Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Положение месторождений Румынии в свете тектоно-магматической эволюции района


Изучение геологического развития района показывает, что месторождения урана и других металлов занимают вполне определенное положение.

В австрийскую фазу в рассматриваемом районе образовалась сложная система шарьяжей, возникли четыре покрова, в основании которых располагались глинистые формации апта и альба. Мы предполагаем, что образование покровов было явлением в некоторой мере пассивным и представляло собой отражение отдаленного и запоздалого воздействия неких сил сжатия, очаг которых располагался за пределами рассматриваемого района. Эти процессы сопровождались медленным опусканием данного района, свидетельством чему являются глубоководные фации в перекрывающих формациях.

Затем следовал период интенсивной эрозии, продолжавшийся в течение всего вракона, сеномана и коньяка, и определялся, следовательно, не столько тектоническими движениями, как принято считать, сколько гипсометрическим положением покровов, верхняя часть которых возвышалась над уровнем моря. Последующая трансгрессия моря не была вызвана каким-либо новым опусканием района, а лишь явилась следствием непрерывно продолжавшегося медленного опускания.

В течение сенона синхронно с накоплением осадков в депрессиях формировалась вулканическая серия вулканогенно-интрузивного комплекса. С конца позднего мела вплоть до конца палеоцена, а в некоторых случаях до раннего эоцена на фоне усиливающихся тектонических движений и общего отступания моря происходило внедрение гранодиоритов.

Положение интрузивного комплекса банатитов четко фиксирует положение шарьяжей и соответствует времени кратонизации. Ни банатиты, ни сенонские отложения не пересекаются плоскостями более древнего надвига.

С точки зрения теории тектоники плит следует, что кратонизация была в некоторой мере относительной. Изучение тектоники флишевой зоны Карпат показывает, что крупные горизонтальные перемещения имели место в более позднее время (после образования месторождений и внедрения интрузий, в течение всего третичного периода) и происходили, вероятно, на уровне астеносферы.

Однако мы считаем, что нельзя доказать существование даже случайной пространственной связи между раннегерцинскими и парамийскими тектоническими движениями и магматическими проявлениями соответствующего возраста. Кстати, в рассматриваемом районе тектонические движения этих фаз значительно менее интенсивны, чем австрийские тектонические движения. Если рассматривать румынскую территорию в целом, интрузии гранодиоритов секут здесь в равной мере и раннегерцинские, и австрийские, и ларамийские структуры, хотя отсутствуют в большинстве регионов с интенсивным проявлением ларамийской тектоники.

Проявление различных фаз тектонических движений (австрийской, ларамийской и др.) можно констатировать по образованию складчатости в различных отложениях в результате тектонических перемещений. Такие движения были постоянными в течение альпийского цикла, тогда как магматическая деятельность проявлялась весьма редко. Вероятно, вертикальные перемещения блоков обусловливали в некоторой мере прекращение магматической активности.

Поднятие блока, вероятно, сопровождалось (или же ему предшествовало) притоком материала в астеносферу, что должно было создавать более высокий термический потенциал, благоприятствующий магматической деятельности. В этих условиях при наличии вертикальных разломов и имела место магматическая деятельность. Эта гипотеза, хотя и согласуется с основными положениями тектоники плит, сталкивается с существенными противоречиями при попытке объяснить банатитовый магматизм простой субдукцией.

В истории развития тектонической структуры позиция месторождений в целом близка к позиции магматических проявлений. Однако здесь интересны некоторые моменты, возникающие при определении возраста оруденения и магматизма.

Серии интрузивных жильных пород, дайки и силлы лампрофиров, андезитовых порфиров и кварцевых порфиров, вероятно, в большинстве своем представляют наиболее поздние проявления, хотя и близки по времени к внедрению плутонических интрузивных массивов. Встречаются дайки, прорывающие гранодиоритовые интрузии и имеющие с ними четкий контакт. Это показывает, что в данный момент массив находился в достаточно консолидированном состоянии.

Большая часть гидротермальных или пирометасоматических изменений, сопровождающих оруденение, является более поздней по отношению к жильной интрузивной серии. Известны многочисленные проявления каолинизации, серицитизации и др., которые развиваются на контакте даек и силлов. Такие же взаимоотношения наблюдаются и для молибденового и иногда комплексного урано-молибденового оруденения в протяженных интрузивных жильных телах, явно более молодых по сравнению с вышеназванными.

В некоторых случаях в системе вертикальных разломов, секущих сенонские отложения, наблюдаются типичные гидротермальные проявления, характерные для уранового оруденения.

Детальными исследованиями установлено, что на месторождениях урана рудным процессам предшествовали некоторые важные гидротермальные изменения (альбитизация, явление обесцвечивания пород и т.д.).

Установленная последовательность проявлений оруденения и магматизма (гранодиоритовые плутонические интрузии — интрузии жильной серии — процессы гидротермальных изменений — образование месторождений, причем каждый из этих этапов разделен проявлениями разрывной тектоники) показывает, что источник минерализованных растворов не следует искать в самих гранодиоритовых плутонах, которые в момент формирования месторождений уже были затвердевшими. Вероятно, минерализованные растворы поступали со значительно больших глубин: из остаточных магматических очагов, из магмы, прошедшей определенную дифференциацию и ставшей более кислой и обогащенной летучими веществами. Эти выводы подтверждаются некоторыми литературными данными для других регионов.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: