Проложение съемочно-зондировочной сети при торфоисследованиях

Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Проложение съемочно-зондировочной сети при торфоисследованиях

05.02.2020

Съемочно-зондировочная сеть является основой для съемки торфяного месторождения и исследования торфяной залежи. Строится она в виде магистрали и поперечников — визирок.

В качестве магистрали выбирается прямая линия, проходящая посередине торфяного месторождения, в направлении наибольшего его протяжения и разделяющая торфяное месторождение, примерно, на две равные по площади части.

Поперечники — визирки назначаются перпендикулярно направлению магистрали и служат рабочими проходами для производства всех видов работ, связанных с исследованием поверхности торфяного месторождения и торфяной залежи.

В зависимости от размеров, конфигурации и геоморфологических особенностей торфяных месторождений могут быть выбраны разные схемы построения съемочно-зондировочной сети.

В случаях вытянутой формы с извилистыми очертаниями границ, свойственными преимущественно торфяным месторождениям, расположенным в поймах рек и в водораздельных сточных котловинах, проложить магистраль в виде одной прямой линии не всегда представляется возможным. В этом случае допускается смещение направления магистрали под прямым углом, на расстояние, обеспечивающее дальнейшее ее проложение, параллельно выбранному направлению (фиг. 9—1).
Проложение съемочно-зондировочной сети при торфоисследованиях

При округлой форме торфяного месторождения, направление магистрали выбирается с таким расчетом, чтобы один из ее концов, наиболее близко подходил к основному водоприемнику торфяного месторождения (фиг. 9—2).

На торфяных месторождениях, на которых ранее производилась разведка, за направление магистрали принимается старое ее направление. Такое совмещение магистрали позволяет в дальнейшем наиболее полно использовать ранее полученные материалы при разведке.

При наличии в натуре сохранившихся просек (лесных, землеустроительных и других), одна из них может быть использована в качестве магистрали, если ее положение в натуре отвечает указанным выше требованиям.

Выбор направления съемочно-зондировочной сети производится при подготовительных работах по картам, материалам ранее произведенных разведок или съемок и уточняется при осмотре торфяного месторождения в натуре.

Осмотр торфяного месторождения производится в начале полевых работ путем обхода или объезда по его границам. При маршрутной разведке осмотр заменяется использованием результатов камерально-аналитического выявления торфяных месторождений.

Осмотр производится начальником разведочного отряда или партии. При осмотре должны быть использованы материалы, полученные в результате подготовки к разведкам: схемы расположения съемочно-зондировочной сети, проект топографо-геодезической основы для разведок, нанесенной на крупномасштабную карту или специальную выкопировку с обозначенными на них границами торфяного месторождения.

Осмотр должен начинаться от постоянного ориентирного предмета местности, обозначенного на карте и расположенного вблизи границ торфяного месторождения.

Во время осмотра определяются в натуре и обозначаются на карте или схеме: границы прилегающих к торфяному месторождению суходолов; места естественных и искусственных выходов на поверхность грунтовых вод; дороги, проложенные по торфяному месторождению; временные и постоянные знаки государственных съемок и т. д.

В результате осмотра уточняется: ранее составленная схема расположения съемочно-зондировочной сети, схема привязок к постоянным знакам, состав и объем исследований торфяного месторождения и суходолов. Одновременно с осмотром устанавливается начальный пункт для разбивки в натуре съемочно-зондировочной сети и окончательно определяются пункты размещения отдельных отрядов изыскательской партии.

После уточнения схемы построения съемочно-зондировочной сети производится:

а) перенесение в натуру выбранного направления магистрали;

б) рубка просек и вешение линий;

в) измерение линий и разбивка пикетажа;

г) съемка ситуации.

Перенесение в натуру направления магистрали


Для перенесения выбранного направления магистрали в натуру необходимо:

1) установить начальную ориентирную точку или постоянный предмет местности, отмеченные на плане или карте;

2) определить по плану или карте (графически) угол или румб линии и расстояние от ориентирного предмета местности до ближайшей точки магистрали;

3) определить по карте угол между выбранной ориентир-ной линией и направлением магистрали, а также определить румб магистрали.

В качестве ориентирных предметов местности могут служить: геодезические знаки, пересечения дорог, мосты на реках, изгибы рек, места впадения в реку ручьев и другие предметы, обозначенные на карте и расположенные вблизи торфяного месторождения.

Направление магистрали в натуре задается по определенному по карте румбу теодолитом, а при маршрутных разведках, по буссоли гониометра. Концы магистрали выводятся на суходолы на расстояние 100—200 м от нулевых границ торфяного месторождения и закрепляются реперами. Один из концов магистрали принимается за начальный нулевой пикет, от которого начинается последовательная нумерация всех пикетов (римскими цифрами) до конца магистрали. От магистрали, по ее ходу, разбиваются направления поперечников — визирок. Расстояния между поперечниками принимаются в соответствии с техническими условиями.

Разбивка поперечников при рекогносцировочной и детальной разведке производится теодолитом, при маршрутной разведке — гониометром.

При разбивке поперечников инструмент устанавливают в створе магистрали и центрируют над пикетом магистрали. Направление поперечников задается в обе стороны от магистрали под прямым углом. По заданным направлениям, расчищенным от растительности, по инструменту выставляются три вехи в каждую сторону через промежутки в 20—30 м, после чего производится вешение.

Рубка просек и вешение линий


Вешение магистрали и поперечников производится приемом «на себя» одновременно с прорубкой и прочисткой просек по заданным направлениям. Вехи должны быть по возможности прямыми и иметь толщину не более 2—3 см и длину, доходящую до уровня глаз вешильщика.

Расстояние между вехами, по линии провешиваемого хода, должно быть не менее 20 м с тем, чтобы на линии можно было ясно видеть три — четыре вехи. Для лучшей видимости верхняя часть вехи на 10—15 см очищается от коры.

Вешение линий проводится техником или старшим рабочим, имеющими в этом опыт, и проверяется начальником отряда.

По магистралям просеки рубятся шириной до 2 м, по поперечникам, по которым будут производиться нивелирные и другие инструментальные работы, — шириной 1,0 м; по остальным поперечникам — шириной 0,7 м.

При рубке просек кустарник сводится «заподлицо» с поверхностью, а деревья спиливаются на высоте, не более 20 см от поверхности. Травянистая растительность скашивается или приминается.

Рубка и вешение просек заканчиваются на суходолах в расстоянии 50, 100 или 150 м от нулевой границы, торфяной залежи.

После выполнения работ по рубке просек и вешению линий производятся: измерение линии, разбивка пикетажа. и съемка ситуации.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: