Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Добычные работы и производство горных работ в зоне угольных пластов

09.12.2019

Ведение добычных работ при горизонтальном и пологом залегании угольных пластов, когда вскрышные породы надугольной толщи переваливаются в выработанное пространство драглайнами, осложнено несоответствием ширины заходок драглайна и добычного экскаватора. При пологом залегании пластов возникают трудности с установкой погрузочного оборудования, подачей и маневрированием транспорта в забое.

При выемке тонких пологих пластов мощностью менее 3 м выемочно-погрузочные работы рационально вести после предварительного штабелирования угля. При этом создаются условия по наполнению ковша экскаватора за одно черпание, сокращается время цикла и погрузки транспортного сосуда. Формирование штабеля может вестись самим экскаватором при дополнительных проходах по фронту работ или бульдозером. При более мощных пластах отгрузка угля производится за несколько проходов экскаватора вдоль фронта работ с формированием горизонтальных площадок, на которых прокладывают транспортные коммуникации.

Перспективным является использование на добычных работах при выемке пологих угольных пластов обратных гидравлических лопат.

При крутом падении пластов полнота извлечения запасов угля во многом зависит от величины угла между простиранием пласта и направлением фронта работ (угла встречи). Следует стремиться, чтобы простирание контакта совпало с направлением фронта работ в пределах контакта. Особенно этого сложно достичь при применении железнодорожного транспорта. При небольших углах встречи благоприятные условия выемки угля можно достичь за счет локального искривления фронта горных работ в месте контакта. Величина искривления не должна превышать возможности укладки криволинейных участков железнодорожного пути.

При значительном угле встречи отработка контакта с минимальными потерями угля производится по схеме, показанной на рис. 5.9, с частичной перевалкой горной массы. Взрывной блок забуривается со стороны кровли пласта до контакта с угольным пластом. После укладки железнодорожного пути производится отгрузка первой заходки нормальной ширины (I ход). Далее по контакту с угольным пластом вскрышная заходка расширяется с отгрузкой породы при полном использовании радиуса разгрузки экскаватора (II ход). Ту часть вскрыши по контакту с угольным пластом, которую экскаватор не может отгрузить, он переваливает в штабель к железнодорожным путям (111 ход) с последующей отгрузкой в железнодорожные составы (IV ход). После этого экскаватор приступает к отгрузке угля (V ход). Ta часть угля, которая не может быть непосредственно отгружена, переваливается в штабель, из которого и грузится в составы (VI ход). Этот же железнодорожный путь используется для отгрузки первой заходки блока, забуренного от контакта пласта со стороны его почвы.

Значительно проще достигается совпадение контакта угольного пласта с направлением фронта уступа при использовании автотранспорта. Порядок взрывания здесь сохраняется как и в предыдущем случае, но зачистка контакта и отгрузка угля за счет мобильности автотранспорта производится без перевалки.

При разработке многопластовых крутопадающих угольных месторождений чаще всего применяют углубочную продольную двухбортовую систему разработки с углублением горных работ по основному пласту. Пласты, залегающие со стороны почвы и кровли от основного пласта вовлекаются в разработку по мере подхода к ним фронта работ.

При развитии горных работ в направлении от почвы основного пласта, подход фронта работ к попутно разврабатываемым пластам осуществляется со стороны их кровли, что создает благоприятные условия для выемки угля. При развитии горных работ в сторону кровли основного пласта создаются неблагоприятные условия для выемки угля, так как фронт работ подходит к попутно разрабатываемым пластам со стороны их почвы. При таком порядке работ выемка угля производится со значительными потерями и разубоживанием.

Потери угля могут быть значительно сокращены при правильном выборе способа подготовки и отработки горизонтов. В настоящее время часто горизонт подготавливается проведением одной траншеи по основному мощному пласту или в кровле пласта. Подготовка свиты крутых пластов самостоятельными траншеями, проводимыми по каждому пласту, приведенная на рис. 5.10, позволяет значительно снизить величину потерь и разубоживания угля при выемке.

Работа по схеме а при использовании железнодорожного транспорта весьма затруднительна, а иногда невозможна из-за сближенности пластов. Потери угля увеличиваются за счет проведения соединительных траншей под острым углом к направлению простирания свиты. Крометого, часть запасов угля временно консервируется под железнодорожными путями, а затем остается не-извлеченной.

При работе по схеме б с использованием автомобильного транспорта соединительная траншея проводится перпендикулярно направлению простирания свиты и появляется возможность более тщательной раздельной разработки пласта как в местах его пересечения траншеей, так и при отработке по простиранию. При этом осуществляется подход ко всем пластам со стороны кровли, что является одним из основных условий полноты извлечения угля.

При разработке угольных месторождений с наклонным и крутым падением пластов объем работ по проведению траншей в угленасыщенной зоне получается значительным. При проведении разрезной траншеи по контакту с кровлей пласта механическими лопатами используется традиционная технология. Проведение разрезных траншей механическими лопатами по крутому пласту средней мощности производится с присечкой породы. При наклонных угольных пластах рационально на проведении траншей использовать драглайны.

Перспективным оборудованием для проведения траншей являются обратные гидравлические лопаты. Схема проведения траншей обратной гидравлической лопатой по угольному пласту с присечкой породы показана на рис. 5.11. Такая схема может быть осуществлена при погрузке как в средства железнодорожного, так и автомобильного транспорта.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: