Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Происхождение и эволюция верблюжьих, непарнопалых, хищных животных и отдельных видов грызунов


Семейство верблюжьих, относящееся к отряду мозоленогих из отряда парнопалых, включает роды горбатых верблюдов Старого Света и безгорбых Нового Света - лам.

В отличие от истинно жвачных (к ним относят и верблюдов), у верблюжьих преджелудки не делятся на рубец, сетку и книжку. В очень объемистом рубце у них есть зона сетки с крупными ячеями, где жидкость может сохраняться сравнительно долгое время; рубец же соединяется с сычугом через отдел, имеющий вид трубки (гомолог книжки), но без листочков. Опираются верблюды (в стоячем положении) на все три горизонтально расположенные фаланги обоих пальцев, заключенных в своеобразное утолщение кожи - «мозоли». Копыта на концах третьих фаланг очень маленькие, в виде когтей (или ногтей).

К роду горбатых верблюдов принадлежит двугорбый верблюд, или бактриан (рисунок 11.1), и одногорбый, или дромедар (рисунок 11.2). Первый вид широко распространен в Евразии и заходит на севере в Субарктику, ареал второго расположен южнее (субтропики). Бактрианы обитают в Западном Китае, Монголии, Бурятии, Казахстане, Узбекистане и Калмыцких степях, а дромедары - в Северной Африке, Аравии, Иране, Туркменистане. В Южном и Юго-Западном Казахстане, Каракалпакии, на юге Узбекистана, в Закавказье и Малой Азии встречаются оба вида. В этих местах обитания диких верблюдов и происходило их одомашнивание за 3-2 тыс. лет до н. э.

Дикий бактриан существует и сейчас. Впервые он был обнаружен и описан в 70-х годах XIX века русским путешественником Н.М. Пржевальским. Диких же дромедаров не осталось, но есть свидетельства (Страбон I в. до н.э. и н. э.), что дикие одногорбые верблюды обитали в Аравии еще в доисторические времена.

Различаются бактрианы и дромедары по строению скелета, особенно остистых отростков грудных позвонков и черепа. Мозговая часть черепа сильнее выдается над лицевой у дромедара; затылочный гребень и задняя часть теменного гребня у него также резче выдаются над теменем, а лоб длиннее и уже, чем у бактриана. Бактриан имеет большую оброслость, особенно ног (галифе), и более темную окраску всего шерстного покрова.

При скрещивании двугорбых верблюдов с одногорбыми получаются гибриды с одним удлиненным горбом и ясно выраженными признаками гетерозиса. Гибридные самцы - нары, или инеры, и самки - нармайя - при спаривании между собой дают слабое неполноценное потомство, поэтому их «в себе» не разводят. Обычно гибридных самок нармайя спаривают либо с самцами бактриана -и получают так называемых «балкаспаков» с двумя горбами, либо с самцами дромедара - и получают одногорбых верблюдов (самцов -кохерт и самок - кердари).

К роду безгорбых верблюдов, распространенных в Южной Америке, относятся четыре вида, из которых два - гуанако и викунья, или вигонь - диких и два - собственно лама и альпака - домашних.

Гуанако и викунья легко приручаются, но так же легко и дичают. Они являются предметом охоты; от них получают мясо, шкуры, шерсть.

Викунья меньше, чем гуанако, и отличается исключительно ценным руном (масса руна от одной стрижки 0,7-1 кг со 120-200 г очень тонкого пуха).

Собственно ламы (рисунок 11.3) крупнее, чем гуанако; они бывают различных мастей (бурые, черные, серые, золотые, желтые и т. д.); используются в качестве вьючных животных и для получения шерсти. Шерсть их длинная (до 30 см) и довольно грубая, настригают ее по 1,8-3,5 кг. Ламы хорошо акклиматизируются; в зоопарках их содержат как декоративных животных.
Происхождение и эволюция верблюжьих, непарнопалых, хищных животных и отдельных видов грызунов

Альпака (рисунок 11.4) - типичное высокогорное животное. Она меньше лам. Вместо мозолей пальцы альпака покрыты грубым курчавым волосом. Шея и туловище у альпаки покрыты густым руном. Масса ее 3-4 кг. Разводятся альпаки индейцами, главным образом в Перу, отчасти - в Боливии. Ценятся за шерсть и вкусное мясо.

По мнению большинства современных ученых, домашние ламы и альпаки произошли от дикого гуанако. Межродовых гибридов между представителями лам и горбатых верблюдов получено не было; особи же всех четырех видов внутри рода безгорбых верблюдов скрещиваются между собой и дают потомство. Это указывает на большое их филогенетическое родство.

Непарнопалые. Из трех семейств отряда непарнопалых - тапиров, носорогов и лошадиных - наибольшее значение имеет обширное семейство лошадиных, давшее начало многим домашним животным.

Ныне живущих представителей этого семейства одни исследователи делят на три рода - ослов, зебр и лошадей; другие, основываясь на скрещиваемости представителей

всех перечисленных групп и на сравнительно небольших морфологических различиях между ними (главным образом по остеологическим признакам), всех эквидов относят к одному роду Equus со многими подродами (в том числе вымершими). Современными из них являются подроды ослов (рисунок 11.5), полуослов, зебр (рисунок 11.6) и собственно лошадей.

Эволюция эквидов представляет большой научный интерес, так как она изучена наиболее подробно. В результате исследований вскрыты филогенетические изменения животных этой группы с древнейших времен, обусловленные изменениями условий внешней среды.

Современный род Equus сложился в Северной Америке; его представители характеризовались высокими зубными коронками, типичным строением зубов и однопалым строением конечностей. Из Северной Америки через перешеек, существовавший некогда на месте Берингова пролива, животные распространились по Азии, Европе и Африке. Попав в новые условия, они дали здесь начало таким новым породам, как ослы, полуослы, зебры и собственно лошади. На своей первоначальной родине (в Северной Америке) мелкие формы первичных однопалых лошадей были уничтожены человеком в эпоху палеолита, и до прихода туда европейцев (XV в.) никаких эквидов там не было.

Ослы, относящиеся к общему виду africanus, в двух разновидностях (или подвидах) - абиссинско-нубийской и сомалийской - обитают в Африке как в диком, так и в домашнем состоянии. Это сравнительно мелкие животные (высота в холке 112-120 см), светло- и темно-серой масти, с крестообразной полосой на плечах, длинными ушами, хвостом, имеющим кисть, длинный волос лишь на конце ее, с узким спущенным крупом и высокими стаканообразными копытами; каштаны имеются только на передних ногах. Дикие ослы были одомашнены в верхнем неолите (раньше лошади) в областях между Верхним Египтом и Эфиопией (Абиссинией), в Сирии, Месопотамии и некоторых др. местах. Отсюда, уже в одомашненном состоянии они распространились на восток (Средняя Азия, Кавказ) и в средиземноморские страны (Германия, Италия, Испания и др.).

Домашний осел - неприхотливое и долго живущее животное. При спаривании его с домашними лошадями рождаются бесплодные гибриды - мулы и лошаки.

Полуослы отличаются более светлой (песочной) окраской, менее длинными, чем у ослов, ушами и более длинноволосым к концу хвостом.

Выделяют три вида полуослов:

1) онагр - самый мелкий из них и наиболее светлой масти (ноги и голова почти белые);

2) кулан, или джигетай - светлой масти с красно-желтым оттенком, с более короткими, чем у онагра, ушами, и хвостом, имеющим длинные волосы только на конце;

3) кианг - темно-каштановой масти, с более светлым брюхом и темным ремнем по спине. Голова у кианга более массивная, с выпуклым профилем, а уши менее длинные, чем у онагра; высота в холке до 130 см. Онагр, кулан и кианг одомашнены не были.

Зебры - полосатые лошади Африки со стоячей гривой и хвостом, сильно обросшим только на конце, по телосложению похожи на лошадей, а некоторые - на ослов. Различают зебру гревиеву, или сомалийскую, обитающую, в отличие от других зебр, в кустарниках; горную -самую мелкую, распространенную в Южной Африке; зебру Чапмана -желто-коричневой окраски, с короткими ушами, (встречается в Средней Африке); зебру квагг (вымершая форма); зебр Бома, Гранта и др.

Зебры трудно приручаются; при спаривании их с домашними лошадьми рождаются бесплодные гибриды - зеброиды.

Истинные лошади получили широкое распространение в Азии и Европе. В различных природных условиях древности, сильно менявшихся под влиянием наступавших и отступавших великих оледенений, возникло большое разнообразие форм этих животных. Так, в первый межледниковый период в Европе появились очень крупные лошади высотой в холке до 170—180 см; до нас эти формы не дошли (вероятно, к концу палеолита они измельчали).

В слоях, относящихся к эпохе неолита следов крупных лошадей не найдено. Костные останки их, относящиеся к палеолиту, обнаружены на побережье Азовского моря, в Италии, Франции, Англии, Нидерландах, Венгрии, в Северной Африке, Азии (Китай) и некоторых др. материках и странах.

Te же дикие формы неолитической эпохи, которые одомашнивались и дали начало многочисленным породам домашних лошадей, были представлены некрупными животными сходных между собой экологических групп, долго еще существовавших в диком состоянии. Это были, вероятно, сравнительно мелкие тарпанообразные формы типа E caballus missi и др.

В настоящее время известны два диких предка домашних лошадей - лошадь Пржевальского (рисунок 11.7) и тарпан (рисунок 11.8), относящиеся к общему виду caballus подрода собственно лошадей.

Тарпан в нескольких разновидностях обитал в южнорусских степях, заходя далее на север и на запад в лесостепь; он являлся предметом охоты скифов и древних славян. В причерноморских степях тарпан водился еще в XIX в., когда были уничтожены его последние экземпляры. Водились тарпаны также на огромных пространствах степи и лесостепи Азии. Это были животные невысокого роста (высота в холке до 135 см), с массивной головой и широким лбом, мышастой масти, часто желтого оттенка, с черным ремнем на спине и иногда с поперечной полосатостью на передних конечностях; каштаны у них были только на передних ногах. Мнение некоторых авторов о том, что тарпан является не дикой, а одичавшей лошадью, нельзя признать убедительным. В средние века в Центральной Европе охотились за дикими лошадьми, и мясо их употреблялось в пищу.

Лошадь Пржевальского, впервые обнаруженная в 1879 году известным русским путешественником Н.М. Пржевальским в монгольских степях (в восточной части Гоби), еще и теперь водится в Джунгарии в диком состоянии. Ведет она свое начало от азиатских форм верхнего плиоцена; до сих пор сохранила примитивные черты: большую, чем у европейских лошадей, узколобость и длинномордость, очень тонкие и длинные пясть, плюсну и фаланги, подобные которым встречаются только у исходного подрода Allohyppus. Кроме того, лошадь Пржевальского отличается крупными зубами и слабой складчатостью эмали на них (приспособление к жесткой степной растительности). Являясь конечным звеном самостоятельной центрально-азиатской линии развития лошадей, она характеризуется небольшим ростом (124—135 см в холке), широкими туловищем и черепом, массивными головой и шеей и стоячей гривой.

У нее 5 поясничных позвонков и каштаны на всех четырех конечностях. Масть саврасая, с темным ремнем, проходящим по спине. Наблюдения в заповеднике Аскания-Нова, где с 1900 г. содержались 4 лошади Пржевальского, свидетельствуют о способности их к приручению. При спаривании их с домашними лошадьми различных пород рождаются плодовитые гибриды.

Дикие лошади были одомашнены в бронзовом веке (III-II тыс. до н.э. - нач. I тыс. до н.э.), т. е. много позднее, чем собаки, козы, овцы и крупный рогатый скот. Первоначальными очагами одомашнивания диких лошадей служили степные пространства Азии (Минусинская равнина, предгорные степи Алтая) и Европы, причем зарождение коневодства, по-видимому; тесно связано с возникновением хозяйства. Приручались и одомашнивались различные расы и разновидности тарпанов, а может быть, и лошади Пржевальского. Последние, если даже и не были одомашнены непосредственно, могли скрещиваться с обитавшими по соседству тарпанами или с уже одомашненными их потомками и, тем самым, участвовать в образовании лошадей современных пород.

Сначала лошади использовались в качестве мясных животных, а со временем - в качестве транспортных (при кочевом образе жизни), в частности, верховых. При рабовладельческом строе лошадь становится орудием войны (лошадь колесниц). Рано она стала использоваться и для спорта.

Происхождение различных, хотя и близких друг другу, диких форм, разнообразие естественно-географических условий мест их обитания, разносторонность их использования при одомашнивании и искусственный отбор привели к образованию лошадей различных типов и многообразных пород.

Упоминания о древних лошадях относятся к периоду за 3-2 тыс. лет до и. э. (Месопотамия, Малая Азия и др.). Следует иметь в виду, что в Минусинской равнине, Приалтайских и южно-русских степях и в Средней Азии лошади были одомашнены значительно раньше; отсюда с кочевыми народами они попали в страны таких древних культур, как Египет, Ассирия, Вавилон и др. (за 2000-1500 лет до н.э.).

Хищные. Из отряда хищных одомашнены были представители двух семейств - псовых и кошачьих.

Из пяти родов семейства псовых - ушастые собаки, «красный волк», «лесная собака», гиеновая собака и собака - только последний род очень богат видами и распространен по всем материкам. Из всех 12 его подродов лишь представители двух - волки и шакалы - близки домашним собакам: при спаривании между собой и с домашними собаками они дают плодовитое потомство и могут считаться дикими предками многочисленных пород домашних собак.

Гибриды между представителями других подродов, в частности, между лисицами и песцами, получаются с трудом, а между лисицами и собаками совсем не получаются.

Собаки, как уже отмечалось, были первыми домашними животными, которых приручил человек. Приручение и одомашнивание диких предков собак (волков и шакалов) происходило еще в эпоху палеолита. В разное время и в разных местах могли быть одомашнены различные формы волков и шакалов, давшие начало многим разновидностям собак уже с древнейших времен. Дальнейший же отбор, осуществляемый человеком, привел к еще большему разнообразию пород домашних собак, служащих самым различным целям (породы сторожевых, охотничьих, ездовых, служебных, комнатных собак и т. д.).

Австралийские динго, которых некоторые авторы считают дикой формой, возникшей в самой Австралии (не давшей, как известно, ни одного млекопитающего), на самом деле являются домашними собаками, попавшими в Австралию с человеком и там одичавшими.

В семействе кошачьих выделяют подсемейства настоящих кошек, гепардов и пантер с большим разнообразием видов и подвидов (свыше 25). К первому подсемейству относятся наши домашние кошки, а также дикие лесные европейские, азиатские пятнистые, египетские, рыси и др.

Родина кошек - Африка и Европа. В Нубии, примыкающей к Египту с юга, была обнаружена дикая нубийская буланая кошка. Известна также и европейская дикая кошка, которая, по-видимому, не была одомашнена. Кошки вообще очень трудно приручаются. В домашнем состоянии они в наибольшей степени (по сравнению с другими домашними животными) сохранили свою самостоятельность.

Грызуны. Из этого отряда к домашним животным относятся морские свинки, одомашненные в древние времена в Южной Америке, и кролики. Первые использовались как мясные животные; после открытия Америки они были перевезены в Европу, в настоящее время считаются здесь преимущественно лабораторными (подопытными) животными. К домашним также относят крыс и мышей, которых, как и морских свинок, разводят и используют для лабораторных целей.

Кролики принадлежат к семейству зайцев, с которыми они внешне очень схожи. В действительности же между ними имеются глубокие различия: кролики не скрещиваются с зайцами; период беременности у крольчих короче - 31 день, в то время как у зайчих он длится 50-52 дня. Рождаются кролики слепыми, голыми, беспомощными, а зайцы - зрячими, обросшими шерстью, и способными следовать за матерью. Живут и размножаются кролики в глубоких норах, зайцы - нор не роют.

Дикие кролики живут в Северной Америке и Южной Европе (в т. ч. на юге Украины); водились они и в Китае, где были приручены за несколько столетий до нашей эры (упоминание о них встречается у Конфуция в V в. до н. э.). В Европе кролики были одомашнены, вероятно, в VI в. до н. э. Они очень быстро размножаются и легко дичают. Многочисленные породы домашних кроликов разводят и используют для получения мяса, меховых шкурок и пуха.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: