Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Тенденции и перспективы развития трелевочного трактора

14.09.2014

В 1951 году Кировский завод начал передавать производство трелевочных тракторов Минскому тракторному заводу (МТЗ). В этой связи, в 1951 году Кировский завод выпускает лишь 2000 тракторов, МТЗ - всего 460 штук. Ho уже в 1953 году МТЗ изготавливает 6070 тракторов, после чего наступает некоторый спад производства (1954 г. - 5950, 1955 г. - 5440).
В период 1953-1954 гг. Минский тракторный завод осуществил модернизацию трактора КТ-12, значительно повысив его гарантийный срок службы. Если у KT-12 гарантийный срок службы составлял 1000 часов, то у модернизированной машины, получившей марку КТ-12А, он был увеличен до 1500 часов. КТ-12А Минский тракторный завод начал выпускать в 1955 году.
Однако проведенная модернизация трактора КТ-12 не устранила основных его недостатков: вздыбливания, недостаточной мощности двигателя и неприспособленности для трелевки хлыстов комлями вперед. В целях повышения производительности, улучшений его динамических и эксплуатационных показателей конструкторы Минского тракторного завода под руководством главного конструктора И. И. Дронга разработали на базе трактора КТ-12А трелевочный трактор ТДТ-40. В период с 1956 по 1959 гг. происходила замена тракторов КТ-12А путем переоборудования их вначале в тракторы КДТ-36, а затем в КДТ-40 и ТДТ-40.
Вместо газогенераторного двигателя на трактор устанавливались дизельные двигатели соответственно Д-36 (36 л. с.) и Д-40Т (42 л. с.).
Переоборудование тракторов KT-12А в дизельные осуществлялось на ремонтно-механических заводах и в центральных ремонтно-механических мастерских лесозаготовительных предприятий.
Причем, помимо замены двигателя для устранения «вздыбливания» при движении с возом в модернизированном тракторе двигатель с коробкой перемены передач, лебедка передвигались вперед по ходу машины на 210 мм. Благодаря этому, центр тяжести машины сместился вперед на 75 мм, что существенно повысило устойчивость при трелевке. Кроме этого, при переоборудовании заменялись главные и малые балансиры, натяжное устройство, усиливалась рама, устанавливался более прочный щит и т. д.
Таким образом, серийный трактор KT-12А был подвергнут существенной переделке. Учитывая, что переоборудованию подлежал огромный парк страны (только в 1956-1957 гг. переоборудованию подлежали 15000 тракторов) и происходило оно без остановки производства, то можно лишь удивляться выполненному объему работ.
Вот как об этом времени вспоминают производственники:
...В начале июля 1955 г. в леспромхоз поступил для проведения испытаний модернизированный трактор КТ-12, на котором бензиновый двигатель и газогенераторная установка были заменены дизельным двигателем Д-36. Этот трактор на испытаниях показал среднюю производительность при трелевке с кронами 46,3 м3 за машиносмену против 33-34 м3, трелюемых газогенераторным трактором КТ-12.
Одновременно в этой же статье высказана или, точнее сказать, установлена интересная закономерность, к которой мы будем возвращаться много раз позже, а именно:
...Практика показала, что нецелесообразно подвозить тракторами КДТ-40 пачки слишком большого объема, хотя мощность дизельного двигателя позволяет трелевать возы объемом до 8-9 м3. При попытках трелевать большие пачки тонкомерных хлыстов резко возрастают затраты времени на их сбор, на выезд к волоку, а также на передвижение к погрузочной эстакаде.
Поэтому трактористы уже с первых дней работы отказались от набора чрезмерно больших возов и стремятся повысить производительность за счет увеличения числа рейсов. Проверкой установлено, что наиболее выгодными в наших условиях являются пачки объемом 4,0-4,5 м3. При этом число рейсов за смену колеблется в пределах 10-14.
Как видим, это было доказано еще в далеком 1955 году.
В табл. 3.1 приведены некоторые основные показатели модернизированного трактора ТДТ-40 в сравнении с базовым KT-12А. Как видно из таблицы, трактор ТДТ-40 имеет большее тяговое усилие на крюке, чем трактор KT-12.
Тенденции и перспективы развития трелевочного трактора

Анализ публикаций за период эксплуатации трелевочных тракторов ТДТ-40 показывает, что замена газогенераторного двигателя дизелем и внесение ряда конструктивных изменений позволили повысить производительность труда на 30-40 %.
Одновременно с модернизацией трактора KT-12А минчанами совместно с институтом НАТИ был разработан новый более мощный трелевочный трактор ТДТ-54. Трактор предназначался для трелевки хлыстов или деревьев с кронами не только вершинами, но и комлями вперед. Принципиальная схема компоновки нового трактора была принята такой же, как и у KT-12. Грузоподъемность трактора - 4 т, т. е. в два раза выше, чем у трактора ТДТ-40. Такая грузоподъемность позволяла трелевать пачку деревьев с кроной или хлыстов объемом 12-15 м3 (плотных) за вершину и объемом 9 м3 - за комли.
Скорости движения в зависимости от передачи составляли 2,06-7,44 км/ч. В качестве механизмов поворота были применены планетарные механизмы, позволяющие значительно упростить и облегчить конструкцию заднего моста трактора. Подвеска трактора - балансирная, полужесткая с пятью опорными катками по каждому борту. Барабан лебедки обеспечивал намотку до 70 м каната диаметром 20-21 мм. Сила тяги на канате доходила до 8 т. Масса опытного образца составляла 10 т.
Испытания опытных образцов проходили в Крестецком леспромхозе ЦНИИМЭ в 1955 году. Во время испытаний тракторы ТДТ-54 работали в еловолиственных насаждениях с запасом 200-280 м3 на гектаре и средним объемом 0,5-0,8 м3 при снежном покрове до 1 м. По сравнению с трактором КТ-12, работающим в тех же условиях, выработка опытных тракторов ТДТ-54 была выше при трелевке хлыстов за вершины — на 60-85 %, при трелевке деревьев за комли - на 80-105 %.
Причину спада производства трелевочного трактора на МТЗ в 1954-1955 гг. и последующую передачу производства на Онежский тракторный завод Б. Н. Одлис объясняет следующим.
- «Когда Кировский завод передал МТЗ производство всех узлов KT-12, то производство лесных тракторов на МТЗ стало самым сложным и трудоемким. Кроме того, МТЗ уже в это время выпускал сельскохозяйственный пропашной трактор с объемом производства в несколько тысяч тракторов в год;
- производство лесных тракторов состояло в выпуске двух типов - KT-12 - для Европейского Севера, который преобразовывался минчанами в дизельный трактор ТДТ-40 и ТДТ-54 - более мощный трактор для условий Сибири;
- объемы выпуска лесных тракторов были значительно меньше, чем пропашных, и руководство завода в большей степени отвечало за выпуск последних; недовыполнение выпуска лесных тракторов перекрывалось сельскохозяйственными;
- Онежский тракторный завод после восстановления из руин находился в ведении министерства лесной промышленности и изготовлял для ее нужд различное оборудование, в частности, мотовозы и прицепной состав для перевозки по узкоколейным железным дорогам, буксиры, лебедки, а также ремонтировал в год до 3000 тракторов КТ-12.
Последнее обстоятельство и сыграло окончательную роль в передаче производства ОТЗ».
Онежский тракторный завод, бывший Александровский - одно из старейших предприятий Северо-Запада нашей страны. Основанный в 1774 году, он на протяжении всего дореволюционного периода являлся крупнейшим в России производителем артиллерийских орудий для судов военно-морского флота, ядер и снарядов к ним.
В 1918 году завод переименован в Онежский машиностроительный. Передача производства трелевочных тракторов осуществлялась с 1956 по 1958 гг.
В 1956 году он вновь переименовывается в Онежский тракторный завод. Выпуск трелевочного трактора ТДТ-40, а затем ТДТ-40М (1961 г.) с мощностью дизеля 50 л. с. (36,8 кВт) продолжался вплоть до 1976 года (см. рис. 3.4). Эта машина отличалась достаточно высокой производительностью, небольшой массой, была чрезвычайно маневренна, конструктивно проста и удобна в обслуживании.
Кроме того, она оказалась, как увидим далее, незаменимой в лесохозяйственном производстве. В табл. 3.2 приведена краткая техническая характеристика этой универсальной машины.
Одновременно с модернизацией трелевочного трактора ТДТ-40 Онежский тракторный завод спроектировал новый, более совершенный трелевочный трактор Т-49. Выло изготовлено и испытано в условиях Карелии три образца этой машины.
Тенденции и перспективы развития трелевочного трактора

Основное отличие Т-49 от серийного трактора ТДТ-40 заключалось в следующем:
- улучшение динамики машины за счет смещения вперед двигателя, коробки передач, лебедки, погрузочного устройства и кабины;
- более равномерное распределение нагрузки по каткам и снижение вследствие этого давления на грунт;
- снижение удельного давления на грунт путем увеличения ширины гусениц.
В результате перечисленных конструктивных мероприятий трактор Т-49 по сравнению с ТДТ-40 стал обладать значительно лучшей проходимостью. Несмотря на эти достоинства, машина серийно не выпускалась.
В 1965 году ОТЗ разработал новый трелевочный трактор ТДТ-55 (рис. 3.3), который в 1968 году начал серийно выпускаться. Основной целью нового трактора являлось, по замыслу конструкторов, расширение возможностей установки на трелевочном тракторе различного технологического оборудования. Примерно в эти же годы вначале Минским, а затем и Алтайским тракторными заводами для лесозаготовительных районов Урала, Сибири и Дальнего Востока серийно выпускались более мощные трелевочные тракторы ТДТ-54 (1956 г. - на МТЗ), ТДТ-60 (1957 г. вначале на МТЗ, а затем на АТЗ), ТДТ-75 (1961 г. - на АТЗ), ТТ-4 (1971 г. - на АТЗ) и в настоящее время ТТ-4М (в 1986 г. опытно промышленная партия).
Тенденции и перспективы развития трелевочного трактора

Эти машины имели такую же компоновку и аналогичное технологическое оборудование, как и тракторы Онежского завода.
Гусеничный трелевочный трактор получил признание не только у нас в стране, но и за рубежом. Так, на Брюссельской международной выставке в 1958 году трактор ТДТ-60 (рис. 3.2) получил высшую оценку - «гран-при».
Тенденции и перспективы развития трелевочного трактора

К вопросу, как удалось конструкторам при создании трелевочного трактора реализовать основной замысел - расширение возможностей использования машины при установке различного технологического оборудования и все ли было учтено, вернемся несколько позже, а сейчас лишь отметим, что по сравнению с трактором ТДТ-40М трактор ТДТ-55 обладает большей мощностью силовой установки, лучшими тягово-динамическими качествами.
Тенденции и перспективы развития трелевочного трактора

Кроме того, улучшена система управления за счет применения гидроусилителей, введен ряд других новшеств. Все это вместе взятое позволило повысить часовую производительность трактора на трелевке леса на 14-21 %.
Интересен тот факт, что вокруг появления на лесозаготовках трелевочного трактора ТДТ-55 в прессе развернулась дискуссия. Поводом к дискуссии послужили статьи профессора ЛТА А. М. Гольдберга и Д. Д. Ерахтина, в которых авторы на основании теоретических исследований сделали заключение о том, что мощность силовой установки лесопромышленного трелевочного трактора АТЗ должна находиться соответственно в пределах 100-150 л. с. (73,5-110,3 кВт) и 220-240 л. с. (162-176,5 кВт). Д. Д. Ерахтин на примерах испытания опытных образцов, выполненных на базе трактора ТДТ-75 (см. рис. 3.4), с мощностью силовых установок 132,3 кВт (дизель ЯМЗ-236) и 176,5 кВт (дизель ЯМЗ-238), а также на основе обобщения зарубежного опыта доказывает, что мощность двигателя трелевочного трактора должна значительно превышать 73,5 кВт. Здесь необходимо заметить, что в эти годы за рубежом на лесозаготовках использовались лишь сельскохозяйственные и общего назначения тракторы, а специальных лесных не было, то есть ссылка на зарубежный опыт не совсем корректна.
Н. Цыбаев в статье: «Нужен ли трелевочный трактор ТДТ-55?» пишет: «,..Онежский и Алтайский тракторные заводы готовятся к выпуску более мощных трелевочных тракторов ТДТ-55 мощностью 60 л. с. (44 кВт) и ТДТ-60 мощностью 110 л. с. (81 кВт).
Непонятно, почему же Онежский тракторный завод перейдет на выпуск 60-сильного трактора, от которого отказались алтайские тракторостроители, кому нужен маломощный трактор ТДТ-55?». В то же время автор вынужден признать тот факт, что показатели эксплуатации тракторов ТДТ-40 в Карелии и Вологодской области в 1964 году были не ниже, чем у тракторов ТДТ-60, и все же основной вывод: «...Наше мнение сводится к тому, что нет надобности сохранять многомарочность трелевочного оборудования, не нужно создавать новый 60-сильный трактор ТДТ-55 одновременно с подготовкой к выпуску тракторов мощностью 110-130 л. с. Ведь трелевочные тракторы мощностью 110-130 л. с. могут стать универсальными машинами».
С другой стороны, С. П. Зорин в работе подверг критике подход Д. Д. Ерахтина к обоснованию мощности силовой установки трелевочного трактора: «...Если пользоваться рекомендациями Ерахтина, то выходит, что трелевочный трактор с двигателем мощностью 180 л. с. должен весить около 15 тонн, а при 240 л. с. - 20 тонн. Повышение мощности двигателя трелевочного трактора при сохранении веса машины может привести к резкому снижению тяговых параметров и т. д.».
Тенденции и перспективы развития трелевочного трактора

Другие участники дискуссии не ограничивались обсуждением статьи, а предлагали свои технические решения, направленные, например, на снижение удельного давления на грунт при неизбежном увеличении массы трактора и при увеличении мощности силовой установки путем перекомпоновки агрегатов на раме (передний привод). В дискуссии приняло участие большое количество производственников. С одной стороны - это неплохо, когда проходит такое широкое обсуждение, но с другой стороны - после каждой такой дискуссии конструкторы тракторных заводов должны были в корректной форме давать вразумительные ответы на все мыслимые и немыслимые предложения. Часто предложения, особенно производственников нетехнического профиля, были некомпетентными. Так вот и в случае с передним приводом. Простым перенесением заднего моста с коробкой передач вперед существенно улучшить «развесовку» по опорным каткам не удастся без конструктивных изменений ходовой системы, так как и так у серийного трелевочного трактора при холостом ходе по волоку наблюдается галопирование или «клевание носом». Кроме того, при переднем приводе гусеницы, за исключением лишь передних наклонных ветвей, будут подвержены напряжениям растяжения, что приведет к их повышенному износу. Имеются и другие недостатки такого решения.
Опытный образец трелевочного трактора с передним расположением ведущего моста был создан Гипролесмашем в 1963 году, но этим все и закончилось, так как такое решение не дало заметного улучшения параметров машины.
В конечном итоге дискуссия дискуссией, а решение было принято о выпуске обеих машин.
Несколько позже, отмечено, что трелевочные тракторы Алтайского тракторного завода ТТ-4 и ТДТ-75 более эффективны в крупномерных насаждениях с объемом хлыста 0,4-0,5 м3 и выше. Трелевочные же тракторы Онежского тракторного завода ТДТ-55 и ТДТ-40М более эффективны в насаждениях с относительно небольшими средними объемами хлыста до - 0,4-0,5 м3. Тракторы ОТЗ значительно легче и отличаются лучшей маневренностью, что позволяет при небольших объемах хлыста затрачивать меньше времени, чем тракторы ТТ-4 и ТДТ-75, на чо-керовку и сбор пачки хлыстов. Тракторы ТДТ-75 и ТТ-4 вследствие большей мощности при работе в крупномерных насаждениях имеют преимущество в рейсовой нагрузке.
Авторы делают вывод о целесообразности использования тракторов ОТЗ в районах Европейской части и частично в Свердловской (Екатеринбургской) области. Зона целесообразного применения трелевочных тракторов АТЗ - это в основном районы Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, и частично, Свердловской области.
Таким образом, авторы определяют зональную целесообразность использования новых трелевочных тракторов АТЗ и ОТЗ.
Спор в отношении целесообразности выпуска трелевочного трактора ТДТ-55 продолжался вплоть до наших дней, особенно он обострился в период широкого внедрения многооперационной техники, когда трелевочный трактор стал служить для них базой. Так, в статье начальник технического управления Минлеспрома СССР Барановский В. А. (1977 г.) пишет: «...Практической базой для наших агрегатных машин сегодня служат тракторы ТТ-4 и ТДТ-55. Такая устаревшая тракторная база серьезно сдерживает мысль конструкторов, часто приводит к тому, что в новых лесных машинах не полностью используются возможности достижений современной науки и техники. Это особенно относится к трактору ТДТ-55, который отличается низкой энергонасыщенностью и незначительными габаритными размерами. Из-за этого, например, созданную на его основе машину ЛП-2 приходится перед валкой каждого дерева устанавливать на аутригеры, что недопустимо для условий работы в лесу». И далее, «... в качестве гусеничного шасси для перспективных базовых машин можно принять трактор ТТ-4 с учетом его модернизации и совершенствования.
...Следовательно, отрасли не нужны будут гусеничные машины ТДТ-55».
Вот такие суждения.
Здесь, конечно, возникают вопросы и к разработчикам ВПМ ЛП-2 и к автору статьи.
Ну, во-первых, если мощность и габаритные размеры трелевочного трактора ТДТ-55 не соответствовали параметрам ВПМ ЛП-2, зачем нужно было принимать в качестве базы для нее ТДТ-55?
Во-вторых, ни в Минлеспроме СССР, ни в головном институте ЦНИИМЭ не было полной ясности в этот период, по вопросу какими же будут перспективные многооперационные машины и в каком количестве они нужны отрасли, что в дальнейшие годы и подтвердилось. К 1988 году в отрасли эксплуатировалось примерно 42000 единиц лесозаготовительной техники. Из них многооперационные машины (ВТМ и ВПМ) составляли около 8 %, а основная масса - это трелевочные тракторы ТДТ-55 и ТТ-4. Таким образом, при определении перспектив развития механизации лесозаготовок отрасли необходим научно-обоснованный подход, а не умозаключения отдельных работников.
Помимо трелевочных тракторов ТДТ-40 (кл. 2 т. с.) и ТДТ-55 (кл. 3 т. с.) ОТЗ на их базе выпускал для лесной промышленности целое семейство, куда входили: трактор Т-402, предназначенный не только для трелевки леса, но и для сплавных, транспортных и других работ, лесохозяйственный трактор Т-47 (кл. 2 т. с.); трелевочный трактор Т-49 (кл. 3 т. с.), оборудованный передней навесной системой; лесохозяйственный трактор Т-47А (на базе T-49), предназначенный для транспортировки различных грузов по бездорожью, механизации вспомогательных и подготовительных работ на лесозаготовках. В отличие от трактора Т-49 он был оборудован передним и задним механизмами для навешивания орудий, валами отбора мощности, металлическим кузовом и гидросистемой раздельно-агрегатного типа; лесохозяйственный ЛХТ-55 и лесопожарный ТЛП-55; плавающие тракторы П-49, ТП-90 и ЛС-120 и т. д. В дальнейшем, заводом на базе ТДТ-55А (трактор ТДТ-55А начал выпускаться с середины 1974 г.) были подготовлены к серийному выпуску такие машины, как трелевочный трактор ТДТ-55А-13 с уширенными гусеницами, получивший название «болотоходный», сортиментовоз ТБ-1-16 и др.