Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Геолого-петрографическое описание Цуриковского массива


Цуриковский массив находится в центральной части Кокчетавской глыбы, в 45 км к юго-востоку от Златогорского массива и в 60 км к юго-западу от г. Кокчетава, располагаясь непосредственно к востоку от с. Цуриковки. Массив сильно эродирован и плохо обнажен; в настоящее время он представлен изолированными выходами ультраосновных и основных пород среди докембрийских гранитогнейсов, разобщенными значительными полями кайнозойских отложений. Восточная часть массива целиком погребена под рыхлыми кайнозойскими отложениями; она была обнаружена буровыми скважинами при проверке магнитной аномалии у кордона Дубрава. В 7 и к северу от Цуриковки, вблизи пос. Урпек, обнажается изолированное тело габбро и пироксенитов, которое является, вероятно, самой северной обнажающейся частью массива, отделенной от его главных выходов широкой аллювиальной долиной реки Чаглинки. Геологическая съемка этого района и петрографическая обработка собранных материалов, а также учет всех геофизических данных позволили сделать вывод о том, что разобщенные выходы ультрабазитов и габброидов в районе с. Цуриковки и ультраосновные породы, вскрытые скважинами у кордона Дубрава, являются обнажающимися частями одного крупного сложнодифференцированного массива, о чем прежде всего свидетельствует одинаковый характер габброидов и ультрабазитов в различных его частях. О принадлежности этого массива к златогорскому перидотит-пироксенит-норитовому комплексу свидетельствует его структурное положение в центральной части Кокчетавской глыбы и характерная асимметричность в распределении основных и ультраосновных пород. Габброиды здесь, как и в Златогорском массиве, слагают наиболее высокие части рельефа, а ультраосновные породы располагаются в понижениях. Как и в Златогорском массиве, здесь присутствуют поритовые разности среди габброидов, местами наблюдается отчетливая полосчатость в габбро-норитах и ультрабазитах, встречаются пегматоидные габбро и кислые пегматиты. Почти всюду, где это можно было наблюдать, между ультрабазитами и вмещающими гранито-гнейсами прослеживаются мелкозернистые кварцевые габбро и габбро-нориты и другие гибридные породы, подобные мелкозернистым габбро-норитам подошвы Златогорского массива. Наконец, для пород массива отмечено наличие убогой сульфидной вкрапленности.

Массив залегает среди древних метаморфических пород зерендинской серии, представляющих собой провес кровли огромного Зерендинско-Сандыктауского гранитного массива. Повсюду, где это можно было наблюдать, массив контактирует с довольно однообразными светлыми полосчатыми гранито-гнейсами, подвергающимися вдоль тектонических зон диафторезу. В контакте гранито-гнейсов с донными габбро массива в последних наблюдаются зоны закалки, а также проникновение в них тонких неправильных кварцево-полевошпатовых жилок, что, видимо, свидетельствует о явлениях анатексиса, т. е. о выплавлении в контакте с массивом из вмещающих пород кварц-полевошпатовой эвтектики. Несмотря на то что массив сильно эродирован и плохо обнажен на поверхности, данные геологической съемки позволяют судить о его псевдостратификации. Это хорошо видно в пределах сопки Габбровой. где в вертикальном разрезе наблюдается чередование среднезернистых габбро-норитов с крупнозернистыми габбро и где удалось установить элементы залегания первичной полосатости: падение на СЗ 300—310° Z20—30°. У южного подножья этой сопки обнажаются амфиболизированные перидотиты, видимо, подстилающие зону габбро-норитовых пород. В пределах Урпекского сателлита по наблюдениям на крутых склонах сопок отмечалось ритмичное чередование среднезернистых габбро и оливиновых пироксенитов. В донной части массива повсеместно перидотиты залегают на контаминированных мелкозернистых кварцевых габбро, которые уже непосредственно контактируют с вмещающими массив гранито-гнейсами.

Приведем краткую петрографическую характеристику пород массива в вертикальной последовательности (сверху вниз):

Среднезернистые и крупнозернистые габбро и габбро-нориты, слагающие целиком сопку Габбровую, в шлифе обладают габбровой и атакситовой (шлиро-такситовой) структурами; реже в них наблюдаются норитовые структуры. Порода состоит из основного плагиоклаза (Ng' = 1,578, Np' = 1,658) —50—60%, моноклинного пироксена-салита 40—50% и акцессорных минералов — сфена, апатита и магнетита. В единичных шлифах наблюдались интерстициальная коричневая роговая обманка и плеонаст. Габбро-нориты отличаются от габбро лишь наличием ромбического пироксена, составляющего 12—15% породы.

Амфиболизированные перидотиты залегают под среднезернистыми габбро. Структура их гипидиоморфнозернистая. Минеральный состав: серпентинизированный оливин 80—85%, бледно-зеленый пластинчатый амфибол 5—10%, флогопит 2—10%, хромшпинелид 0,5—1%. Акцессорные минералы: магнетит, сульфиды; вторичные: серпентин, кальцит, актинолит. Оливин образует обычно округлые сильно серпентинизированные зерна, в интерстициях которых встречается бледно-зеленый амфибол. Последний по характеру плеохроизма (Ng — зеленый, Np — бледный желтовато-зеленый) и по показателям преломления (Ng = 1,656, Np = 1,636) очень близок к амфиболу перидотитов из расслоенной серии нижней зоны Златогорского массива. По амфиболу развивается волокнистый актинолит, а также бледноокрашенный флогопит. Образование флогопита, сопровождаемое появлением мелких зерен апатита, является, видимо, результатом воздействия на перидотиты гидротерм более молодых гранитов. В этих породах обычно наблюдается мелкая вкрапленность сульфидов. По всей вероятности, аналогом этих перидотитов являются перекристаллизованные антигоритовые серпентиниты, в которых из первичных минералов сохранился лишь красновато-коричневый хромшпинелид, по краям замещенный магнетитом. Эти перекристаллизованные серпентиниты местами подвергаются карбонатизации. В юго-западной части массива удалось наблюдать, что серпентиниты непосредственно залегают на мелкозернистых донных габбро.

Оливиновые пироксениты так же, как и серпентиниты, залегают на донных габбро, а среди пород Урпекского сателлита они наблюдались в ритмичном переслаивании со среднезернистыми габбро и габбро-норитами. Эти породы состоят из округлых, частично серпентинизированных зерен оливина (20—30%), короткостолбчатых кристаллов моноклинного пироксена-диопсида (40—60%) и ксеноморфных очень слабо плеохроирующих зерен ромбического пироксена (15—20%). Из акцессорных минералов присутствуют хромшпинелид, пластинчатый зеленый амфибол и магнетит.

Мелкозернистые контаминированные кварцевые габбро и габбро-нориты представляют самую интересную разновидность пород массива. Они встречаются в естественных обнажениях в непосредственном контакте пород массива с подстилающими гранито-гнейсами, а также в ряде скважин у кордона Дубрава. Структура этих пород очень сложная, весьма неравномернозернистая — от среднезернистой, часто актакситовой, до микрозернистой, с участками микропойкилитовой и микрогранофировой, где наблюдаются симплектитовые срастания пироксена и основного плагиоклаза. Различные типы структур сменяют друг друга часто даже в пределах одного шлифа. Порода местами пересекается кварцевыми и кварц-микроклиновыми жилками. Минеральный состав: основной плагиоклаз 40—50%, моноклинный пироксен 30—40%, роговая обманка — иногда до 10—15%, кварц (часто с микроклином) 5—10%, редко до 20%. В габбро-норитовых разностях присутствует ромбический пироксен в количестве до 15—20%. Акцессорные минералы: биотит, апатит, сфен, магнетит. Вторичные минералы представлены актинолитом, хлоритом, цоизитом, лейкоксеном.

Среди донных мелкозернистых габбро нередко встречаются беспироксеновые разности с коричневой роговой обманкой, обладающей резким идиоморфизмом, по отношению к плагиоклазу, т. е. с нарушенным, «лампрофировым» порядком кристаллизации минералов. Макроскопически они не отличаются от донных габбро и потому в полевых условиях их взаимоотношения с последними не были установлены. Определенно можно только утверждать, что дайковых тел в габбро они не образуют. В шлифе видно, что эти породы сложены идиоморфными кристаллами коричневой роговой обманки, составляющей 40—50% объема породы, и соссюритизированного плагиоклаза, по составу отвечающего основному андезину. В породе наблюдаются мелкие зерна апатита, клиновидные кристаллы сфена и выделения титаномагнетита, замещающиеся лейкоксеном. В зоне непосредственного контакта с гранито-гнейсами появляются мелкие зерна кварца. По характеру структуры и минеральному составу эти породы приближаются к роговообманковым лампрофирам типа одинитов. Однако геологическое положение не дает оснований относить их к жильной свите, а заставляет рассматривать эти породы вместе с донными габбро как гибридные, контаминированные образования эндоконтактовой зоны Цуриковского массива. В донной части массива наблюдаются многочисленные, иногда довольно мощные (до 2—3 м) тела кислых пегматитов, прорывающие нижние габбро и почти не выходящие в вышележащую зону ультраосновных пород.

В целом же нижняя часть Цуриковского массива, т. е. породы, наблюдаемые на современном денудационном срезе, хорошо сопоставляется с нижней и донной зонами Златогорского массива. Так, чередование амфиболизированных перидотитов, серпентинитов и оливиновых пироксенитов со средне- и мелкозернистыми габбро весьма напоминает расслоенную серию, а среднезернистые габбро и габбро-нориты сопки Габбровой представляют собой своеобразный аналог норитов нижней зоны Златогорского массива.

Очень интересны породы донной зоны Цуриковской интрузии, в других массивах рассматриваемого интрузивного комплекса известные только по данным бурения. Как уже отмечалось, мелкозернистые кварцевые габбро представляют контактовую зону закалки интрузии, характеризующуюся сложными неравномернозернистыми текстурами и инъекциями кварц-микроклинового материала. Последние являются, вероятно, продуктом выплавления кварц-полевошпатовой эвтектики из гранито-гнейсов под влиянием контактового воздействия основной интрузии. Образование кислых пегматитов следует, видимо, связывать с теми же явлениями палингенеза. Возможно, что при местном скоплении летучих в палингенных гранитоидных расплавах создавались благоприятные условия для формирования пегматитов, которые наблюдаются исключительно среди донных пород массива и отсутствуют в удалении от них. Неравновесные условия кристаллизации в донной зоне интрузии, по-видимому, вызвали появление значительных порций остаточного расплава, остывание которого сопровождалось иной последовательностью выделения минералов, что фиксируется появлением среди донных габбро сегрегаций пород лампрофирового облика.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: