Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Перемещение карьерных грузов на зарубежных рудных карьерах


Основной объем перевозок на зарубежных рудных карьерах осуществляется автотранспортом. На железорудных и меднорудных карьерах Канады, Чили, Замбии, Мексики, Венесуэлы вся горная масса перемещается автотранспортом, а в США, Перу объем автоперевозок составляет 84-91 %.

Карьерные автосамосвалы выпускают фирмы США, Японии, Швеции, Германии, Италии, Великобритании. Грузоподъемность карьерных автосамосвалов от 36 до 350 т. Фирмы-изготовители ведут работы по созданию автосамосвалов большей грузоподъемности. Средняя грузоподъемность используемых автосамосвалов постоянно растет. В настоящее время, в основном, используют автосамосвалы грузоподъемностью от 75 до 190 т, которые обеспечивают лучшие эксплуатационные и экономические показатели. Использование автосамосвалов большей грузоподъемности обеспечивает снижение потребного числа автомашин и числа обслуживающего персонала. В то же время автосамосвалы грузоподъемностью выше 200 т не находят широкого использования на рудных карьерах зарубежных стран. Причинами этого является резкий рост затрат на дорожное покрытие карьерных автодорог, большой износ шин, в результате чего эксплуатационные расходы повышаются.

Фирмы-изготовители постоянно работают над совершенствованием конструкции выпускаемых карьерных автосамосвалов, повышением их надежности. Автосамосвалы, используемые на карьерах, в основном имеют дизель-электрический привод, однако ряд фирм начала выпуск карьерных автосамосвалов с механическим приводом, улучшающим рабочие характеристики систем торможения и снижающие расход топлива. Многие автосамосвалы имеют модульные конструкции отдельных частей машин, позволяющие быстро производить замену вышедшего из строя узла. Проводится большая работа по повышению износостойкости шин. Для повышения износостойкости кузова автосамосвалов производится футеровка кузова плитами из низкоуглеродистой стали (Великобритания) алюминиевыми листами (США) или покрытие кузова резиной (Швеция, США).

На рудных карьерах зарубежных стран большое внимание уделяется строительству и содержанию карьерных автодорог. Дороги повсеместно имеют щебеночное покрытие толщиной 1,1-1,5 м. Нижние слои покрытия выполняются из крупного щебня, а в верхние укладывают мелкий щебень. Карьеры хорошо оснащены вспомогательной техникой, используемой при строительстве и содержании автодорог: бульдозеры на гусеничном и колесном ходу, одноковшовые погрузчики, грейферы, поливочные машины и др.

Для зарубежных рудных карьеров характерен высокий уровень организации работ на карьерном автотранспорте. Широко используется диспетчеризация и автоматизация управления карьерным транспортом. С помощью автоматических систем достигается повышение производительности погрузочного и транспортного оборудования на 3-5 % и более. На одном из карьеров Испании внедрение системы автоматической диспетчеризации карьерного автомобильного транспорта позволило до минимума сократить холостые пробеги автомашин, выбирать оптимальные маршруты движения, уменьшить простои автосамосвалов, в результате производительность автосамосвалов возросла на 13,3%. Капитальные затраты на систему окупились за 1 год.

При использовании автосамосвалов большой грузоподъемности организуется их трехсменная работа. Сокращение холостых пробегов автосамосвалов достигается за счет размещения пунктов заправки горюче-смазочными материалами непосредственно в карьере. Смена водителей автосамосвалов организуется непосредственно на рабочих местах.

Большое значение придается техническому обслуживанию автосамосвалов и организации ремонтов. Основным принципом организации технического обслуживания оборудования и его текущего ремонта является своевременная замена изношенных, неисправных, поврежденных или отработавших положенный срок агрегатов и узлов. Регулярные техобслуживания автосамосвалов производят с периодичностью 4-10 суток и продолжительностью 1-2 смены. При этом выявляются все неисправности автосамосвалов, а дефектные узлы и агрегаты заменяются.

На ряде зарубежных рудных карьеров (США, ЮАР, Замбия, Канада и др.) при значительной длине стационарных участков автодорог используются дизель-троллейвозы. Их применение позволяет уменьшить расход топлива на 50-60%, повысить производительность транспорта на 15-20%, снизить расходы на транспортирование на 10-15% и сократить выбросы вредных веществ в атмосферу в 1,7-2 раза. Наиболее часто на карьерах используют дизель-троллейвозы производства США и Японии. На железорудном карьере Сишен (ЮАР) переход на дизель-толлейвозы позволил повысить скорость движения на 46% и сократить потребление дизельного топлива на 75%. В 1982 году за рубежом на 174 железорудных карьерах работало 4300 троллейвозов.

Железнодорожный транспорт на зарубежных карьерах не получил широкого распространения. В качестве забойного он используется крайне редко. Чаще железнодорожный транспорт используют как звено в комбинированном транспорте при больших расстояниях перевозок. Преимущественно на карьерном железнодорожном транспорте используется тепловозная тяга. Грузоподъемность вагонов 80-100 т.

На железорудном карьере Миннтак 73% руды и 10% вскрышных пород вывозится железнодорожным транспортом. Остальная руда перевозится комбинированным автомобильно-железнодорожным транспортом. Рабочие горизонты карьера вскрыты системой парных траншей с уклоном в грузовом направлении 20% и в порожняковом — 30%. Состав формируется из 9-14 вагонов грузоподъемностью 85 т. Расстояние транспортирования руды от 4 до 7,6 км.

На большинстве карьеров железнодорожный транспорт применяется для доставки руды с перегрузочных пунктов до обогатительной фабрики или потребителя. Перегрузочные пункты оборудуют вибропитателями или пластинчатыми питателями. На карьерах Миннтак смонтирована перегрузочная платформа, оснащенная пластинчатым питателем производительностью 2600 т/ч, позволяющая вести одновременную разгрузку автосамосвалов и погрузку руды в железнодорожные составы. Локомотивы оснащены системой дистанционного управления и обслуживаются одним человеком.

Конвейерный, как самостоятельный вид транспорта, не нашел применения на рудных карьерах зарубежных стран, а используется как звено комбинированного транспорта при циклично-поточной технологии. При циклично-поточной технологии автотранспорт используется при высоте подъема до 60-80 м и расстоянии транспортирования до 1,5-2 км. Перегрузочные пункты передвижные, полустационарные и реже стационарные, оборудуют конусными или щековыми дробилками. Для усреднения руды в некоторых случаях рационально создание двух перегрузочных пунктов, расположенных в различных точках карьера, от которых руда подается на один магистральный конвейер.

Циклично-поточная технология успешно используется на крупнейших карьерах США, ЮАР, Австралии, Южной Америки, Европы. Экономическая эффективность такой технологии возрастает с увеличением глубины карьера и длительности его эксплуатации. Она особенно эффективна при высокой концентрации горных работ и больших объемах транспортирования горной массы. Циклично-поточная технология используется как при производстве добычных, так и вскрышных работ.

Применение самоходных дробильных агрегатов получило распространение при добыче известняка, бокситов, фосфоритов и в меньшей степени при разработке медных и железных руд. Полезное ископаемое от дробилки передается на конвейер через конвейерный перегружатель или мостовое устройство. При разработке пород небольшой крепости (известняк, фосфаты и др.) наиболее эффективно самоходные дробильные агрегаты работают в комплексе с одноковшовыми погрузчиками, имеющими большую вместимость ковша.

На зарубежных карьерах применяют ленточные, канатно-ленточные и многоприводные конвейеры. Конвейеры большой длины обычно изготавливают с многобарабанным приводом. На рудных карьерах применяют мобильные (переносные, передвижные, управляемые) конвейеры. Они состоят из легко демонтируемых унифицированных составных элементов и легко переносятся в новое положение. Для транспортирования горной массы с глубоких горизонтов карьеров возможно использование крутонаклонных конвейеров, разрабатываемых фирмами США, Германии, Японии, Франции. Наиболее перспективными из них являются двухленточные конвейеры.

На меднорудном карьере Бингхэм (США) стационарная дробилка размещена внутри карьера в районе его дна. Транспортирование руды из забоев на перегрузочный пункт ведется под уклон, что при довольно значительных расстояниях обеспечивает небольшие затраты на автотранспорт.

На железорудном карьере Сишен (ЮАР) действует линия циклично-поточной технологии производительностью по вскрыше 30 млн т в год. Передвижной перегрузочный пункт имеет бункер вместимостью 170 т и конусную дробилку производительностью 7800 т/ч. Вскрышные породы доставляются на перегрузочный пункт автосамосвалами грузоподъемностью 154 т. Доставленные на отвал вскрышные породы укладываются консольным отвалообразователем.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: