Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Случайное биологическое подавление вредных насекомых


Случайное биологическое подавление вредных насекомых лучше всего определить как подавление популяции вредителя, происходящее благодаря случайному перемещению чужеземных полезных организмов в новые районы и на новых для них вредителей (или просто на новых вредителей). Сюда относится и обратный случай — успешное приспособление местных естественных врагов к завезенным вредителям. Эти удачные случайности не подготавливаются человеком специально, однако человек может иметь к ним непрямое отношение, случайно обеспечивая перенос полезных организмов или удачный переход специально завезенного полезного организма с предназначавшегося ему хозяина на другого, незапланированного. По-видимому, в полевых условиях подавление этого типа встречается довольно часто, но в силу своего случайного характера далеко не всегда замечается и регистрируется специалистами. Ниже мы приводим три примера, дающие представление о случайном подавлении вредителей.

Coleophora malivorella Riley (Lepidoptera: Coleophoridae)

В 1943 г. с целью подавления лиственничной чехлоноски из Европы в провинцию Квебек (Канада) был завезен паразитоид С. laricinellae. Мы уже обсуждали его вклад в подавление этого вредителя. В начале 1960-х гг. обнаружилось, что С. laricinellae стал одним из двух ключевых факторов уменьшения численности популяций яблонной чехлоноски С. malivorella, сократив ее в яблоневых садах Квебека с эпизоотических уровней (в 1959—1960 гг), до уровня энзоотии в 1962 г. Лe Py и др. сообщают, что смертность летних гусениц чехлоноски, вызываемая С. laricinellae, составляла в среднем 29%, а смертность зимующих гусениц за счет деятельности и С. larieinellae, и насекомоядных птиц была 2—99%. Таким образом, через 18 лет после успешной акклиматизации С. larieinellae в лесах для подавления лиственничной чехлоноски этот паразитоид случайно распространился на яблоневые сады юго-запада Квебека, где столь же эффективно стал подавлять яблонную чехлоноску.

Aonidiella aurantii (Maskell) (Homoptera: Diaspididae)

Перепончатокрылый паразитоид А. Hngnanensis Compere был случайно завезен с Востока в Мексику, возможно, с галеонами из Манилы. Из Мексики он стал распространяться в более северные районы и дошел до южного Техаса. Во всех этих районах его много лет не замечали, хотя он, видимо, эффективно подавлял красную померанцевую щитовку А. aurantii там, где оба вида сосуществуют. В 1948 г. А. Hngnanensis специально завезли в Калифорнию из Южного Китая. Если бы было известно о его распространении в Америке, его можно было бы с меньшими трудностями и расходами собрать всего в 480 км от районов выращивания цитрусовых в Сан-Диего. Уже после интродукции из Китая было показано, что этот паразитоид распространен повсюду в Мексике и Техасе.

Diprion similis (Hartig) (Hymenoptera: Diprionidae)

Двумя наиболее многочисленными видами комплекса паразитоидов, выращенного из зараженных личинок пилильщика D. similis в Висконсине, были личиночный паразитоид Е. amictorius и коконный паразитоид Monodontomerus dentipex. Сейчас Е. amictorius ответствен за 45—60% смертности коконов первого поколения пилильщика и за 10—42% — второго поколения. М. dentipes заражает менее 5% пилильщиков первого поколения и 18—53% второго. Очевидно, два вида взаимно совместимы и дополняют друг друга; конкурентного вытеснения у них возникать не должно.

Наездник Е. amictorius, видимо, случайно попал в штат Висконсин с юго-запада провинции Онтарио, где его ранее выпустили для подавления различных пилильщиков. Хотя D. similis в широких масштабах выращивался в лаборатории с 1957 г., паразитоид впервые был отмечен в Висконсине только в 1961 г. и до того никак себя не проявлял. М. dentipes, тоже имеющий европейское происхождение, по-видимому, попал в Северную Америку случайно вместе со случайно завезенным своим обычным хозяином D. similis и распространяется вместе с ним во все новые области.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: