Особенности ведения горных работ на глубоких карьерах

Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Особенности ведения горных работ на глубоких карьерах

09.12.2019

К глубоким карьерам относят карьеры с проектной глубиной более 250-300 м при достижении текущей глубины в пределах 120-150 м. При разработке глубоких карьеров требуются дополнительные и особые технологические решения, прежде всего в области режима горных работ, интенсивности и порядка разработки, вскрытия глубоких горизонтов, транспорта, устойчивости бортов, вентиляции и др.

Акад. Ржевский В.В. выделяет 3 зоны по глубине карьера: первая зона до глубины 200-250 м, вторая зона — до глубины 400-500 м и третья зона до конечной глубины карьера. Третья зона на ряде глубоких карьеров может отсутствовать. В верхней зоне сосредоточено до 50 % всей горной массы, а объем горной массы в двух первых зонах составляет до 90-95% общего объема горных пород в контуре карьера.

В соответствии с этими зонами выделяются 3 основных этапа разработки. На первом этапе горные работы ведутся только в первой зоне, где создаются благоприятные условия для эффективного использования железнодорожного транспорта. На этом этапе организуются мощные вскрышные и добычные грузопотоки. Для вскрытия рабочих горизонтов часто используются групповые траншеи. Для упрощения трасс капитальных траншей проходятся глубокие внешние траншеи.

Нa втором этапе горные работы ведутся в первой и второй зонах. Достигнутая в начале этапа глубина карьера снижает эффективность использования железнодорожного транспорта. Поэтому требуется проведение реконструкции схемы вскрытия. Карьер переходит на комбинированный транспорт или принимаются решения по вводу железнодорожных путей на глубокие горизонты.

Разработка глубоких карьеров имеет свои особенности, основные из которых следующие:

1. Разработка глубоких карьеров характеризуется неравномерностью режима горных работ. При неравномерном режиме изменяются затраты на добычу полезного ископаемого, количество рабочего горного и транспортного оборудования и другие показатели. Поэтому возникает необходимость в регулировании режима горных работ различными методами, стремясь сделать его более стабильным.

2. Значительные общие объемы горной массы в контуре карьера способствуют созданию карьеров большой производственной мощности по полезному ископаемому и горной массе. На карьере создаются мощные грузопотоки полезного ископаемого и вскрыши.

3. С увеличением глубины карьера возрастает прочность горных пород, усложняются условия ведения горных работ, что ведет к снижению производительности горного оборудования. Это создает условия для периодической замены горного оборудования на карьере.

4. При увеличении глубины карьера уменьшаются параметры рабочей зоны (на каждые 100 м по глубине протяженность бортов снижается на 20-25%); возрастает дальность транспортирования горной массы и составляющая подъема в общем пути перемещения карьерных грузов. В результате осложняется заведение транспортных коммуникаций на нижние горизонты карьера, возрастают затраты на транспортирование. Создаются условия для ввода нового вида транспорта, перехода на комбинированный транспорт.

5 Усложнение условий разработки с глубиной карьера, ввод нового вида транспорта и замена горного оборудования влекут за собой изменение технологических решений по вскрытию рабочих горизонтов и параметрам элементов системы разработки. Как правило, такие изменения связаны с проведением реконструкции карьера, которая должна проводиться периодически по мере увеличения глубины карьера.

На территории России и в странах СНГ большое количество глубоких карьеров. Данные по проектной и текущей глубине некоторых из них приведены в табл. 9.1.
Особенности ведения горных работ на глубоких карьерах

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: