Организация работ по возведению набрызгбетонной крепи » Ремонт Строительство Интерьер

Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Организация работ по возведению набрызгбетонной крепи

05.12.2020

Одним из основных вопросов технологии ведения работ по креплению горных выработок набрызгбетоном является выбор места приготовления сухой бетонной смеси. Сухую смесь можно приготовлять на централизованном бетонном узле и на месте производства работ. В первом случае на поверхности рудника или в подъёмных условиях строится стационарный бетонный узел, оборудованный устройствами для выгрузки и загрузки материалов, просушки заполнителей, дозирующими и смесительными установками, аккумулирующими бункерами с питателями или люками.

Централизованный бетонный узел может быть также, расположен на находящемся поблизости от рудника бетонном заводе.

При приготовлении смеси бетона на месте производства работ комплекс машин для набрызгбетонирования необходимо оснастить устройствами для доставки, перегрузки, дозирования, смешивания компонентов смеси и загрузки ею бетономашины.

Способ приготовления сухой бетонной смеси на централизованном бетонном узле с помощью стационарного оборудования имеет следующие достоинства: снижаются трудоемкость работ, эксплуатационные затраты и повышается производительность труда; максимально используются серийные машины для приготовления смеси; улучшается качество дозирования и смешивания компонентов бетона; упрощается состав оборудования для набрызга бетона на участке ведения работ.

Недостатки способа; большие капитальные затраты на строительство бетонного узла; необходимость сушки заполнителя для смеси до влажности 2—4%; снижение качества бетонной смеси за время ее доставки к месту работ в шахте; неэкономичность при малых объёмах крепления. Способ приготовления сухой бетонной смеси на участке ведения работ в шахте с помощью комплекса машин имеет следующие достоинства: укладывается свежая смесь; оперативно корректируется состав смеси при изменении условий работ; приготовление смеси не зависит от работы подземного транспорта; возможность работы на заполнителе влажностью до 6—8%. Недостатки этого способа; наличие в выработке смесительно-дозирующего оборудования, а при его отсутствии выполнение этих работ вручную; большие затраты физического труда и времени при приготовлении смеси, для каждой машины; неэкономичность при. больших объемах крепления.

Некоторые из поверхностных бетоноузлов, применяемых на рудниках, приведены на. рис. 58. Подготовительный склад материалов набрызгбетона. Никитовского рудника (рис. 58, а) включает поддон для сушки 1, по которому распределяют, заполнитель слоем 300—400 мм. В нижней части поддона расположены трубчатые регистры, обогреваемые паром. Площадь поддона 38 м2. Вместимость склада 13 м3. Время сушки составляет 4—5 ч. После сушки песок всасывается через насадку 2 вакуум-насосом 6 РМК-3 и транспортируется по трубам в циклон-осадитель 3. В циклоне крупная фракция песка осаждается и поступает в бункер 5.
Организация работ по возведению набрызгбетонной крепи

Мелкая часть песка осаждается в рукавном фильтре 4 с импульсным встряхиванием и попадает в другой бункер. Из бункера с помощью дискового затвора песок выгружают в вагонетку 7, которую доставляют на место работы. Привозимый для работ цемент разгружается в специальный бункер 8, дозатор которого расположен выше вагонетки для доставки цемента 9.

Склад обслуживается одним рабочим. На шахте «Северопесчанская» п/о Уралруда загрузку машин НБП-1 производили на поверхностном узле (рис. 58,б). Автосамосвал 10, кузов которого был оборудован специальным направляющим лотком 11, загружался на стационарном бетоноузле сухой смесью бетона. Загрузка машины 8 производилась непосредственно из кузова самосвала через течку 9 и сетку 12.

Организация работ при креплении наклонного ствола шахты им. Артема в Кривбассе представлена на рис. 58, в. Бетонная смесь, приготовленная на заводе, доставлялась к стволу автосамосвалами, где выгружалась в скип 14, установленный на копре 13, и затем в бункер 15. В днище бункера, расположенного над машиной БМ-60, был встроен вибропитатель 16 с контрольным ситом 17. Из машины 18 сухая смесь подавалась по трубам 19 диаметром 108 мм, на расстояние до 2800 м. В 5—6 м от сопла был установлен узел затворения 20. Далее смесь по гибкому шлангу 22 подавалась к соплу 24, установленному на пневмоподдержке 23. Расход сжатого воздуха составил 14 м3/мин, на укладку 1 м3 сухой бетонной смеси затрачивалось 28 мин. Бригада сост6яла. Из трех человек, из них один, обслуживал поверхностный. бетонный узел. Между бетоноузлом и забоем была установлена двусторонняя связь 21.

На ряде грудников механизирована разгрузка и погрузка цемента, который выгружают под действием сжатого воздуха в специальные ёмкости. При доставке цемента в шахту под емкости ставят вагонетки, которые загружают через течки с шиберными затворами. Такие устройства работают на рудниках п/о Ачполиметалл, Лениногорского полиметаллического комбината, Дегтярском руднике и др. Специальные загрузочные пункты для машин типа ПБМ-1 сооружены на шахтах «Саксагань» и им. Коминтерна д Кривом Роге. Нашей промышленностью выпускаются автоматизированные бетоносмесительные установки для приготовления бетонных смесей, которые могут быть использованы на горнодобывающих предприятиях.

Автоматизация бетоносмесительная установка непрерывного действия С-780 производительностью 30 м3/ч состоит из склада цемента, трех расходных бункеров для заполнителей, одного бункера для цемента, трех весовых дозаторов непрерывного действия для заполнителей, наклонного конвейера, весового дозатора для цемента и пульта управления. Масса основного оборудования составляет 29,5 т.

Технологическое оборудование автоматизированной установки С-984 предназначено для дозирования компонентов, приготовления и выдачи сухой бетонной смеси в самосвал. В комплект входят: дозировочное отделение с электрооборудованием, установка расходного бункера, загрузочно-смесительное отделение со смесителем С-951, станция обслуживания, пульт управления, склад цемента С-753. Производительность оборудования 30 м3/ч, мощность электродвигателей 52 кВт, оптовая цена 20,5 тыс. руб.

Автоматизированная установка С-934 для выдачи дозированных компонентов бетонной смеси состоит из ленточного конвейера, загрузочно-смесительного отделения, системы подачи воды, дозировочного отделения II расходного бункера цемента. Вместимость расходного бункера цемента 4 м3, заполнителей 4,5 м3, вместимость склада цемента 25 т, масса оборудования 29 т.

Бетонный завод представляет собой сооружение башенного типа, в плане он имеет форму, прямоугольника с примыкающей к нему наклонной галереей. Бетонный завод С-283Б производительностью 15 м3/ч состоит из двух бетономешалок, вместимостью 500 л, бункеров выдачи бетона, ленточного конвейера, элеватора, дозаторов для цемента, заполнителей и воды. Выпускаются также односекционный завод С-243-1 Б и двухсекционный завод С-243-2Б производительностью 36 м3/ч. Один завод обслуживают 4 человека. На многих, рудниках пункты приготовления смесей набрызгбетона и загрузки машин располагают в горных выработках. Такой пункт организован на руднике им. 40-летня ВЛКСМ Лениногорского полиметаллического комбината (рис. 59).

На поверхности около надшахтного здания установлен бункер 1 вместимостью 2,5 м3. В верхней его части установлена решетка с вибратором. С поверхности до 10 горизонта по стволу проложен трубопровод диаметром 300 мм. Песок от поверхностного бункера до трубопровода 3 подается шнековым транспортером 2. В рудничном дворе трубопровод выведен в бункер 4 с шиберным затвором вместимостью 5 м3. Под течкой бункера установлено сопло, от которого к складу песка идет трубопровод 8 диаметром 150 мм. По трубопроводу песок под действием сжатого воздуха поступает на склад, где располагается площадка с наклонным скреперным полком 6, на котором установлены скреперная трехбарабанная лебедка 5 и механическое сито. Под площадку подведены рельсовые пути. В наклонном полке установлены трубы 7 для сушки песка. На полок песок доставляется скреперной лебедкой и через механическое сито самотеком поступает в вагон.

На рис. 60, а представлена схема организации работ при загрузке машины НБК-2 в условиях рудника «Глубокий» п/о Ачполиметалл, предложенная работниками рудника и НИПИГОРМАШ.

Сухие компоненты бетонной смеси доставлялись по рудному штреку 1 в опрокидных вагонетках 4. Загрузочный пункт был оборудован в восстающем 2, связывающем рудный штрек с рельсовой откаткой с вентиляционным безрельсовым штреком 3, и представлял собой две деревянные трубы 7 диаметром 300 мм, длиной 12 м каждая с шиберными затворами 8 на концах, выступающих в вентиляционный штрек. Суммарный объем труб равнялся объему бункера машины. Трубы загружали сухой бетонной смесью 5 с помощью питателя роторного типа или вручную через сетку 6. Восстающий был оборудован лестницами 9. Машину 10 устанавливали под люками загрузочного пункта, открывались шиберные затворы и бункер машины заполнялся сухой бетонной смесью. Затем машина по вентиляционному штреку и уклону доставляла смесь к месту работ, где производился набрызг бетона. Разгрузив бункер, машина возвращалась к пункту загрузки, бункер заполнялся сухой бетонной смесью и цикл повторялся.

Аналогичная схема организации работ принята на руднике «Мегген» (ФРГ). Загрузочный пункт на этом руднике оборудован монорельсовой дорожкой для загрузки материалов и бетономешалкой, установленной над бункером в устье восстающего.

ДжезказганНИПИцветметом совместно с работниками Восточного рудника предложена схема организации набрызгбетонных работ с использованием для хранения материалов и загрузки большегрузных бетономашин подземных бункеров, расположенных в восстающих выработках. Заполнители и цемент предлагается подавать в бункеры с поверхности по скважинам. Данную схему намечено внедрить на шахте 57 Восточно-Джезказганского рудника.

На рис. 60, б представлена схема организации работ на подземном загрузочном пункте рудника «Грейс» (США). Доставляемые в опрокидных вагонетках 11 компоненты бетонной смеси 12 подаются в дозирующе-смесительную установку 13 и далее через сетку 14 в бункер 15. Установки типа Конкрет-Мобил 16 загружаются под бункером в течение 2—3 мин. После доставки сухой бетонной смеси к месту работ, где производится набрызг бетона, установка возвращается под загрузку, и цикл повторяется.

Контейнерная схема загрузки набрызгбетонных машин предполагает наличие опрокидных, вагонеток для доставки компонентов смеси, дозирующе смесительной машины, (типа СЗУ или Торкрет-Миш), контейнеров с донной разгрузкой, средств подъема контейнеров, сетки для просеивания смеси и самоходной набрызгбетонной машины. Организация работ по данной схеме была проверена НИПИГОРМАШем при испытании комплекса НБШ-9/30 на Дегтярском руднике и машины НБК-1 на руднике «Комсомольский» Норильского комбината.

Из приведенных схем организации работ видно что вопросам централизованной подготовки материалов набрызгбетонной крепи и механизации загрузки машин уделяется большое внимание. На ряде рудников принятая организация работ определяет эффективность использования набрызгбетонных машин и оборудования. Установлено, что строительство централизованных бетонных узлов и пунктов загрузки машин рационально при больших объемах крепления и наличия на руднике нескольких единиц машин и оборудования для набрызгбетонных работ. При сравнительно небольших объемах работ, большой дальности доставки материалов, применения порошкообразных ускорителей. твердения бетона смесь целесообразно готовить на месте работ, используя специальные комплексы оборудования. В конечном счете целесообразность централизованного приготовления сухой набрызгбетонной смеси и загрузки ею машин обусловливается экономическим расчетом.

Себестоимость укладки 1 м3 бетона:

- при централизованном приготовлении бетонной смеси

- при приготовлении бетонной смеси на месте производства работ

где m — число единиц оборудования для бетонных работ на руднике; К10, К20 — эксплуатационные затраты (заработная плата, энергия, материалы) на единицу объема соответственно при работе оборудования на готовой смеси и при ее приготовлении на месте работ, руб.; Кэ — эксплуатационные затраты на единицу объема при работе бетонного узла, руб.; Кк — амортизационные отчисления и текущий ремонт бетонного узла, руб. К1м, К2м — амортизационные отчисления и текущий ремонт единицы оборудования соответственно при центра лизованном приготовлении смеси и на месте работ, руб. А — объем работ по бетонированию, м3. Очевидно, строительство поверхностного или подземного бетоноузла будет оправдано при С1<С2.

Организация работ по набрызгбетонированию горных выработок во времени и в пространстве зависит от горнотехнических условий, крепости окружающих пород и их трещиноватости, глубины залегания, размеров, формы поперечного сечения выработок и технологии их проведения. Исходя из совокупности данных факторов, различают две схемы организации работ по креплению с отставанием от проходческих работ и вслед за проходкой горной выработки.

Схема организации работ по креплению с отставанием от проходческих работ имеет следующие достоинства: большой фронт работ; последовательное крепление выработок; отсутствие зависимости работ с другими технологическими операциями; отсутствие влияния взрывных работ на крепь.

Недостатки этой схемы: недостаточная надежность работы крепи в связи со снижением несущей способности породного массива вследствие развития в нем деформаций и трещиноватости за период с начала обнажения; большая протяженность материалопровода и трудоемкость работ по его монтажу и демонтажу; необходимость во временной крепи.

Схема организации работ по креплению вслед за проходкой горной выработки (бетономашина самоходная) имеет следующие достоинства: повышение надежности крепи, так как крепление производится сразу после обнажения горных пород; комплексная механизация проходческих забоев горных выработок; достаточный фронт работ при многозабойном проведении выработок и применении самоходной бетономашины; отсутствие временной крепи; отсутствие работ по монтажу и демонтажу материалопровода;

Недостатки этой схемы: усложнение конструкции бетономашины за счет выполнения ее самоходной; влияние взрывных работ на крепу затраты времени на загрузку бетономашины, переезды из забоя в забой и разминовку с другими проходческими машинами.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: