка — бывшая деревня под Чебоксарами, в 1940 году вошедшая в черту города. До образования Чувашской автономной области относилась к Чебоксарскому уезду Казанской губернии.
Название
По мнению краеведа И. С. Дубанова топоним Будайка, скорее всего, произошёл от русского будо/будовать «строить, возводить, устраивать, заводить новые здания, постройки».
Дубанов приводит и вторую версию:
Будаки — бывшие будные, майданские крестьяне, иногда приписанные к казенным (В. И. Даль, I, 136)
— Географические названия Чувашской Республики
В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона:
Будники или Будаки — бывшие будные майданные крестьяне, некогда приписанные к казенным будным майданам, то есть к поташным или смолочужным заводам, а в Малороссии — к селитряным; в некоторых местностях России, напр. в Пензенской, Нижегородской губ., до сих пор сохранили это название.
— ЭСБЕ
История
В конце XVIII в. деревней Будайка владел помещик, отставной поручик Грязев Александр Максимович.
В 1939 году в соответствии с генеральным планом (разработан Горьковским крайпрогором) в городскую черту Чебоксар были включены земли 11 прилегающих деревень Чебоксарского района: Набережная, Якимово, Банново, Соляное, Кнутиха, Будайка, Усадки, Заводская, Рябиновка, Новоилларионово, Сосновка, дополнительно — Кошкино, Завражная.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 сентября 1939 года по ходатайству жителей деревни и граждан республики д. Будайка переименована в д. Чапаево; в 1940 году Чапаево вошло в черту города.
Население
В Переписной книге Чебоксарского уезда в 1646 году числились
Поместье Луки Макарьева сына Грязьева: Деревня Будайка: Дворы крестьянские: 1) 1 + 1 сын + 2 брата; 2) 1 (П. И. Клюкин «стар и увечен») + 1 сын + 2 внука; 3) 1 (3. Ларионов) + 1 сын + «да у него же, Захарка, брат Фетька Ларионов бежал в Астрахань во [7]150 (1641/42)-м году»; 4) 1 + 4 сына; 5) 1 + 2 сына + 5 пасынков; 6) 1 + 4 сына; 7) 1 + 1 брат; 8) 1 (Фомка Остафьев сын прозвище Шестак «стал увечен») + 2 сына + 3 пасынка; 9) 1 (Ивашко Микитин сын «стар и глух») + 1 сын + 1 пасынок; 10) 1 бездетен; 11) 1 + 2 сына; 12) 1 + 1 сын + 2 внука; 13) 1 + 1 сын. Дворы бобыльские: 1) 1 + 1 сын; 2) 1 + 1 сын + 2 брата; 3) 1 + 5 сыновей; 4) 1 + 2 сына; 5) 1 бездетен. «Бобыли ж бездворные и безпашенные кормятся миром»: 1) Олешка Карпов бездетен; 2) Ондрюшка Микифоров сын, у него 3 сына; 3) Ивашко Максимов сын Овчинников бездетен. <…> Всего в поместье за Л. М. Грязевым в двух деревнях 14 дворов крестьянских, а людей в них 52 человека, 8 дворов бобыльских, людей 37 человек, обоего 22 двора, людей 89 человек
В 1781—1782 гг. согласно «Ведомости о наместничестве Казанском» в деревне Будайка числилось 100 душ помещичьих крестьян.
В 1859 году в деревне Будайка (Грязево) «при овраге и ключе» числилось 15 дворов (89 жителей мужского пола и 84 — женского).
По переписи 1897 года в Будайке (Грязево) Чебоксарской волости числилось 319 душ обоего пола, русских. В «Списке селений Казанской губернии» к 1907 году в деревне Будайка (Грязева) Чебоксарской волости насчитывалось 326 душ обоего пола, русских.
Известные уроженцы
- Чапаев, Василий Иванович. В настоящее время на территории бывшей Будайки расположен сквер с памятным камнем на месте, где стоял дом В. И. Чапаева.
- Кузнецов, Александр Иванович — агроном, организатор образования, доктор сельскохозяйственных наук, профессор.
Будайка в искусстве
- Картина художника Спиридоновой А. М. «Родина Чапаева. Будайка» (1956 г.)
Интересные факты
Зафиксирован чебоксарский обычай, существовавший в середине XIX в.:
От дня Пасхи, продолжающиеся хороводы, по вечерам в воскресенье и праздничные дни, дают место и нарочитым гульбищам в ближайших деревнях.
Так, в день Вознесения ходят в Грязево, в Троицын день — в Лакреево, в Духов — в Кнутиху, а в заговенье, пред Петровым постом посещают заштатную пустынь Геронтьевскую, где испивши из родника холодной ключевой воды и походя между могил по ограде, возвращаются на Крутую гору правого берега Волги. Здесь песни деревенских певиц и их вычурные пляски доставляют удовольствие градской публике, которая и на прочих прежде сказанных гуляньях утешается только тем же манером с присоединением к тому, что в тех деревнях публика прошивается по господским садам и молодежь качается на качелях. Тут найдется несколько простых лакомств у продавцов. А знакомые у господ в крестьянах находят выпивку. К вечеру возвращается городское общество в город, а деревенские в свои селения.
— П. С. Попов, 1853