Раздельная разработка свит крутых и наклонных пластов механическими лопатами

Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Раздельная разработка свит крутых и наклонных пластов механическими лопатами

09.12.2019

Наибольшей сложностью условий залегания характеризуются месторождения с крутыми и наклонными пластами в Кузбассе. На большинстве разрезов, разрабатывающих эти месторождения, вскрытие рабочих горизонтов и дальнейшая углубка горных работ ведутся, как правило, по основному мощному пласту с нормальной мощностью (тн) более 10 м, а пласты малой (тн < 5 м) и даже средней (тн = 5-10 м) мощности отрабатываются попутно. В результате подход к разрабатываемым маломощным пластам свиты осуществляется как со стороны висячего бока, так и со стороны лежачего бока. В последнем случае имеют место значительные потери.

В настоящее время доля маломощных пластов в общем объеме добычи составляет 11-17 %, но эти пласты являются основным источником потерь. Потери из маломощных пластов составляют 36-65 % от всех потерь на разрезах Центрального Кузбасса. Фактически, например, в 1988 г. на 1000 т добычи потери составили 291 т, т.е. около 30% высококачественного угля отгружается в породные отвалы.

Эффективность раздельной разработки свит крутых и наклонных пластов механическими лопатами во многом определяется технологией ведения буровзрывных работ, которые влияют на размер потерь в последующих операциях выемки.
Раздельная разработка свит крутых и наклонных пластов механическими лопатами

При залегании крутых пластов в свите пласты малой мощности, являющиеся объектом попутной добычи, могут быть вскрыты со стороны кровли или почвы. При этом можно выделить шесть наиболее характерных положений пласта в контуре заходки (рис. 4.1). Для отработки пласта малой мощности в положении «а» (см. рис. 4.1) применяют схемы, показанные на рис. 4.2. В этом случае при схеме, показанной на рис. 4.2,а, экскаватор относительно железнодорожного пути устанавливается на расстоянии минимального радиуса разгрузки. По мере отгрузки угля непосредственно в железнодорожные вагоны экскаватор вынимает пласт по простиранию узким забоем на расстояние не более максимального радиуса черпания, переэкскавируя при этом часть породы почвы пласта во временной навал внутри заходки к откосу уступа.

Максимальный объем подготовленного к экскавации угля при этом определяется из выражения

где тн — нормальная мощность пласта, м;

а — угол падения пласта, град.;

Hу — высота уступа, м;

Rч.mах — максимальный радиус черпания, м;

yy — плотность угля, т/м3;

Rч.ус — радиус черпания на уровне стояния, м.

После отгрузки указанного объема угля экскаватор отгружает породу сначала из временного навала, а затем из части заходки, соответствующей опережению по углю. Этой операцией завершается полный цикл.

Организация работы транспорта в этой схеме следующая: в зависимости от соотношения подготовленного к экскавации угля и породы в заходке поочередно подаются угольные и породные составы. Если угля в заходке очень мало, то она отрабатывается на полную ширину, а уголь размещается во временный навал у внутреннего откоса уступа с тем, чтобы по мере его накопления отгружать в поданный угольный состав.

При схеме работы мехлопаты узким забвоем с частичной отгрузкой породы (рис. 4.2,6) уголь и порода грузятся в установленных пропорциях в комбинированные или раздельные составы. Эта схема способствует уменьшению разубоживания угля, но сопровождается некоторым усложнением организации работ: формирование комбинированного состава и его разделение после погрузки, дополнительное перемещение состава во время погрузки, связанное с чередованием породных и угольных вагонов.

При отработке пласта по тем же схемам, но с использованием экскаваторов, оснащенных удлиненным оборудованием (ЭКГ-4у, ЭКГ-6,3у и др.), имеется возможность более тщательно производить внутризабойное разделение, при одном положении экскаватора грузить большее количество угля, отрабатывать более высокие уступы. Для более эффективной работы экскаватора он заглубляется ниже транспортного горизонта на 1,5-4 м (в зависимости от марки машины). В этом случае (рис. 4.2,в) экскаватор отсыпает путевую призму под железнодорожный путь для последующей заходки на уровне проектной отметки. Это требует дополнительных затрат, но при этом достигается более полное извлечение угля.

При использовании железнодорожного транспорта отработка пласта в указанных схемах ведется при диагональном расположении экскаватора относительно простирания пласта, хотя в описанных схемах пласт и вскрывается со стороны висячего бока. При использовании автотранспорта имеется возможность производить экскавацию угля со стороны кровли пласта, что обеспечивает значительно меньшие потери по сравнению с использованием железнодорожного транспорта.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: