Перегрузочные пункты при циклично-поточной технологии на карьерах

Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Перегрузочные пункты при циклично-поточной технологии на карьерах

09.12.2019

На перегрузочных пунктах осуществляется переход с цикличной на поточную технологию горных работ. На нем преобразуется дискретный поток грузов в непрерывный, подготавливаются горные породы для транспортирования на конвейере. Поэтому перегрузочные пункты являются важным звеном циклично-поточной технологии, во многом определяющим эффективность ее функционирования.

По сроку использования перегрузочных пунктов на месте установки они подразделяются на:

• стационарные, рассчитанные на длительный срок эксплуатации, обычно более 8-10 лет;

• полустационарные, используемые на определенном этапе ведения горных работ при сроке их службы до 8-10 лет;

• передвижные, располагаемые на небольшом расстоянии от забоев, обслуживающие один или группу горизонтов и периодически перемещаемые вслед за горными работами через интервал до 1-3 лет;

• самоходные, имеющие автономное ходовое устройство и перемещаемые вслед за подвиганием забоя.

По технологии подготовки пород к погрузке на конвейер, перегрузочные пункты делят на:

• перегрузочные, имеющие в своем составе бункер и питатель, используемые для перегрузки мягких и хорошо раздробленных полускальных пород, не содержащих негабаритных кусков;

• грохотильные, включающие грохот, бункер и питатель, применяемые при содержании в поступающей горной массе не более 3-15% негабаритных кусков;

• дробильные, состоящие из бункера, питателя и дробилки, предназначенные для горных пород, имеющих в своем составе более 50% негабаритных кусков;

• грохотильно-дробильные, на которых породы с содержанием негабаритных кусков до 50% на грохоте разделяются на фракции, и на дробление поступают только крупнокусковые породы.

Перегрузочные пункты, состоящие из бункера-питателя, применяются при схемах циклично-поточной технологии 1-А и 2-А. При схеме 1-A они выполняются как полустационарные или передвижные. Горные породы из забоя доставляются на перегрузочный пункт автосамосвалами, колесными погрузчиками или скреперами и разгружаются в бункер. Равномерная погрузка пород на конвейер осуществляется питателем. При схеме 2-А выемка пород из забоя и погрузка их в бункер может осуществляться мехлопатой, драглайном, гидравлическим экскаватором. По мере подвигания забоя бункер-питатель перемещается в новое положение с учетом его нахождения в зоне действия погрузочной машины. При использовании перегрузочных пунктов такой конструкции погружаемые горные породы не должны содержать включений, препятствующих их перемещению на конвейере.

Грохотильные перегрузочные пункты применяют при схемах 1-Б и 2-Б. Перегрузочные грохотильные пункты характеризуются простотой конструкции и эксплуатации, низкой металлоемкостью и энергоемкостью, высокой пропускной способностью. При использовании их в схеме 1-Б перенос на новый концентрационный горизонт связан с выполнением небольшого объема строительно-монтажных работ.

Необходимыми элементами грохотильного перегрузочного пункта являются грохот, бункер для подгрохотного продукта и питатель, осуществляющий погрузку пород на конвейер. Отдельные конструкции перегрузочных пунктов отличаются местом установки грохота, способом разгрузки автосамосвалов и способом разгрузки подгрохотного продукта.

При непосредственной разгрузке автосамосвалов на грохот материал поступает большими порциями, что снижает эффективность грохочения. Поэтому в ряде случаев, особенно при большой грузоподъемности автосамосвалов, разгрузка производится в специальный бункер, откуда горные породы на грохочение подаются питателем.

На грохотильных пунктах невысокой производительности (до 5 млн.т в год) и содержании крупных фракций (более 400 мм) до 5% перегрузочные пункты возможно оснащать неподвижными колосниковыми грохотами. При более высокой производительности, а также при содержании в поступающей на перегрузочный пункт горной массе крупных фракций более 5%, рационально использование виброгрохотов.

Надрешетный продукт поступает в специальный бункер для крупнокускового материала, откуда загружается в автосамосвалы и транспортируется на поверхность. При отсутствии бункера он складируется в навал около перегрузочного пункта и после отгрузки экскаватором вывозится автосамосвалами. Конструкция ряда перегрузочных пунктов предусматривает додрабливание негабаритных кусков. Дробление может производиться непосредственно на площадке перегрузочного пункта бутобоями с последующей погрузкой раздробленного материала одноковшовыми погрузчиками в бункер. Для дробления негабарита непосредственно на колосниковых решетках применяют бутобои, установки электротермического действия. В качестве примера на рис. 10.1 приведен грохотильный перегрузочный пункт карьера №2 Гайского ГОКа.
Перегрузочные пункты при циклично-поточной технологии на карьерах

Дробильные перегрузочные пункты оснащены приемным бункером, откуда горная масса подается питателем в дробилку, а раздробленные породы загружают на конвейер. Такие перегрузочные пункты используют при наличии в доставляемой горной массе крупных фракций (размерами более 0,4-0,5 м) более 50%. Попадающие в дробилку мелкие фракции облегчают процесс дробления, снижают динамические усилия в дробилках. Отказ от грохотов упрощает устройство перегрузочного пункта и снижает затраты на его сооружение на 20-30%. Недостатком дробильных перегрузочных пунктов является некоторое снижение из производительности по сравнению с грохотильно-дробильными. Поэтому они эффективны только при поступлении на них крупнокускового материала.

Стационарный дробильный перегрузочный пункт на Стойленском карьере приведен на рис. 10.2. Вся доставленная на перегрузочный пункт руда проходит через конусные дробилки 4 и загружается на конвейер пластинчатыми питателями 5. Перегрузочный пункт оборудован стационарными кранами: однобалочным — 1 и мостовыми 2 и 3.

На грохотильно-дробильных перегрузочных пунктах поступающая из карьера горная масса подвергается грохочению. Подгрохотный продукт поступает на конвейер, а надгрохотный подвергается дроблению и после этого загружается на конвейер. Такие перегрузочные пункты рационально использовать при наличии в поступающей из карьера горной массе более 50% мелких фракций, которые могут транспортироваться на конвейере без дробления. На грохотильно-дробильных перегрузочных пунктах в дробилки попадает только та часть горной массы, которая не может быть перемещена конвейером без дробления, поэтому такие пункты имеют более высокую пропускную способность, меньшие затраты на дробление пород.

При дроблении на перегрузочных пунктах наиболее часто используют щековые и конусные дробилки. Щековые дробилки используют на грохотильно-дробильных перегрузочных пунктах как при стационарном их положении, так и на самоходных перегрузочных пунктах. Эти дробилки имеют простую конструктивную схему, не требуют сложного профилактического обслуживания. Конусные дробилки применяют в основном на стационарных дробильных пунктах. По сравнению со щековыми они имеют более высокую производительность, меньшую энергоемкость, более низкие эксплуатационные расходы. Кроме того, на самоходных дробильных агрегатах используют конусно-валковые и роторные дробилки ударного действия.

Для грохочения на перегрузочных пунктах применяют колосниковые грохоты с неподвижными и подвижными колосниками и вибрационные грохоты. При циклично-поточной технологии используют пластинчатые и вибрационные питатели.

При схемах с промежуточным автомобильным транспортом стационарные перегрузочные пункты строят из монолитного и сборного железобетона и срок их службы определяется зачастую сроком работы карьера. В случае необходимости в карьере строится новый перегрузочный пункт. По мере развития горных работ расстояние транспортирования из забоев до перегрузочного пункта возрастает, что увеличивает общие затраты на транспортирование.

Полустационарные перегрузочные пункты обычно имеют сборно-разборную конструкцию и имеется возможность их перемещения на новое место по мере подвигания горных работ. При постоянном положении перегрузочного пункта расстояние перемещения горной массы автомобильным транспортом возрастает за счет подвигания горных работ. За счет увеличения затрат на перевозку горной массы автосамосвалами возрастают и общие затраты на перемещение пород комбинированным транспортом. Перенос перегрузочного пункта в новое положение производится, когда затраты на его перемещение окупаются снижением затрат на комбинированный транспорт за счет уменьшения расстояния транспортирования горной массы автосамосвалами.

Значительные затраты на перенос полустационарного перегрузочного пункта приводят к увеличению интервала его переноса по глубине. В результате общие затраты на транспортирование комбинированным транспортом сохраняются на довольно высоком уровне. Исследования показывают, что минимизация транспортных затрат достигается при переносе перегрузочного пункта при увеличении расстояния транспортирования автосамосвалами на 0,5-0,8 км в зависимости от производительности перегрузочного пункта. Достичь этого возможно при применении передвижных перегрузочных пунктов.

Передвижные перегрузочные пункты могут выполняться в виде легко разборных конструкций или иметь блочную компановку.

Грохотильно-дробильный перегрузочный пункт на Качканарском ГОКе, показанный на рис. 10.3, выполнен из легко разборных конструкций. Автосамосвалы по подъездной эстакаде 1 подаются к разборному металлическому приемному бункеру 2, откуда руда попадает на вибрационный грохот-питатель 3. Подрешетный продукт попадает в разборный металлический бункер 4, из которого посредством вибропитателя 10 загружается на выкатывающийся конвейер 7. Надрешетный продукт поступает в щековую дробилку ЩДП 15x21, установленную на основании 8, опирающемся на фундаментную плиту 9. Перегрузочный пункт имеет аспирационную установку 6, крановую установку 5 и металлоконструкцию 11.

Передвижные перегрузочные пункты при блочной их компановке могут перемещаться без демонтажа отдельными блоками, что значительно сокращает время их переноса. Схема такого перегрузочного пункта, включающего 3 блока, приведена на рис. 10.4. Первый блок представлен приемным бункером, стенки которого футерованы съемными листами марганцовистой стали. Днищем бункера служит пластинчатый питатель тяжелого типа. Во второй блок входит грохот-питатель. Третий — дробильный блок — представлен щековой дробилкой, установленной на цельносварной раме. Рама закрепляется на рабочей площадке анкерами. Пропускная способность перегрузочного пункта 1000-2000 т/ч. Первый блок может использоваться самостоятельно как перегрузочный пункт в схеме 1-А при разработке мягких или хорошо взорванных полускальных пород, без наличия в них валунов и других скальных включений. Возможно использование такого перегрузочного пункта как дробильного, без включения в его состав второго блока — грохота питателя.

Передвижные перегрузочные пункты при блочной их компановке перемещают на новое место на специальных устройствах, (транспортерах), не являющихся составной частью такого пункта. Транспортер подъезжает под блок, поднимает его гидравлическим механизмом и передвигает его на новое место. Транспортеры имеют различную грузоподъемность, гусеничный, пневмоколесный и шагающий ход. Один транспортер может обслуживать несколько перегрузочных пунктов. Реже передвижные перегрузочные пункты имеют собственное ходовое устройство. На рис. 10.5 показан такой перегрузочный пункт фирмы «Эш-Верке», оборудованный конусной дробилкой 1, въездной эстакадой 3 и поворотным кругом 2 для разворота автосамосвала. Перегрузочный пункт имеет систему гидродомкратов и шагающее ходовое устройство 4. Пропускная способность такого перегрузочного пункта небольшая, но он может устанавливаться вблизи экскаваторов, обеспечивая минимальное расстояние транспортирования автосамосвалами.

Самоходные перегрузочные пункты используют при работе по схеме 2-В и позволяют исключить при циклично-поточной технологии звено перемещения горных пород автотранспортом. Такие перегрузочные пункты имеют гусеничный, шагающий или пневмоколесный ход и перемещаются по мере подвигания забоя. Одноковшовый экскаватор производит погрузку горных пород в приемный бункер. После грохочения надрешетный продукт подается в дробилку. На самоходных агрегатах используют щековые, конусно-валковые, роторные, молотковые, конусные дробилки. Раздробленные породы вместе с подрешетным продуктом поступают на разгрузочный конвейер, установленный на поворотной консоли и грузятся на конвейер.

Самоходные дробильные агрегаты выпускают с производительностью от 400 до 2000 т/ч.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: