Автомобильный транспорт угольных разрезов

Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Автомобильный транспорт угольных разрезов

08.12.2019

В настоящее время на угольных разрезах России эксплуатируется свыше 2,5 тыс. большегрузных автосамосвалов. Примерно 8% от общего парка составляют автосамосвалы зарубежного производства НД 1200 и М-200 грузоподъемностью соответственно 120 и 180 т, работающие в Кузнецком и Южно-Якутском бассейнах. Большинство парка отечественных самосвалов составляют БезАЗ-548 и его модификации (51%). При перевозке угля вместимость кузова автосамосвала не обеспечивает полной реализации грузоподъемности. Поэтому на ряде предприятий используются специальные углевозы, имеющие увеличенную вместимость кузова.

Автомобильный транспорт наибольшее распространение получил при перевозке угля и вскрыши на разрезах Кузнецкого бассейна: угля — 95% и вскрыши — около 85% (см. табл. 3.3). Полностью уголь и почти весь объем вскрыши перевозятся автотранспортом в Южно-Якутском бассейне. В основном автомобильный транспорт применяется на разрезах небольшой и средней производительности со сложными условиями залегания угольных пластов. Исключение составляет Нерюнгринский разрез в Южной Якутии, где годовой объем горной массы, перевозимой автотранспортом, достигает 95-100млн.м3.

За последние 8-10 лет автомобильный парк угольных разрезов в значительной мере пополнился большегрузными автосамосвалами (грузоподъемностью 75 т и выше). Высокая стоимость мощного оборудования экскаваторно-автотранспортных комплексов обусловливают необходимость его интенсивного использования. Только в этом случае будут оправданы затраты на его приобретение.

Основными направлениями интенсификаци использования оборудования экскаваторно-автотранспортных комплексов являются:

• рациональное формирование экскаваторно-автотранспортных комплексов угольных разрезов применительно к условиям их эксплуатации;

• рациональный суточный режим работы автосамосвалов за срок их эксплуатации с целью уменьшения интенсивности снижения их производительности в результате износа и старения;

• совершенствование технологии и форм организации работы оборудования экскаваторно-автотранспортных комплексов;

• сооружение карьерных автодорог с параметрами, соответствующими используемым на карьерах маркам автосамосвалов и содержание автодорог в исправном состоянии;

• рациональная механизация вспомогательных процессов и операций при эксплуатации основного оборудования комплексов.

Основными условиями эффективного формирования экскаваторно-транспортных комплексов на карьерах при использовании погрузочных средств цикличного действия (экскаваторов, погрузчиков) и автотранспорта являются взаимоувязка производительности погрузочных машин с грузоподъемностью автотранспортных средств и их количеством, а также рациональная организационная увязка работы погрузочных и транспортных средств.

В настоящее время практически на всех угольных разрезах эксплуатация оборудования экскаваторно-автотранспортных комплексов осуществляется по закрытому циклу, когда в течение смены за погрузочным экскаватором закрепляется определенное число автосамосвалов.

На основании проведенных исследований, а также опыта эксплуатации экскаваторно-автотранспортных комплексов на угольных разрезах возможно рекомендовать следующие рациональные сочетания погрузочного и транспортного оборудования (табл. 3.4).
Автомобильный транспорт угольных разрезов

На перевозке угля в зависимости от расстояния транспортирования с экскаваторами ЭКГ-5 желательно эксплуатировать: углевозы грузоподъемностью 27 т при расстоянии вывозки 1-3 км, при расстоянии 3 км и более — грузоподъемностью 40 т. При использовании экскаваторов ЭКГ-8И и ЭКГ-12,5 (15) — соответственно грузоподъемностью 40 и 105 т. В комплексе с экскаваторами ЭКГ-20 целесообразно использовать углевозы грузоподъемностью 105 т.

При работе по закрытому циклу число работающих автосамосвалов Nа.р для обслуживания одного экскаватора определяется из соотношения эксплуатационной производительности экскаватора Qсм.э (м3) автосамосвала Qсм.а (м3):

Зная число автосамосвалов, необходимое для обслуживания одного экскаватора, определяют рабочий парк автосамосвалов, требуемых для работы в грузопотоке карьера Nа.гр ст одновременно работающими экскаваторами:

Рациональное число работающих автосамосвалов для обслуживания одного экскаватора при закрытом цикле для условий угольных разрезов (а при сходных условиях работы и рудных карьеров) с достаточной для практических расчетов точностью можно определять в соответствии с установленной регрессионной зависимостью числа автосамосвалов в комплексе Nа.р от вместимости кузова автосамосвала V (м3), вместимости ковша экскаватора E (м3) и расстояния транспортирования L (км):

Значительное влияние на производительность автомобильноэкскаваторного комплекса оказывают однотипность применяемых автосамосвалов. Поэтому в практике работы угольных разрезов и рудных карьеров для обеспечения наибольшей производительности автосамосвалов и экскаватора стремятся организовать работу таким образом, чтобы на обслуживании одного экскаватора и на обособленных участках автодороги были заняты однотипные автосамосвалы.

Исследования к.т.н. Маслова В.П. показывают, что при использовании разнотипных автосамосвалов производительность экскаватора и автосамосвала снижается. Это обусловлено тем, что при погрузке горной массы в однотипные автомобили у машиниста экскаватора вырабатывается рабочий, динамический стереотип (навык), который закрепляется системой условных рефлексов, лежащих в основе рабочих действий человека.

Практически этот стереотип у машиниста экскаватора выражается в опускании ковша экскаватора на определенный уровень во время поворота на разгрузку, а также выдвижения рукояти на определенную длину, так называемая «прицельная» погрузка. Как показали наблюдения, на прицельную погрузку влияет также изменение цвета кузова, так как при глазомерном определении расстояния цвет объекта оказывает значительное влияние.

Разнотипные автосамосвалы имеют различную вместимость кузова, поэтому при определении вместимости ковша экскаватора и категории экскавируемой горной массы (с учетом ее средней плотности) машинист грузит в автосамосвалы различное число ковшей, которое часто оказывается дробным. На погрузку дробной части ковша затрачивается также полный цикл экскавации, причем продолжительность его увеличивается, так как зачерпнуть определенную часть ковша труднее, чем целый ковш.

Однотипность автосамосвалов положительно влияет также на их собственную производительность. Динамические возможности однотипных автомобилей, обусловленные их конструкцией, практически одинаковы и время их рейса изменяется из-за различного технического состояния машин (здесь влияет срок их службы) и различной квалификации водителей.

Работа однотипных автосамосвалов организуется по поточной схеме, которая стихийно устанавливается в начале смены. Очередность прибытия автосамосвалов в забой определяет дальнейший порядок следования их друг за другом. Как правило, обгонов в этом случае не происходит и движение автосамосвалов приобретает четкий и размеренный ритм, нарушение которого происходит редко.

Сохранение четкого ритма работы автосамосвалов в течение смены создает благоприятные психофизиологические условия для работы шоферов, создает чувство коллективной ответственности, повышает безопасность движения.

Повышение производительности при работе однотипных машин или уменьшение при разнотипных в большой степени проявляется у мощных и быстроходных машин.

Таким образом, использование в грузопотоке однотипных автосамосвалов обеспечивает повышение производительности применяемого горного и транспортного оборудования, упрощает организацию труда и уменьшает утомляемость рабочих. Применение однотипных автомашин особенно важно при использовании на современных карьерах мощного оборудования, более интенсивная эксплуатация которого позволяет получить значительный экономический эффект.

Рациональное число автосамосвалов для обслуживания экскаватора рассчитывается, как правило, исходя из средних условий работы. Как показывает опыт эксплуатации и проведенные наблюдения, на производительность автосамосвалов определенное влияние наряду с организационными и технологическими фаторами оказывают время суток и время года.

В темное время суток, как правило, скорость движения автосамосвалов несколько снижается из-за недостаточной освещенности автодорог в карьерах. Производительность автосамосвалов снижается при работе в осенне-весенний период из-за худшего, чем в летний и зимний периоды, состояния автодорог.

Для оценки количественного влияния факторов сменности и сезонности на эффективность работы экскаваторно-транспортных комплексов на угольных разрезах Кузбасса произведен анализ работы более 1100 машино-смен автосамосвалов в различные периоды года и смены. Для сопоставимости данных анализировалась работа автосамосвалов в различные периоды года и смены на одних и тех же разрезах (им. 50-летия Октября, Прокопьевский и Кедровский). Анализировались только те смены, когда экскаватор работая без поломок в нормально подготовленном забое.

Оценка работы комплекса производилась по двум взаимосвязанным факторам: производительности (числу рейсов) автосамосвалов и времени их нахождения на линии (пребывания в работе). Число рейсов при одном и том же расстоянии оценивалось по математическому ожиданию np из совокупности наблюдаемых величин.

В результате установлено:

• максимальное число рейсов выполняется автосамосвалами в зимний период, минимальное — в переходный (осенне-весенний), соответственно по отношению к летнему 105-120% и 98-89%.

Различная производительность по сезонам объясняется группой влияющих факторов: меньшей (на 4-5%) скоростью движения в переходный период по сравнению с летним и особенно зимним периодами из-за худшего состояния автодорог; меньшим временем пребывания автосамосвалов в работе в осенне-весенний период (на 8-10% по сравнению с летним) из-за более частого выхода из строя в худших дорожных условиях).

Лучшие результаты работы автосамосвалов достигаются во II смену (с 16 ч) — 104-108% по сравнению с I сменой, худшие — на 2-7% — в III смену, хотя время пребывания автосамосвалов в работе III смены по сравнению с I сменой изменяется незначительно.

Tакоt положение объясняется меньшей технологической надежностью экскаваторных забоев как технологических звеньев в I смену (более частые остановки экскаваторов из-за выполнения вспомогательных и подготовительных работ в карьере и других организационных и технологических причин), а также большой утомляемостью водителя в III смену, что сказывается на скорости движения и на частоте перерывов в работе.

Проведенные хронометражные наблюдения за работой экскаваторов в различные смены в одних и тех же забоях (при одинаковых условиях работы) не показали существенной разницы времени погрузки автосамосвалов в различные смены.

В результате можно сделать следующие рекомендации по совершенствованию совместной работы оборудования экскавторно-транспортных комплексов в зависимости от времени суток и сезонности:

• при хорошем текущем содержании автомобильных дорог в зимний период возможно некоторое уменьшение (на 8-12%) числа работающих автомашин в комплексе экскаватор-автосамосвалы по сравнению со средним расчетным количественным соотношением. В переходный (осенне-весенний) период требуется некоторое (на 6-8 %) увеличение числа автомашин в комплексе экскаваторы-автосамосвалы. Это может быть достигнуто путем соответствующего графика ремонта автомашин в увязке с работой экскаваторного парка обслуживаемых разрезов;

• для выполнения заданной производительности комплекса экскаваторы-автосамосвалы в III смену требуется некоторое увеличение (на 6-7%) числа работающих в комплексе автосамосвалов, по сравнению со средним расчетным количеством, что может быть достигнуто путем составления соответствующего графика выхода автосамосвалов на линию.

Временной режим работы автомобильного транспорта регламентирует продолжительность и число рабочих смен в сутки, число рабочих дней в неделю, дни отдыха, внутрисменные перерывы и др. Анализ организации работы автотранспорта показывает, что в различных автохозяйствах он различен. Суточный же режим работы технологического автотранспорта на разрезах обусловливается конкретными условиями, а именно: принятым режимом работы погрузочного оборудования на обслуживаемом разрезе; числом обслуживаемых разрезов одной автобазой, их расположением по отношению к последней; административными, географическими и социальными условиями.

Как показали исследования, принятые в большинстве автобаз, обслуживающих угольные разрезы, трехсменные режимы работы автосамосвалов, приемлемые для более интенсивного использования автопарка в целом, не всегда являются такими для отдельных автосамосвалов или целой группы на протяжении срока их эксплуатации.

При трехсменном режиме работы карьерного автосамосвала в первоначальный период эксплуатации достигают более высоких показателей использования календарного фонда времени и производительности. Однако при этом происходит более интенсивный износ автосамосвала и более интенсивное снижение производительности. В результате выигрыш в производительности в первоначальный период может быть сведен на нет при эксплуатации до срока списания, поскольку при трехсменном режиме работы затраты на ремонт и содержание по мере старения автосамосвала резко растут, значительно возрастают и затраты на транспортирование.

При двухсменном режиме работы производительность оказывается более стабильной и снижение ее менее интенсивное. Двухсменный режим работы позволяет улучшить организацию технического обслуживания и ремонта, уменьшить неравномерность выхода автосамосвалов на линию. В то же время работа автосамосвала с пониженным коэффициентом сменности требует увеличения парка автосамосвалов. Такая организация также затруднительна зимой при отсутствии помещений для хранения автосамосвалов в нерабочее время.

Таким образом, по вопросу суточного режима работы карьерных автосамосвалов имеются противоречивые мнения и это должно решаться применительно к конкретным условиям эксплуатации.

Опыт работы угольных разрезов показывает, что целесообразно для более рациональной эксплуатации автосамосвалов в течение срока их службы менять суточный режим работы в зависимости от технического состояния. В первые годы эксплуатации, когда техническое состояние отдельно взятого автосамосвала не требует длительных ремонтов, целесообразно эксплуатировать его в три смены с обязательным выполнением технических обслуживаний и ремонтов в соответствии с нормативами. По мере износа, очевидно, необходимо переходить на двухсменный режим. При этом представляется возможность проводить основные ремонтные работы в межсменное время и эксплуатировать автосамосвал до окончания амортизационного срока с меньшей потерей производительности. Такой опыт имеется на автобазах Кузбасса, Восточной Сибири и др.

Такая организация работы в зависимости от технического состояния автосамосвалов представляется целесообразной, поскольку в первые годы дорогостоящее оборудование используется более интенсивно, а по мере старения автосамосвалы переводятся на двухсменный режим, что позволяет поддерживать их в работоспособном состоянии до конца амортизации.

Проведенные расчеты и опыт эксплуатации машин на угольных разрезах показывает, что для наиболее распространенных условий работы переход с 3-х сменного режима на 2-х сменный целесообразно проводить после четырех лет эксплуатации автосамосвалов. Эти рекомендации можно отнести и к железорудным карьерам.

Эксплуатация автосамосвала по различным временным режимам за срок эксплуатации позволяет:

- уменьшить интенсивность снижения его производительности в результате износа и старения;

- снизить затраты на 1 т км транспортной работы;

- прибыльно эксплуатировать автосамосвал до конца срока службы в автохозяйстве.

Срок службы автосамосвалов на угольных разрезах составляет 6-8 лет.

Эффективность погрузочно-транспортного процесса при использовании автотранспорта на карьерах во многом зависит от организации работы оборудования смежных звеньев.

Технологические перерывы в работе погрузочного оборудования, такие, как производство взрывных работ, переключение экскаватора, подчистка забоев и подъездов бульдозеров и др., занимают значительную часть в балансе рабочего времени. Из-за этих простоев экскаваторов получается вынужденный простой автосамосвалов.

В свою очередь, одной из основных причин простоев экскаваторов при погрузке в автотранспорт является нестабильность работы автосамосвалов в течение смены, под которой следует понимать постоянство числа машин, работающих в каждый час смены. Нестабильность работы объясняется в основном поздним выходом автосамосвалов на линию и их ранним уходом в гараж.

Как показали наблюдения на разрезах Кузбасса нестабильность работы оборудования экскаваторно-автотранспортных комплексов на разрезах весьма значительна. Обычно в начале и конце смены экскаваторы теряют от 10 до 25% и более рабочего времени из-за нестабильности работы автотранспорта. В свою очередь, как было сказано выше, значительны простои автосамосвалов из-за выполнения экскаваторами вспомогательных работ в течение смены.

В задачи совершенствования организации работы оборудования экскаваторно-автотранспортных комплексов в течение смены входит создание условий работы, значительно уменьшающих влияние смежных звеньев на эксплуатацию горных и транспортных машин. В частности, определенная стабилизация погрузочно-транспортного процесса может быть осуществлена за счет проведения организационных мероприятия. Основной объем вспомогательных работ, связанных с экскавацией горной массы, может быть выполнен в период наименьшей загрузки экскаватора. В большинстве случаев это падает на первые и последние часы смены. Производство взрывных работ наиболее целесообразно осуществлять между I и II сменами. Переключать экскаваторы и сооружать подъезды к ним необходимо по возможности в общие выходные дни. Для увеличения стабильности работы автотранспорта водители меняются непосредственно в разрезах. Практикуется заправка автосамосвалов на линии с использованием специальных топливозаправщиков. Эти и другие мероприятия позволят в определенной степени стабилизировать погрузочнотранспортный процесс и значительно повысить интенсивность использования карьерного оборудования. Большие успехи в этом направлении достигнуты при работе передовых комплексных горнотранспортных бригад.

Наивысшие показатели производительности оборудования экскаваторно-транспортных комплексов получены при комплексной организации труда, объединившей экскаватор, автосамосвалы и бульдозер в единую комплексную бригаду. Отличительной особенностью комплексной организации труда на добычных и вскрышных работах с использованием автомобильного транспорта является то, что здесь в наибольшей мере рационально сочетается коллективная ответственность рабочих за повышение эффективности использования горно-транспортного оборудования и рост производительности труда с их личной заинтересованностью в результате своего труда.

В наибольшей мере преимущество комплексных горнотранспортных бригад проявилось на угольных разрезах Кузбасса.

Предпосылками успешной работы комплексных горнотранспортных бригад являются:

• обеспечение необходимого фронта работы и подготовленного объема горной массы на планируемый период, исключающее отвлечение любого основного оборудования на вспомогательные работы;

• высокая надежность машин, входящих в комплекс, рациональное их количественное соотношение и качественное сочетание;

• установление единого режима работы бригады;

• наличие разработанной организационно-технической документации (плана-графика работы и ремонта оборудования в течение месяца, графиков выхода рабочих и сменной организации труда, технологических схем отработки забоя, движения автотранспорта, его установки в забое и т.д.);

• информация и широкая гласность результатов работы бригад;

• высокая квалификация рабочих;

• условия оплаты труда, которые предусматривают увеличение заработной платы при высоких плановых объемах нагрузки на забой.

Работа комплексных бригад отличается максимальным использованием рабочего времени, применением наиболее рациональных методов управления машинами, четкой организацией и высокой интенсивностью работы.

Для обеспечения производительного использования горного оборудования большое внимание уделяется правильному выбору схем подъезда и установок автосамосвалов у экскаватора.

За счет рациональной установки автосамосвала и организации погрузочных работ снижается время цикла экскавации.

В процессе работы у экскаватора, как правило, постоянно находится два автосамосвала: один под погрузкой, другой на подъезде.

Фронт разгрузки автосамосвалов в зависимости от конкретных условий колеблется в пределах 30-50 м и более.

По фронту отвал разделяется на три зоны:

• рабочую, где непосредственно происходят разгрузочные работы;

• резервную — участок отвала, спланированный бульдозерами и подготовленный к работе;

• подготовки — участок, где производится бульдозерная планировка отвала.

Наличие резервной зоны на отвале исключает простои автотранспорта из-за отсутствия фронта разгрузки и высвобождает бульдозер для выполнения других работ; очистки подъездов у экскаватора, содержания автодорог и т.д.

Сокращению транспортного цикла способствует то, что каждый водитель имеет определенную зону разгрузки на отвале. Поэтому все операции (подъезд, разворот, установку под разгрузку) водители выполняют быстро.

Рациональная организация работ на отвалах в сочетании с высокой квалификацией водителей обеспечивает значительное сокращение объемов бульдозерных работ по планировке отвала, так как большая часть вскрышных пород в момент разгрузки автосамосвалов падает под откос.

Для обеспечения безопасных условий работы автосамосвалов и бульдозера в ночное время отвалы освещаются ксеноновыми лампами, а автодороги — светильниками, установленными на передвижных опорах.

Для поддержания в хорошем состоянии автодорог и проезжей части в забое и на отвале бульдозерист при переездах между отвалом и забоем внимательно осматривает покрытие автодороги и по необходимости выполняет планировочные работы. При появлении выбоин водители, не дожидаясь особых указаний, засыпают неровность.

Заправка автосамосвалов топливом и смазочными материалами осуществляется топливозаправщиком непосредственно на горных участках в установленное графиком время.

Экипажи экскаваторов и автосамосвалов меняются в забое, куда их доставляют на автомашине за 15-20 мин. до начала смены. Узлы и механизмы машин проверяются совместно сдающей и принимающей сменами, поэтому время приема-сдачи смены в бригаде не превышает 15 мин. и регламентируется в основном продолжительностью этой операции у экипажей экскаватора.

Постоянная информация о выполненных комплексными бригадами объемах работы за каждую смену, сутки с нарастающим итогом с начала месяца регулярно доводится до всех коллективов.

Непременным условием достижения высокой нагрузки на любое оборудование является его надежное техническое состояние. Это требование особенно важно для оборудования, работающего в комплексе, где существует тесная взаимосвязь между машинами, и остановка одной машины, особенно экскаватора, вызывает простой других. Поэтому особое внимание уделяется техническому обслуживанию и ремонту машин.

Преимущества комплексных бригад проявляются при ликвидации аварий, в борьбе за устранение каждой минуты простоя. Водители автосамосвалов при необходимости принимают участие в ремонте экскаватора и бульдозера, а помощник машиниста экскаватора оказывает помощь водителям и бульдозеристу. При невозможности устранения неисправности силами бригады в забой направляется машина технической помощи с нужными специалистами и инструментами. Взаимовыручка позволяет устранить неполадки оборудования в 2-3 раза быстрее норматива.

Анализ производительности экскаваторов, работавших на автомобильный транспорт, свидетельствует о преимуществе комплексных бригад. Среднемесячная производительность экскаваторов в комплексных бригадах примерно в 1,4-1,5 выше, чем в среднем по разрезам Кузбасса.

Способы и средства борьбы с прилипанием и примерзанием горной массы к кузовам автосамосвалов.

Основное внимание на угольных разрезах уделяется предотвращению прилипания и примерзания горной массы к кузовам автосамосвалов. Очистка кузовов от прилипших и примерзших пород является дополнительным процессом.

Предупреждение прилипания и примерзания пород осуществляется за счет обогрева кузова выхлопными газами, имеющими температуру 200-250°, и направляемым по специальным каналам внутри кузова. На автосамосвалах с электрической трансмиссией мощного генератора (БелАЗ-549, БелАЗ-7519, БелАЗ-7521) возможен электрообогрев кузова. Он применяется в комбинации с обогревом кузова выхлопными газами.

Опыт эксплуатации карьерных автосамосвалов показывает, что эффективность обогрева кузовов существующих автосамосвалов выхлопными газами в основном зависит от вида перевозимых пород и температуры окружающего воздуха. Проведенные исследования и опыт работы показали, что обогрев эффективен во всех случаях при перевозке скальной и полускальной породы. При перевозках породы с содержанием глинистых частиц примерно до 10% обогрев неэффективен только в неблагоприятных условиях — при высокой влажности породы и низких отрицательных температурах окружающего воздуха. При перевозке влажной глинистой породы с содержанием глинистых частиц более 10% обогрев кузова вообще неэффективен.

Предотвращение прилипания и примерзания глинистых пород к кузовам автосамосвалов путем их обогрева может быть достигнуто за счет интенсивного повышения до необходимых пределов температуры поверхности кузова. При перевозке влажной глины эффективная и полная разгрузка (соответствующая прочности прилипания материала — 40-50 г/см2) может быть обеспечена при нагревании рабочей поверхности до температуры 90-100°С.

Температура, обеспечивающая эффективную разгрузку других видов пород: для алевролитов — 80-95°; суглинков — 70-90°; бурого угля — свыше 45°С; лессов — свыше 30°С. Скальные и полускальные породы разгружаются практически в любых температурных режимах.

Во всех случаях качество разгрузки тем выше, чем равномернее нагревается рабочая поверхность.

Таким образом, высокопроизводительное использование карьерных автосамосвалов на перевозке глинистой породы (глины, алевролитов, суглинков, бокситов, марганцевых и никелевых руд и др.) связано с необходимостью обеспечения температуры нагревания рабочих поверхностей кузова до уровня 70-100°C, что не всегда может быть обеспечено.

Особенно неблагоприятно это при перевозке глины, влажных рыхлых и полускальных пород. Полная разгрузка таких пород из кузовов автосамосвалов возможна путем покрытия кузовов профилактическими средствами КОС, ниогрин и др. Опытом работы угольных разрезов установлено, что при регулярном равномерном нанесении профилактических средств на внутренние поверхности кузовов разгрузка, как правило, бывает полной независимо от вида и влажности перевозимой породы и температуры воздуха. При этом на эффективность разгрузки существенно влияет чистота обрабатываемой поверхности перед нанесением профилактических средств. Если наносить профилактические средства КОС и ниогрин на поверхность кузова со следами от разгрузившейся породы, эффективность их действия значительно снижается. Поэтому одним из требований к проведению профилактической обработки является нанесение вещества на очищенную до металла поверхность.

Нанесение профилактических средства на кузов автосамосвала осуществляется с применением специализированных установок, способствующих равномерному распределению вещества по площади кузова.

В качестве примера на рис. 3.31 приведена профилактическая установка, которая состоит из следующих узлов: насоса с электродвигателем, бака 1 для профилактической жидкости, стойки 2, за которой закреплена консоль 3 с гидроцилиндром 4 и опрыскивателем 5, саней, гидроаппаратуры и электрооборудования. Гидроцилиндр предназначен для опускания опрыскивателя в кузов автосамосвала с целью предотвращения пролива профилактического вещества и предохранения от опрыскивания внешней поверхности кузова и резины. Опрыскиватель состоит из трубы, на которой в определенной последовательности расположены форсунки. К трубе опрыскивателя симметрично относительно оси гидроцилиндра прикреплены две направляющие и две пружины для возврата опрыскивателя в исходное положение.

Установка может работать в автоматическом режиме. Привод включается при подъезде автомобиля под опрыскивающее устройство. При этом включается насос, профилактическая жидкость подается в гидроцилиндр и опрыскиватель опускается в кузов автосамосвала. В конце хода поршня в гидроцилиндре открывается отверстие, через которое профилактическая жидкость начинает поступать в опрыскиватель. Нанесение профилактического вещества на обрабатываемую поверхность осуществляется при движении автосамосвала со скоростью не более 5 км/ч. По окончании обработки установки автоматически отключаются.

При проведении профилактического мероприятия для обеспечения его эффективности пункты профилактики при возможности приближают к месту погрузки. В этом случае обеспечивается более высокая эффективность действия профилактических средств, поскольку время между обработкой кузова и погрузкой минимально. Профилактическую установку с этой целью устанавливают по ходу движения автомашин в разгруженном состоянии с минимальным маневрированием при заезде на профилактику.

При эксплуатации поездов-углевозов профилактические установки рациональнее располагать у пункта приема угля, так как эффективность профилактических средств при их нанесении на необогреваемую поверхность мало зависит от дальности и продолжительности транспортирования.

Периодичность обработки зависит от вида перевозимой породы.

Очистка кузова автосамосвалов от намерзших и прилипших пород может производиться на стационарных пунктах или с использованием устройств, смонтированных на самоходных транспортных средствах. Для очистки кузовов применяют механические, гидропневматические, тепловые, вибрационные средства очистки. Широкого распространения такие методы на угольных разрезах не получили.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: