Вскрытие рабочих горизонтов нагорных карьеров

Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Вскрытие рабочих горизонтов нагорных карьеров

09.12.2019

При разработке нагорных месторождений из-за сложности рельефа, трудности доступа к рабочим горизонтам, разнообразий условий расположения рудных залежей в контурах карьерного поля вскрытие рабочих горизонтов осуществляется разнообразными вскрывающими выработками как внутреннего, так и внешнего заложения. Получило распространение вскрытие подземными выработками. Часто доставка людей и оборудования осуществляются по отдельным транспортным коммуникациям и с применением специальных горных выработок и машин.

Разнообразие способов вскрытия рудных горизонтов нагорных карьеров связано, в первую очередь, с необходимостью применения комбинированного транспорта для перемещения полезных ископаемых.

Вскрыша с нагорных месторождений транспортируется, как правило, по выработкам, пройденным по поверхности с использованием железнодорожного и автомобильного транспорта. Транспортирование по возможности осуществляют на погоризонтные отвалы, что не всегда возможно, а также на спуск или подъем до отвальных площадей. На выбор способа вскрытия рабочих горизонтов оказывает влияние контур карьера. Если он замкнутый, то рабочие горизонты вскрываются так же, как и на месторождениях глубинного типа. При открытом контуре карьера горизонты вскрываются полутраншеями.

Вскрытие рабочих горизонтов с использованием полутраншей может быть осуществлено следующими способами:
1. отдельными полутраншеями;

2. общими полутраншеями:

а) с простой формой трассы;

б) со сложной формой трассы;

3. парными полутраншеями.
Вскрытие рабочих горизонтов нагорных карьеров

При вскрытии отдельными полутраншеями в зависимости от расположения залежи и наличия свободного пространства по склону косогора месторождение можно вскрывать с отметки, господствующей земной поверхности или с некоторым относительным превышением начала полутраншей над этой отметкой. В первом случае капитальные траншеи независимые, во втором (рис. 12.4) они становятся зависимыми, так как пути соединительной полутраншей нижнего горизонта являются общими для всех полутраншей и имеют один выход к первичному приемному пункту. Форма трассы в этих условиях простая.

Вскрытие общими полутраншеями с простой формой трассы применяется в тех же условиях, что и отдельными полутраншеями. Сосредоточение грузопотоков происходит здесь на трассе капитальной полутраншей. Примыкание рабочих горизонтов может происходить на руководящем, смягченном подъеме и на площадках (рис. 12.5).

Вскрытие с использованием общих полутраншей со сложной формой трассы вскрывающая выработка может иметь форму трассы тупиковую (рис. 12.6) — при железнодорожном транспорте и петлевую (рис. 12.7) — при автомобильном транспорте.

Вскрытие парными полутраншеями целесообразно применять при большой производительности карьеров для увеличения пропускной способности транспортных коммуникаций.

На нагорных карьерах схемы транспортирования полезного ископаемого с рабочих горизонтов до пунктов приема на поверхности весьма разнообразны, разнообразны и комбинации вскрывающих выработок. Вскрытие осуществляется как открытыми выработками, пройденными по поверхности внутри и вне контура карьера (траншеи и полутраншей, рудоскаты), так и подземными выработками (штольни, тоннели, рудоспуски, шахтные стволы и др.).

При вскрытии с использованием рудоспусков (рис. 12.8) горная масса автосамосвалами, а при небольшом расстоянии перемещения в карьере — погрузчиками, доставляется до рудоспуска и под действием сил гравитации транспортируется до штольни, где перегружается в железнодорожный транспорт нормальной колеи и транспортируется по штольне к приемному пункту на поверхности. При небольших объемах работ в штольне возможно использование железнодорожного транспорта узкой колеи. При наличии пункта дробления на поверхности перед рудоспуском или под землей перед штольней, в штольне применяется конвейерный транспорт.

Силы гравитации используются и при перепуске горной массы непосредственно по склону, а также по специальным крутым выработкам — рудоскатам (породоскатам). Различают два вида рудоскатов: с разгрузочным бункером на выпуске и без него (с перегрузкой из навала) (рис. 12.9). Преимущественное распространение получили рудоскаты второй группы как более простые и надежные в эксплуатации. Обычно их устраивают два, располагая рядом и используя попеременно: по одному ведется только перепуск, а в другом он прекращается и перепущенная горная масса отгружается из навала. Возможно применение рудоскатов с совмещенной приемной площадкой (рис. 12.10). Это целесообразно при расположении рудоскатов не дальше 30-40 м друг от друга.

На нагорных карьерах небольшой производительности нашли применение схемы транспортирования с использованием комбинации автомобильного транспорта и канатных подвесных дорог (рис. 12.11). В этом случае рабочие горизонты вскрываются постоянными или временными съездами. Вскрыша транспортируется во внешние отвалы. Полезное ископаемое в автосамосвалах транспортируется до перегрузочного пункта, расположенного, как правило, на поверхности, где оно через бункеры поступает в вагонетки и с помощью канатной подвесной дороги транспортируется к пунктам приема.

Эксплуатация канатных подвесных дорог мало зависит от рельефа местности и почти полностью не зависит от снежных заносов и других погодных условий.

Канатные дороги позволяют транспортировать полезное ископаемое по кратчайшему пути в горных районах, через водные преграды, овраги, через железнодорожные пути, автомобильные дороги и другие препятствия.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: