Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Создание трелевочного трактора

14.09.2014

Послевоенный период развития лесозаготовок характеризуется переходом лесозаготовительной промышленности из отсталой в высокоразвитую индустриальную отрасль. На смену ручной пиле на валке и раскряжевке приходят электро- и бензиномоторные пилы, на вывозке лошадь заменяется трактором или лебедкой.
В 1943 году по заданию правительства группа научных сотрудников ЦНИИМЭ приступила к разработке нового массового инструмента для валки и раскряжевки леса - электромеханической пилы. Перед конструкторами стояла сложная задача - создать легкий, мощный и надежный в работе механизм. К этому времени все отечественные и зарубежные пилы имели большую массу - 24-48 кг.
Созданная электропила получила название ВАКОПП (1946 г.) по первым буквам фамилий ее авторов: Г. А. Вильке, Н. В. Александрова, В. В. Куосмана, А. И. Осипова, П. П. Пациоры и А. К. Плюснина.
Новая двуручная пила имела массу 18 кг с двигателем мощностью 1,3 кВт и обслуживалась двумя рабочими. Промышленное производство ВАКОПП было начато одновременно на нескольких заводах.
В дальнейшем коллективом ЦНИИМЭ была создана новая пила, получившая название К-5 (1949 г.), обслуживаемая одним человеком. Пила К-5 была вдвое производительнее пилы ВАКОПП и в два раза легче ее.
За разработку и внедрение отечественных электропил в 1949 году авторам В. В. Куосману, А. И. Осипову, А. К. Морееву, П. П. Пациоре, К. И. Вороницыну, Н. Ф. Харламову, Н. Н. Кривцову и А. П. Готчиеву была присуждена Сталинская премия II степени.
Создание трелевочного трактора

Электропилы безраздельно господствовали в лесу вплоть до полного перехода отрасли на новую технологию, связанную с вывозкой древесины в хлыстах (1949-1954 гг.). когда на смену им пришли вновь бензиномоторные пилы. В 1954 году на серийное производство была поставлена мотопила «Дружба» мощностью 3 л. с. (2,2 кВт) и массой 11 кг. Несколько позже, в 1958 году, на Всемирной выставке в Брюсселе она была удостоена приза Гран-при (большой золотой медали). Область применения электропил ограничилась нижними складами. В табл. 2.1 приведены краткие технические характеристики отечественных бензиномоторных пил, а на рис. 2.1. пила МП-5 «Урал Электрон». Для трелевки на заболоченных лесосеках в 1947 году ЦПКБ Минлеспрома разработал трехбарабанную лебедку ТЛ-3, которая впоследствии стала прототипом лебедок TЛ-4, ТЛ-5 и др. К 1955 году на лесозаготовительных предприятиях было более 5000 лебедок ТЛ-3. Начиная с 1956 года, их постепенно заменили на более производительные агрегатные лебедки ТЛ-4 и ТЛ-5.
Создание трелевочного трактора

Транспортировка древесины осуществлялась санными тракторными поездами, паровозами, мотовозами и автомобилями. К 1958 году техническая вооруженность достигала свыше пяти лошадиных сил на рабочего, тогда как в довоенном 1940 году она едва достигала одной лошадиной силы. Вначале, как уже отмечалось выше, на трелевке деревьев или сортиментов применялись тракторы сельскохозяйственные или общего назначения, оснащенные лебедками и стальными канатами (канатно-чокерным оборудованием). Груз - пачка сортиментов или деревьев перемещался волоком, что вследствие большого Сопротивления волочению снижало рейсовую нагрузку и быстро разрушало волок (дорогу). В то же время следует отметить, что применение в качестве тракторной тяги санного поезда, движущегося по ледяной дороге, позволяло транспортировать огромный груз в сортиментах от 600 до 1000 м3 или 200-210 м3 комбинированного груза (хлыстов и сортиментов). С целью устранения недостатков, присущих использованию сельскохозяйственных и общего назначения тракторов на лесозаготовках в период 1945-1948 гг. в бывш. СССР и за рубежом, были развернуты работы по изысканию принципиально нового варианта компоновки трактора, специально предназначенного для работы в лесу. В основу была положена идея — снизить сопротивление волочению пачки хлыстов или деревьев путем частичного ее расположения на машине. Первый вариант трелевочного трактора на базе сельскохозяйственного трактора АТЗ-НАТИ был разработан в 1945 году Центральным конструкторским бюро Министерства лесной промышленности. Для сбора хлыстов или деревьев на тракторе, сзади, монтировалась однобарабанная лебедка. Дорожный просвет был увеличен до 500 мм. Технологическое использование этого трактора предусматривало трелевку волоком или на арочных прицепах.
Второй вариант трелевочного трактора был разработан в 1946 году сектором трелевки Центрального научно-исследовательского института механизации и электрификации лесной промышленности. В качестве базового трактора предусматривалось использовать сельскохозяйственные К-8 и КД-35 с установкой на них арок для трелевки хлыстов в полуподвешенном состоянии. Испытания этих машин в производственных условиях выявили ряд недостатков, в основном, связанных с неприспособленностью ходовой системы к лесным условиям эксплуатации, а также большой неравномерностью загрузки катков и плохой устойчивостью.
В 1946 году в ЛTA им. С. М. Кирова коллективом кафедры тяговых машин под руководством С. Ф. Орлова были начаты работы по созданию специального лесопромышленного трелевочного трактора. Основным назначением машины должна была стать трелевка деревьев или хлыстов за комли или вершины. На рис. 2.2 показан прототип опытного образца трелевочного трактора конструкции ЛTA, изготовленный в конце 1946 года. Какие же принципиальные новшества были заложены в конструкцию? Во-первых, удачной оказалась ходовая система с катками большого диаметра и балансирной подвеской, что позволяло значительно увеличивать дорожный просвет и удалять (приподнимать) подшипниковые узлы катков от поверхности грунта.
Создание трелевочного трактора

Последнее является немаловажным фактором для повышения долговечности подшипниковых узлов вследствие более благоприятных условий работы. Во-вторых, увеличенные по сравнению с сельскохозяйственными и общего назначения тракторами передний и задний углы наклона ветвей гусеницы, позволяют обеспечить хорошее преодоление различных препятствий на лесосеке. Балансирная подвеска обеспечивает контакт гусеницы при преодолении различных препятствий.
В третьих, освобождение места для установки погрузочного устройства (лебедки) и расположения части пачки деревьев или хлыстов на машине вынудило конструкторов разместить кабину в передней части, над двигателем, что максимально сократило «мертвую зону» (непросматриваемую часть дороги или волока) перед машиной и облегчило управление трактором в сложных условиях лесосеки. Однако такое размещение кабины неудачно из-за повышенной вибронезащищенности тракториста и, как увидим впоследствии, при создании гусеничных трелевочных тракторов, конкурирующих по скорости передвижения с колесными, вызвало необходимость смещения кабины к середине задней части рамы (машины фирмы FMC).
Несмотря на данный недостаток, такая компоновка трелевочного трактора практически не претерпела изменений до наших дней. Это говорит об удачном конструктивном решении компоновки первого трелевочного трактора.
Прототип трелевочного трактора прошел комплексные тяговые и эксплуатационные испытания и по их результатам был рекомендован конструкторскому бюро ленинградского Кировского завода приступить к разработке эскизного проекта уже серийного трелевочного трактора. В дальнейшем разработка документации, изготовление и испытание трелевочного трактора осуществлялись в творческом содружестве с одной стороны — Кировским заводом, а с другой — ЛTA и ЦНИИМЭ.
В начале 1947 года в JITA был создан опытный образец трелевочного трактора с газогенераторной установкой и шестицилиндровым карбюраторным двигателем ЗИС-21А мощностью 25,7 кВт (35 л. с.). На рис. 2.3 показан опытный образец трелевочного трактора в процессе испытаний.
Карбюраторный автомобильный двигатель рассматривался как промежуточный вариант до создания более пригодного специального двигателя.
Вот как об этом вспоминает С. Ф. Орлов:
28 марта 1947 года на территории ЛTA экспериментальный трелевочный трактор (рис. 2.4) был продемонстрирован конструкторскому коллективу Кировского завода во главе с главным конструктором завода Героем социалистического труда лауреатом Сталинской премии профессором Котиным Ж. Я. После осмотра, трактор самоходом был направлен на Кировский завод. В апреле месяце состоялось решение Совета Министров СССР «Об изготовлении опытных образцов и организации производства трелевочных тракторов на Кировском заводе в г. Ленинграде».
Создание трелевочного трактора

Следует отметить, что первые работоспособные генераторные установки Д-6 для автомобиля Газ-АА, Д-7 для трактора «Коммунар-50» и Д-8 для тракторов Челябинского завода и автомобиля ЗИС-5 создал в 1927 году научный сотрудник ЦНИИМЭ С. И. Декаленков. До этого газогенераторные установки в России не имели широкого применения.
Началом газогенераторостроения в России считается 1921 год, когда В. С. Наумов создал первую советскую автомобильную газогенераторную установку У-1 для угольного топлива. В дальнейшем к созданию газогенераторных установок подключились BAMM (Военная академия механизации и моторизации Красной армии), ЦНИИМЭ, HATИ (Научно-исследовательский автотракторный институт), ВИСХОМ (Всесоюзный научно-исследовательский институт сельскохозяйственного машиностроения им. В. П. Горячкина), ЛТА и другие организации.
Создание трелевочного трактора

В 1931 году был объявлен Всесоюзный конкурс на тракторную газогенераторную установку. Победителем стал газогенератор конструкции инженера С. И. Декаленкова («Пионер-7»), который был создан для трактора «Коммунар». Все установки С. И. Декаленкова работали на древесных чурках.
Однако до 1935 г. газогенераторные установки выпускались лишь единицами.
Перелом в развитии газогенераторостроения в Советском Союзе наметился лишь после постановления ЦК ВКП(б) и CHK СССР от 19 января 1935 г. «О недостатках в работе Народного комиссариата лесной промышленности в области лесозаготовок и лесосплава и о мерах к ее улучшению».
В этом постановлении был признан необходимым скорейший перевод тракторов и автомобилей, работающих на лесных работах, с жидкого топлива на древесное, для чего Наркомтяжпрому было поручено оборудовать тракторы ЧТЗ и грузовые автомобили, отпускаемые Наркомлесу, газогенераторными установками, организовав в соответствии с этим с I квартала 1935 г. производство газогенераторов и деталей, необходимых для переоборудования двигателей.
Постановление Совета народных комиссаров Союза CCP от 28 февраля 1938 г. «О производстве газогенераторных автомобилей, тракторов и других видов транспортных машин» дает неудовлетворительную оценку производству и внедрению газогенераторных машин в народное хозяйство, а также обязывает Наркоммаш изготовить в 1938 г. - 4500, в 1939 - 25 000 и в 1940 г. - 55 ООО газогенераторных тракторов и автомобилей.
В постановлении от 15 ноября 1938 г. «Об улучшении работы лесозаготовительной промышленности СССР» Совнарком Союза CCP и ЦК ВКП(б ) признали важнейшей задачей в области механизации промышленности перевести в течении 1939 г. полностью на древесное топливо по Наркомлесу СССР 2300 тракторов ЧТЗ-60 и 1000 автомашин ЗИС, по Главлестяжпрому - 200 тракторов и 400 автомашин, по ЦОЛЕС НКПС - 420 тракторов и 400 автомашин.
То же постановление обязало лесозаготовительные предприятия организовать на всех газогенераторных базах топливнозаготовительные пункты для заготовки древесного топлива в летний период и обеспечить к 1 сентября 1939 г. не менее, чем десятимесячные запасы топлива естественной сушки, а также построить сушилки простейшего типа.
Наркоммашу было предложено не позднее 1 марта 1939 г. изготовить и испытать совместно с Наркомлесом СССР тракторный газогенератор, работающий на древесном угле.
Насколько актуальным для хозяйства страны было создание газогенераторных установок говорит тот факт, что еще в 1956 году на лесозаготовках эксплуатировалось свыше 20 тысяч тракторов KT-12, работающих на газогаенераторах.
Опытный образец трелевочного трактора прошел широкомасштабные лабораторные и производственные испытания в ряде лесхозов Ленинградской области. Ho результатам испытаний опытного образца ЛТА были внесены изменения в компоновку первых опытных тракторов Кировского завода KT-12.
Широкое привлечение к конструированию трелевочного трактора наиболее результативных заводских конструкторов, в том числе танковых специалистов, позволило провести всю работу по созданию машины быстро и на хорошем техническом уровне.
Вот как вспоминают ветераны Кировского завода об этой работе.
...На Кировском заводе в книге регистрации объектов проект был зарегистрирован под индексом KT-12 с датой - апрель 1947 года. Приказ министра транспортного машиностроения
В. А. Малышева, поручившего главному конструктору Ж. Я. Котину изготовить рабочий проект и опытные образцы трелевочного трактора в III квартале 1947 года, был издан 5 марта 1947 года. 8 августа 1947 года вышло постановление Совета Министров СССР, предусматривающее широкую механизацию лесодобывающей промышленности, в котором содержалось задание Кировскому заводу в Ленинграде не только создать трелевочный трактор, но и организовать его серийное производство. По этому заданию, трактор должен был иметь газогенераторную установку, работающую на древесных чурках. Рекомендовалось применить двигатель и газогенераторную установку от серийного газогенераторного автомобиля ЗИС-21. Это требование вызывалось трудностями обеспечения отдаленных лесосек жидким, дефицитным в то время, топливом. Первые десять машин KT-12 были собраны к ноябрю 1947 года (опытная партия). Пять тракторов по старой краснопутиловской традиции прошли в праздничной колонне Кировского завода по Дворцовой площади во время демонстрации 7 ноября 1947 года.
Решением Государственной комиссии в апреле 1948 года трелевочный трактор KT-12 был рекомендован к серийному выпуску. Серийный выпуск начался в январе 1949 года. Таким образом, создан трактор был в необычно короткое время. На рис. 2.5, 2.6 изображен трелевочный трактор KT-12, а в табл. 2.2 приведена краткая его техническая характеристика.
Как же была встречена новая машина лесозаготовителями страны?
Создание трелевочного трактора

Создание трелевочного трактора

В обзоре - по страницам республиканских и областных газет «Первый опыт трелевки трактором КТ-12» читаем:
...В текущем осенне-зимнем сезоне на лесозаготовительные предприятия Карело-Финской, Архангельской области, Коми и других республик и областей впервые поступили трелевочные тракторы КТ-12, изготовленные Кировским заводом. Работники лесозаготовительных трестов и леспромхозов единодушно дают высокую оценку этой новой машине, сконструированной применительно к специальным требованиям лесной промышленности.
Создание трелевочного трактора

«Преимущества этого трактора перед другими тракторами и лебедками, применяющимися на трелевке леса, заключаются в его высокой проходимости и большом радиусе действия, что позволяет перемещать древесину по заболоченной и резко пересеченной местности на больших расстояниях. Высокая проходимость и наличие газогенераторной установки для работы на местном древесном топливе - это важные свойства трактора КТ-12, отвечающие условиям работы на лесозаготовках в нашей республике», - пишет в газете «Ленинское знамя» (г. Петрозаводск, Карело-финская ССР) главный инженер треста Южкареллес А. Котельников.
...Первая партия тракторов КТ-12 поступила в леса Европейского Севера, в Коми, в сентябре 1948 года. Часть тракторов была направлена самоходом в Койгородский и Кажимский леспромхозы треста Комилес. «Уже этот переход в 230 километров показал высокие технические качества новых машин. В первые же дни работы в лесоучастках Койгородка трелевочные тракторы показали большое преимущество перед применявшимися ранее тракторами», - заявляет начальник отдела треста Комилес А. Тюрнин в сыктывкарской газете «За новый Север».
Тракторист Волков поделился с участниками совещания первым опытом работы на КТ-12. Вот выдержка из его выступления, напечатанного в архангельской газете «Правда Севера». «,..Благодаря хорошей проходимости этих машин мы смогли организовать механизированную подвозку в летних условиях. Несмотря на неблагоприятное состояние грунта, мне удалось достигнуть выработки в 40-45 м3 на машино-смену».
В своей статье И. В. Грачев «Стахановцы Комипермлеса на трелевке тракторами КТ-12» пишет: «...Стахановцы Верхне-Косинского лесоучастка с первых дней подвозки леса тракторами КТ-12 достигли производительности 70-80 м3 в смену при расстоянии подвозки 700 м».
Восторженные отзывы лесозаготовителей о новом тракторе можно было бы продолжать и далее, но и этого достаточно, чтобы подвести главный итог - лесная отрасль наконец-то получила от тракторной промышленности страны свой специально сконструированный с учетом тяжелых условий эксплуатации трелевочный трактор. Основные параметры (масса, габариты, скорость движения, тяговые свойства и др.) трелевочного трактора были определены в результате исследовательских и экспериментальных работ, проводимых Центральным конструкторским бюро, ЦНИИМЭ и Ленинградской лесотехнической академией. Важно то, что это публично было признано конструкторами - лауреатами Сталинской премии за создание трактора KT-12 Кировского завода Л. Е. Сычевым и Н. В. Куриным.
Наверное, со мной согласятся многие научные работники вузов, которые создавали или участвовали в создании и испытаниях макетных или опытных образцов новых машин, что когда дело доходило до завершающей стадии, то есть серийного выпуска, как неохотно НИИ или заводы-изготовители делили соавторство с представителями вузов. Насколько известно автору данной работы, были трудности с включением в список на Государственную (Сталинскую) премию и у С. Ф. Орлова, хотя его заслуга в этом была неоспорима.
Учитывая большой вклад в создание первого в мире трелевочного трактора Кировского завода, остановимся на краткой исторической справке о рождении этого завода.
Датой рождения завода считается 1789 год, когда на острове Котлин в Кронштадской крепости был построен казенный чугуно-литейный завод. В эти годы Россия воевала со Швецией. Российский флот нуждался в снарядах для своей артиллерии. Привозить снаряды с Александровского литейного завода, находящегося в г. Петрозаводске, было не выгодно, так как по тем временам на это уходило много времени. В то же время, в самом Кронштадте скопилось огромное количество чугуного лома и устаревших пушек - сырья, необходимого для производства снарядов. Первыми рабочими завода были специалисты, присланные из г. Петрозаводска с Александровского завода. Как видим, тесные связи двух заводов - Кировского и Онежского тракторного - установились еще на стадии строительства Кировского завода и продолжались вплоть до наших дней. Строителем завода был известный в то время в Европе шотландец Чарльз Гаскойн - большой знаток литейного производства. Кронштадт был местом расположения завода двенадцать лет. В 1801 году вследствие угрозы войны с Англией, имевшей мощный флот, правительство России было вынуждено перенести завод в Санкт-Петербург. Его перенесли за Нарвскую заставу, где он находится и по настоящее время. До 1917 года завод носил название Путиловский, по имени его владельца Н. И. Путилова, купившего в 1868 году в долг у казны Огаревский завод.
Николай Иванович Путилов (1820-1880 гг.) был отставным чиновником морского министерства, инженером и математиком, вышедшим из мелкопоместных дворян.
После революции завод был переименован: вначале - в «Красный Путиловец», а в 1934 году - в Кировский завод. В послереволюционные годы завод более знаменит как изготовитель бронетанковой техники. В его КБ и цехах были созданы лучшие в мире образцы танков и самоходных артиллеристских установок, внесших огромный вклад в победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Первые тракторы «Красный Путиловец» начал выпускать в 1923 году. Это были колесные машины «Фордзон-путиловец».
В 1934 году завод освоил серийный выпуск пропашных тракторов «Универсал-1» и «Универсал-2».
Доработка и модернизация серийно выпускаемого трелевочного трактора КТ-12 происходила вплоть до 1956 года. Доработка шла в направлении улучшения компоновки машины с целью достижения более равномерной загрузки элементов ходовой системы и повышения устойчивости. Модернизации были подвергнуты силовая установка и рама. Вместо двигателя ЗИС-21А был установлен газовый двигатель ГД-30, длина рамы трактора была увеличена, а двигатель с коробкой передач, лебедка, газогенераторная установка и щит были передвинуты по раме вперед*. Такие конструктивные изменения существенно улучшили тяговоэксплуатационные характеристики трелевочного трактора.
Несколько слов о топливе. В ЦНИИМЭ, ЛТА и других организациях проводились поисковые работы по использованию в качестве топлива для газогенераторных машин свежесрубленных полуметровых дров и чурок. В результате исследований, в 1949-1955 гг. были разработаны и внедрены новые типы газогенераторных установок ЦНИИМЭ-17 для тракторов KT-12 (авторы Н. П. Бобков, Ю. В. Михайловский, А. Н. Рыжков и Б. С. Цветков).
Особенностью дровяных газогенераторов ЦНИИМЭ было то, что подсушка швырковых дров в них производилась путем подачи воздуха под избыточным давлением в зону горения. Наддув воздуха использовался для процесса газификации. При этом происходило увеличение высоты зоны горения дров и удаление из них избыточной влаги, которая в виде паров вытеснялась в атмосферу. Удельный расход сырых швырковых дров в среднем составлял 2-2,5 кг/л. с.*ч. Трелевочный трактор КТ-12 потреблял за 8-часовую рабочую смену 1 скл. м3 сырых дров влажностью до 50 %, а трелевочный трактор КТ-12, работавший на сухих древесных чурках - 0,7 скл. м3. В табл. 2.3 по данным, приведены результаты сравнительных испытаний в производственных условиях трелевочных тракторов KT-12 и модернизированного трактора с удлиненной рамой и двигателем ГД-30.
Из приведенных данных испытаний видно, что внесенные изменения в конструкцию серийного трелевочного трактора существенно улучшили его показатели. Перечисленные выше конструктивные изменения были внесены в рабочую документацию серийно выпускаемого трактора КТ-12. В период 1949-1951 гг. Кировским заводом совместно с Минским тракторным заводом был разработан вариант с дизельным двигателем, но в серийное производство он так же, как и КТ-14 не пошел.
Создание трелевочного трактора

2 июня 1948 года «За создание нового трактора для трелевки леса» конструкторы ленинградского Кировского завода: Ж. Я. Котин (гл. конструктор), Л. Е. Сычев, Н. В. Курин, Ф. А. Маришкин, В. А. Каргаполов, а также представители ЛТА - С. Ф. Орлов и Гипролесмаша - А. В. Фролов были удостоены высоких званий лауреатов Сталинской премии.
История создания первого в мире трелевочного трактора была бы неполной без кратких биографических сведений о его главных разработчиках - Ж. Я. Котина и С. Ф. Орлова.
Жозеф Яковлевич Котин пришел на Кировский завод в 1937 году, будучи военным инженером 2-го ранга. Сын вальцовщика, он в юности работал слесарем на Украине, учился на рабфаке. Затем по набору был принят в Московскую бронетанковую академию и окончил ее в 1931 году. По окончании вуза продолжал совершенствовать свои знания в области конструирования боевых машин, работая в проектном бюро при академии.
На Кировский завод Ж. Я. Котин пришел уже опытным конструктором, полным творческих сил и энергии. К началу работ по созданию трелевочного трактора Ж. Я. Котин был генерал-лейтенантом, профессором, доктором технических наук, Героем Социалистического труда (1941 г), лауреатом многочисленных государственных премий России за разработку и создание бронетанковой техники (1941, 1943 и 1946 гг.). Главный конструктор Кировского завода, только что вернувшись в Ленинград из Челябинска, где в эвакуации находился в годы войны вместе с Кировским заводом, с ходу включился в работу по созданию трелевочного трактора. В том, что трелевочный трактор KT-12 был разработан и поставлен на серийный выпуск в рекордно короткое время, огромная заслуга главного конструктора Кировского завода Ж. Я. Котина.
Сергей Федорович Орлов (1910-1979 гг.) окончил в 1931 году механико-технологический факультет Ленинградской лесотехнической академии. По направлению два года работал в Лисинском учебно-опытном лесхозе в должности препаратора сектора механизации научно-исследователького института леса. В 1933 году С. Ф. Орлов был назначен заведующим лабораторией кафедры тяговых машин ЛТА, а в 1941 году избран заведующим кафедрой. В качестве заведующего кафедрой тяговых машин С. Ф. Орлов работал вплоть до 1961 года. В этот период С. Ф. Орлов организовал в ЛТА лесомеханический факультет и стал первым его деканом.
Создание трелевочного трактора

В 1958 году С. Ф. Орлов назначается проректором института по научной работе. В этой должности он работает в течении восьми лет.
В 1961 году в ЛТА профессор, доктор технических наук С. Ф. Орлов организовал первую в бывш. СССР среди лесотехнических вузов кафедру проектирования специальных лесных машин (ПСЛМ) и лабораторию по проблемам механизации лесозаготовок, которой заведовал и руководил до своей кончины (1979 г.).
В предвоенные годы С. Ф. Орлов организовал в ЛТА исследования транспортных газогенераторных установок, которые нашли применение в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.
Внедрение в лесную промышленность и лесное хозяйство трелевочных тракторов KT-12 и их модификаций дали народному хозяйству страны большой экономический эффект.
В знак признательности лесозаготовителей к трактору КТ-12, недалеко от железнодорожной станции «Урдома» Архангельской области, эта машина воздвигнута на постамент.
В последующие годы С. Ф. Орлов непрерывно работает над созданием перспективных агрегатных лесосечных и лесотранспортных машин для лесозаготовок и лесного хозяйства. Значителен вклад С. Ф. Орлова и в области разработки и создания колесных лесохозяйственных и лесопромышленных тракторов, о которых пойдет речь далее. Ряд учебников и, в частности, монография «Теория и применение агрегатных машин на лесозаготовках» не потеряли своей актуальности до настоящего времени. В 1974 году С. Ф. Орлову было присвоено почетное звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР (Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 11.09.1974 г.). За успехи в труде С. Ф. Орлов был награжден орденами «Трудового Красного Знамени», «Знак почета» и многочисленными медалями. Им опубликовано свыше 150 научных работ и получено 104 авторских свидетельств на изобретения.
С выпуском трелевочного трактора KT-12 началась новая эпоха в области механизации лесозаготовительной отрасли, и отраден тот факт, что у ее истоков стояли представители Ленинградской лесотехнической академии. Трелевочный трактор позволил решить не только проблему трелевки хлыстов или деревьев к погрузочному пункту (площадке), но и проблему так называемой крупнопакетной погрузки хлыстов на автотранспорт, что исключило на этой операции потребность в специальных погрузчиках (кранах) или стационарных лебедках. Нашел широкое применение трелевочный трактор и на лесохозяйственных работах, выполняя целую гамму работ, связанных с агрегатированием различных почвообрабатывающих машин и орудий, машин и аппаратов для ухода и борьбы с вредителями и болезнями леса, противопожарной техники и т. д.
Применение трактора KT-12 и лебедок для трелевки леса ТЛ-3 (их серийный выпуск был начат в 1947 году) повысило уровень механизации трелевки с 5,6 в 1940 до 29 % в 1950 году.
Вот как вспоминает об этом времени бывший директор Онежского тракторного завода Б. Н. Одлис, проработавший на заводе около 50 лет.
...Трактор КТ-12 был создан по приказу И. В. Сталина в конструкторском бюро танков на Кировском заводе при сотрудничестве кафедры тяговых машин Ленинградской лесотехнической академии. Это был первый в мире трактор, спроектированный специально для нужд лесозаготовок. На тракторе была смонтирована газогенераторная колонка, давшая возможность использовать в качестве тракторного топлива березовую чурку.
Научные работники кафедры ЛТА во главе с профессором С. Ф. Орловым и танковые конструкторы Ж. Я. Котина были награждены за эту разработку Сталинской премией.
...Тракторы КТ-12 должны были стать тяговой силой, которая должна была обеспечить увеличение лесозаготовок по сравнению с довоенными объемами в несколько раз.
Интересны темпы выпуска трактора КТ-12. Если в 1947 году было изготовлено всего 12, то в 1948 - уже 701, в 1949-4000, в 1950-6015. За период 1949-1951 гг. Кировским заводом было выпущено 12728 тракторов КТ-12.