Схемы экскавации при ведении горных работ в зоне угольных пластов

Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Схемы экскавации при ведении горных работ в зоне угольных пластов

08.12.2019

При разработке пологих и наклонных угольных пластов с углами падения 3-20° горные работы в зоне углубки ведутся наклонными слоями по падению пласта. В результате при отработке пластов создаются наклонные рабочие площадки. Для размещения оборудования и транспортных коммуникаций на наклонных рабочих площадках при экскавации заходки оставляются породные призмы с горизонтальной поверхностью. После выполнения своих функций породные призмы убираются, чаще всего бульдозером, путем перемещения их в забой экскаватора. На рис. 3.13,а показана разработка наклонного междупластья двумя уступами при автотранспорте, а на рис. 3.13,б — разработка наклонного угольного пласта при железнодорожном транспорте.

Разработка наклонными слоями ведется только в зоне угольных пластов. Надугольная вскрышная толща разрабатывается горизонтальными слоями. Поэтому появляется переходная вскрышная зона непосредственно над кровлей угольного пласта, отработка которой ведется вскрышным уступом переменной высоты. Высота такого уступа постепенно, по мере понижения горных работ, возрастает. При достижении принятой на разрезе высоты такой уступ продолжает разрабатываться в пределах горизонтального слоя, а в надугольной толще нарезается новый уступ. Для выполнения таких работ в надугольной толще на разрезах применяют карьерные мехлопаты, мехлопаты с удлиненным оборудованием, драглайны, а в перспективе и обратные механические лопаты.
Схемы экскавации при ведении горных работ в зоне угольных пластов

При использовании для работы в надугольной зоне карьерных мехлопат применяются схемы экскавации с нижней погрузкой (рис. 3.14,а). Такие схемы эффективны при вывозке вскрыши автотранспортом. При применении железнодорожного транспорта из-за малой ширины экскаваторной заходки требуют большого объема работ по переносу железнодорожных путей. Для снижения объема путепереукладочных работ при работе на уступе переменной высоты применяют мехлопаты с удлиненным оборудованием. Это позволяет значительно увеличить параметры экскаваторной заходки и повысить эффективность схемы.

Использование верхней погрузки позволяет расположить железнодорожные пути на вышележащем уступе в более благоприятных условиях (рис. 3.14,6).

В случае невозможности сформировать вскрышной уступ нужной высоты из-за недостаточной высоты разгрузки экскаватора, применяют схему экскавации с двумя подуступами (рис. 3.14,в). На начальном этапе экскавация ведется как и в предыдущей схеме. При исчерпании возможностей верхней погрузки производят разделение уступа на два подуступа. После достижения уступом заданной высоты подуступы сдваиваются.

На разработке надугольной вскрышной толщи на ряде угольных разрезов С успехом применяют драглайны. Схема экскавации надугольной вскрышной толщи при пологом и наклонном падении пласта с использованием драглайна показана на рис. 3.15. Здесь драглайн разрабатывает взорванный вскрышной массив с погрузкой в средства железнодорожного транспорта через бункер.

Перспективной для разработки надугольной толщи при пологом и наклонном залегании пластов является схема экскавации с использованием обратной лопаты, показанная на рис. 3.16.

При разработке наклонных и крутопадающих пластов угля углубка горных работ ведется путем нарезки новых горизонтов за счет проведения разрезных траншей. Углубка осуществляется, как правило, по угольному пласту, чаще основному. Траншея может располагаться во вскрышных породах на контакте с кровлей пласта, а также проходиться по пласту с присечкой вскрыши по висячему боку пласта (реже с присечкой вскрыши по висячему и лежачему боку).

При проведении разрезной траншеи по вскрышным породам на контакте с пластом, механические лопаты работают по традиционным схемам с верхней погрузкой при железнодорожном транспорте или с нижней погрузкой в автосамосвалы. При включении пласта в поперечное сечение траншеи выбранные схемы экскавации должны обеспечивать выемку угля с минимальными потерями и разубоживанием.

При проведении разрезной траншеи механической лопатой минимальные потери и разубоживание угля обеспечивается за счет применения схем экскавации со ступенчатой формой забоя в плане по разнотипным горным породам (рис. 3.17,а), а также применением схем с временным складированием вскрыши в штабель (рис. 3.17,б). При работе по последней схеме при разработке забоя мех-лопата отгружает только уголь, а вскрышу укладывает в штабель у борта траншеи. Отгрузка вскрыши из штабеля производится периодически при обратном движении экскаватора. Применение механических лопат для проведения разрезных траншей дает лучшие результаты при углах падения пластов 50-90°. При меньших углах величина потерь и разубоживания возрастают.

При углах падения пластов 20-50° снижение величины потерь и разубоживания угля достигается за счет использования схем экскавации с применением драглайнов (рис. 3.18). В этом случае проведение траншеи на полное сечение осуществляется за два или более проходов драглайна. Так, при схеме, показанной на рис. 3.18, за первый проход драглайн отгружает вскрышные породы по висячему боку пласта с погрузкой их через бункер. При втором проходе драглайна производится отгрузка угля. Полное сечение траншеи получается при четырех проходах драглайна.

Проведение разрезных траншей по пласту с присечкой породы можно осуществлять с использованием обратной лопаты. Такие схемы применимы при углах падения пластов от 20 до 90° и обеспечивают небольшие потери и разубоживание угля. Схемы экскавации предусматривают проведение траншеи за несколько проходов экскаватора, а порядок разработки сечения траншеи аналогичен схемам с использованием драглайнов.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: