Опыт и особенности применения схем циклично-поточной технологии на карьерах

Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Опыт и особенности применения схем циклично-поточной технологии на карьерах

09.12.2019

Схемы циклично-поточной технологии с промежуточным цикличным транспортом не требуют подведения конвейерных линий непосредственно к забоям экскаваторов, что несколько упрощает технологию и организацию ведения горных работ. Так при разработке скальных и полускальных горных пород конвейерные линии и перегрузочные пункты могут быть расположены вне опасной зоны от взрывных работ, конфигурация фронта работ и порядок выемки блоков могут выбираться в соответствии с обеспечением требуемого качества добываемого полезного ископаемого. При выдаче одним конвейерным подъемником полезного ископаемого и пород вскрыши легче обеспечивается доставка на перегрузочный пункт определенных типов пород в установленные периоды времени.

Эффективность работы схем с промежуточным цикличным транспортом во многом определяется расстоянием перемещения грузов автосамосвалами от забоев до перегрузочных пунктов. Поэтому в зарубежной практике все большее распространение получают передвижные перегрузочные пункты, размещаемые в рабочей зоне карьеров. Такие пункты имеют каркас из металлоконструкций или сборного предварительного напряженного железобетона. Они строятся в открытом исполнении или в легких зданиях из гофрированного металла. Перегрузочные пункты оборудуются конусными дробилками, в которые подается вся горная масса без предварительного грохочения. Находят применение передвижные перегрузочные пункты при блочной их компановке. В некоторых случаях в качестве передвижных перегрузочных пунктов используются самоходные дробильные агрегаты, устанавливаемые полустационарно, к которым горная масса доставляется из забоев автосамосвалами. По зарубежным данным использование на карьерах передвижных перегрузочных пунктов ведет к увеличению первоначальных капитальных затрат. Значительный выигрыш достигается на эксплуатационных расходах, так как при использовании конвейеров с более благоприятным соотношением между массой полезного груза и транспортного средства по сравнению с автотранспортом значительно (в 4-5 раз) снижаются энергетические затраты при перемещении горной массы,

В качестве забойного цикличного транспорта на карьерах чаще всего используются автосамосвалы различной грузоподъемности, реже полуприцепы. Применение железнодорожного транспорта оправдано только при значительных расстояниях транспортирования на горизонтальных участках. При использовании полустационарных и стационарных перегрузочных пунктов в глубоких карьерах горная масса от забоев до перегрузочных пунктов подается на большие расстояния (до 1,5-2,5 и более км). Срок службы автодорог в карьерах составляет 2-3 года и более. В таких условиях перспективным является использование в качестве забойного транспорта дизель-троллейвозов. Они имеют более высокие экономические показатели, чем дизельные автосамосвалы и кроме того, обеспечивают лучшую экологическую обстановку в рабочей зоне карьера.

При небольших расстояниях транспортирования возможно применение скреперов, совмещающих функции выемочной машины и сборочного транспорта. При применении скреперов низкие капитальные затраты, однако эксплуатационные расходы довольно высоки из-за низкого коэффициента их технической готовности, высоких расходов на ремонты, резину и дизельное топливо. Такая технология работ использована на меднорудном карьере Твин Бьют (США). Вскрышные породы после их предварительного механического рыхления разрабатывают скреперами с вместимостью ковша 30,6 м3 и доставляют на 5 перегрузочных пунктов. Перегрузочные пункты оборудованы бункером и питателем и производят погрузку породы на конвейер с шириной ленты 1500 мм.

Доставка горной массы до перегрузочного пункта может быть произведена в ковше пневмоколесного погрузчика, но рациональное расстояние транспортирования при этом измеряется десятками метров. Поэтому использование погрузчиков по такой схеме рационально в комплексе с самоходным дробильным агрегатом для увеличения ширины разрабатываемой заходки и шага передвижки конвейера.

На карьерах России и стран СНГ среди схем циклично-поточной технологии с промежуточным цикличным транспортом наибольшее распространение получила схема 1-B c дроблением пород перед погрузкой на конвейер. Для применяемых схем характерно, что перегрузочные пункты, расположенные в карьере, сооружаются на весьма длительный срок и фактически являются стационарными. Сооружение таких пунктов связано с большими капитальными затратами, а время их сооружения составляет 1,5-2 и более лет. С учетом строительства конвейерного подъемника переход на циклично-поточную технологию на карьере занимает 5-8 лет.

На Оленегорском железорудном карьере руда из забоев доставляется автосамосвалами БелАЗ-549 в приемные бункера грохотильно-дробильного перегрузочного пункта на борту карьера. Перегрузочный пункт оборудован двумя щековыми дробилками ЩДП 15x21. Дробленая руда поступает на сборочный конвейер, с которого перегружается на конвейерный подъемник с шириной ленты 1200 мм. Конвейерный подъемник размещается в наклонном стволе, пройденном на глубину 153 м под углом 16° и имеющем длину 563 м. Над устьем ствола построено здание перегрузки, где руда перегружается на ленточный конвейер и по галерее доставляется до корпуса среднего дробления обогатительной фабрики. Для проветривания пройден вентиляционный вертикальный ствол глубиной 148 м и сечением 19,63 м2, который соединен с наклонным стволом квершлагом длиной 297 м. Для обеспечения бесперебойной подачи руды на обогатительную фабрику при аварийной остановке дробильно-конвейерного комплекса рядом с перегрузочным пунктом предусмотрен буферный склад руды, с которого доставка руды на обогатительную фабрику может быть осуществлена железнодорожным транспортом.

На Ковдорском железорудном карьере конвейерный подъемник расположен на восточном борту карьера в крутой траншее, пройденной на глубину 108 м под углом около 15°. Руда автосамосвалами доставляется на перегрузочный пункт, оборудованный тремя щековыми дробилками. В дальнейшем предполагается перенос перегрузочного пункта на 130 м ниже с размещением конвейерного подъемника в крутой траншее.

На Стойленском железорудном карьере по циклично-поточной технологии разрабатывают неокисленные железистые кварциты, окисленные кварциты и скальную вскрышу. Горные породы после погрузки в забоях экскаваторами ЭКГ-8И доставляются на перегрузочный пункт (см. рис. 10.2) автосамосвалами БелАЗ-549. Дробленная горная масса по двум конвейерным линиям с шириной ленты 2000 мм, проложенным в крутой траншее под углом 16°, выдается на поверхность. Руда поступает на прибортовой усреднительно-аккумулирующий склад штабельного типа общей вместимостью 300 тыс.т, откуда отгружается экскаваторами ЭКГ-8И и железнодорожным транспортом доставляется на обогатительную фабрику. Предусмотрена также погрузка руды минуя склад через бункер в железнодорожные составы. Породы вскрыши поступают в бункер и железнодорожным транспортом отправляются на отвал.

Схемы циклично-поточной технологии без промежуточного цикличного транспорта требуют введения конвейерных линий непосредственно на рабочие горизонты. При этом в карьере создается сложная система передвижных конвейерных линий, осложняющая ведение буровзрывных работ (при скальных и полускальных породах) и организацию работ при передвижке конвейеров. Уменьшить количество передвижных конвейеров на рабочих уступах возможно за счет объединения элементарных грузопотоков. Tакое объединение грузопотоков возможно осуществить за счет передачи горной массы с уступа на уступ при помощи ленточных перегружателей и путем объединения грузопотоков от нескольких экскавторов на горизонте на одном конвейере. В последнем случае как промежуточные звенья используют конвейерные перегружатели или мобильные короткозвенные модульные конвейеры.

Применение конвейеров на рабочих уступах нуждается в создании на них протяженного прямолинейного фронта работ. Это осложняет ведение горных работ, особенно при сложных контактах рудных тел. В зависимости от размеров карьерного поля в плане возможно параллельное и веерное подвигание фронта работ, как показано на рис. 10.11. При параллельном подвигании фронта работ (рис. 10.11,а) забойные конвейеры передают горную массу на соединительные конвейеры, располагаемые на транспортных бермах со стороны крутой траншеи. По мере подвигания фронта работ длина соединительных конвейеров возрастает, что приводит к увеличению расстояния транспортирования. При схемах с внутренним отвалообразованием соединительные конвейеры мешают их отсыпке. Поэтому крутую траншею рекомендуется периодически переносить в направлении рабочего борта. При веерном подвигании фронта работ соединительные конвейеры необязательны и крутая траншея не переносится. Обычно при таком перемещении фронта работ требуется меньшая суммарная длина конвейеров. Веерное подвигание фронта работ рационально применять на карьерах округлой формы в плане. При этом длина фронта работ остается постоянной.
Опыт и особенности применения схем циклично-поточной технологии на карьерах

При разработке скальных пород по схемам циклично-поточной технологии без промежуточного цикличного транспорта необходимо предусматривать меры безопасности при производстве взрывных работ. Конвейерная линия должна находиться вне пределов опасной зоны для оборудования, то есть на расстоянии не ближе 120 м. При схемах 2-В с использованием передвижных дробильных агрегатов это достигается за счет включения в техно-дробилкой и забойным конвейером перегружателей или мобильных короткозвенных модульных конвейеров.

Мобильные короткозвенные модульные конвейеры имеют секции небольшой длины, и массы легко и быстро передвигаются с помощью тракторной тяги или переносятся кранами. Передвижка может осуществляться с разборкой на модульные элементы или в смонтированном виде. При необходимости модульные конвейеры могут устанавливаться друг за другом, образуя цепочку нужной длины. Однозвенные мобильные конвейеры имеют длину до 30-40 м. Многозвенные до 500 м и более.

На ряде зарубежных карьеров в качестве передаточного звена между перегрузочным пунктом и забойным конвейером используются самоходные транспортно-отвальные мосты небольшой длины. Их применение позволяет произвести отработку нескольких заходок при одном положении забойного конвейера.

В системе конвейерного транспорта в карьере все большее использование получают передвижные ленточные перегружатели различных конструкций, состоящие из одного или двух конвейеров на стрелах, вращающихся на центральном основании перегружателя. Они используются как передаточное звено на уступах, так и для передачи материала с одного уступа на другой. Ленточные перегружатели могут быть составлены совместно и образовывать гибкую конвейерную линию. Недостатком подобной линии является большое количество пунктов перегрузки. Однако в отдельных случаях в местах сопряжения конвейерных линий такие системы могут быть использованы.

Схемы циклично-поточной технологии без промежуточного цикличного транспорта 2-А и 2-Б могут применяться при разработке мягких пород без скальных включений или их небольшом объеме, а также при легковзрываемых полускальных породах. Схема 2-А использована на Коркинском угольном разрезе при погрузке угля механическими лопатами через бункер-питатель на конвейер.

Наибольшее распространение получили схемы 2-В с использованием самоходных дробильных агрегатов. В этих схемах для вывода передвижного конвейера за зону взрывных работ и увеличения шага передвижки конвейера рационально использовать конвейерные перегружатели, короткозвенные модульные конвейеры или транспортно-отвальные мосты. Наиболее эффективно применение схем с самоходными дробильными агрегатами на породах средней крепости при f до 8-10.

В качестве выемочно-погрузочного оборудования в схемах циклично-поточной технологии используются механические лопаты, гидравлические экскаваторы, драглайны, одноковшовые погрузчики, а также скреперы.

Применение циклично-поточной технологии горных работ на карьерах целесообразно при высокой концентрации горных работ, больших объемах разрабатываемой горной массы и особенно при необходимости подъема ее на большую высоту.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: