Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Функциональная и численная реакции


Тесная связь между хищниками и их жертвами или паразитоидами и их хозяевами означает, что изменения плотности популяции одной группы отражаются на плотности популяции другой группы. Мы подчеркивали, что можно вызвать подавление популяции вредителя, если каким-то образом увеличить численность или эффективность естественных или интродуцированных врагов, связанных с ним. Этот тип взаимоотношений для нас наиболее интересен, вместе с тем любопытно также рассмотреть влияние изменений плотности вредителя на поведение и размер естественных популяций врага.

Количество вредных насекомых, уничтоженных энтомофагами, зависит от двух отдельных, но связанных между собой факторов: от количества присутствующих паразитоидов или хищников и от количества вредных насекомых, убиваемых одним энтомофагом. Как показал Соломон, увеличение плотности популяции вредного насекомого влияет на оба эти фактора. Насекомые-энтомофаги могут реагировать на увеличение плотности популяции хозяина (жертвы) увеличением собственной численности — это так называемая «численная реакция»; или при этом может увеличиваться число особей хозяина (жертвы), уничтожаемых каждой особью, — это так называемая «функциональная реакция». He исключено, что обе реакции происходят одновременно.

Функциональные реакции являются первичными, они редко сами по себе способствуют регулированию популяции вредителя. Эти реакции обусловлены поведенческими и физиологическими процессами, свойственными энтомофагу, и происходят, как правило, за короткое время в пределах одного поколения. Согласно Холлингу, успешная функциональная реакция измеряется потреблением пищи и зависит от следующих факторов: скорости поиска, продолжительности времени, в течение которого жертва или хозяин открыты для нападения, продолжительности нападения, степени голода, от развития специфического образа искомого (т. е. от обучения энтомофага или заторможенности реакций насекомого-вредителя) и от конкуренции между энтомофагами, старающимися наиболее полно использовать имеющуюся популяцию насекомых-вредителей. Улучшение в использовании вредителя при увеличении его плотности может происходить у монофагов, олигофагов и полифагов, правда, у последних оно наименее вероятно, поскольку отдельный вид-вредитель составляет лишь небольшую часть нормального рациона такого энтомофага. Тем не менее более частые встречи с вредителем и обучение могут стимулировать естественного врага-полифага хотя бы на замену части его рациона этим видом-вредителем, ставшим легко доступным.

Численные реакции паразитоидов и хищников-энтомофагов обычно интересуют нас больше, чем функциональные, поскольку именно они чаще всего ответственны за подавление популяции вредителя. Это ясно хотя бы из того факта, что интродуцированные насекомые-энтомофаги обычно должны размножаться в течение не менее трех поколений, пока их действие на популяцию вредителя станет заметным. Ho в общем реакции обоих типов взаимосвязаны, причем численная реакция обычно основана на предшествующей ей функциональной. Увеличение популяции вредителя вызывает функциональную реакцию у энтомофага за счет повышения частоты нападений и доли потребления особей этого вида вредителя. Увеличившееся потребление возросшего запаса пищи обычно приводит к изменению двух факторов численной реакции: во-первых, происходит резкое и непосредственное увеличение выживаемости энтомофага и, во-вторых, за ним следует значительное увеличение реальной скорости размножения. Изменение третьего фактора численной реакции — кратковременное и быстрое увеличение местной популяции естественных врагов — связано с иммиграцией из окружающих районов, где пищи не так много. Суммарный эффект трех факторов численной реакции выражается в быстром и постоянном увеличении численности полезных организмов вслед за возрастающей доступностью хозяина или жертвы. Конечно, по мере уменьшения плотности местной популяции насекомого-вредителя (возможно, из-за деятельности его естественных врагов) факторы численной реакции могут измениться и к ним можно будет отнести такие отрицательные факторы, как эмиграция, уменьшение плодовитости и снижение выживаемости, связанные с уменьшившейся доступностью хозяев (жертв) для каждой особи; в результате популяция естественного врага сокращается.

Изучение подобных обратных связей между вредителем и естественным врагом — один из разделов науки о динамике популяций. Теоретически или математически этот вопрос рассматривали многие авторы, но, как считает Ройама, критически проанализировавший современное положение в этой области, мы находимся сейчас на сравнительно примитивной стадии описательной экологии и нам предстоит еще много узнать до того, как мы сможем правильно понять и использовать эти сложные биологические принципы себе на пользу.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: