Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Закрепление укладываемого в насыпь грунта при помощи его перемешивания с другими грунтами, цементом, битумом или химикатами


Одним из способов улучшить свойства укладываемого грунта является перемешивание его с некоторыми другими имеющимися в наличии грунтами, чтобы получить желаемый зерновой состав. В Соединенных Штатах зачастую требуется получить грунт типа A-1 или А-2. В таком грунте скелет представлен песком (полезно также добавление гравия), но в нем должно находиться достаточное количество пылеватых или глинистых частиц, чтобы были заполнены поры и связаны частицы песка и гравия. В этом случае набухание грунта в дождливый период или его усадка в засушливое время снижается до минимума. Грунты такого типа предпочтительны для возведения землебитных сооружений.

В засушливых районах мира условия могут быть совершенно иными. Например, А. Мейер сообщает, что в некоторых зонах Сахары поверхность дорог, проложенных в пустыне и возведенных из весьма неоднородного грунта, была постепенно сношена в результате движения транспорта. Разрыхленные частицы сухой глины или пыли уносились ветром, а на поверхности оставались только крупный песок и гравий, что привело впоследствии при непрерывном движении транспорта к появлению нежелательных выбоин в полотне дорог. Намного более благоприятные результаты были получены при покрытии таких невысокой стоимости дорог смоченной и укатанной пылеватой глиной.

Чтобы смешение глинистых грунтов с зернистыми было более эффективным, требуется раздавливание комков глины. То же требование сохраняет силу при всех видах закрепления насыпных грунтов путем любого рода добавок. Были разработаны механизмы для раздавливания и превращения в порошок сухих глинистых грунтов, но их эффективность распространяется только на грунты с хрупкой структурой.

Большинство грунтов может быть надежно и экономично закреплено путем их смешения с цементом. Поэтому так часто создаются дороги легкого типа с грунтоцементным покрытием. Количество используемого для этой цели цемента обычно находится в пределах 8—12% объема грунта. Чтобы определить количество необходимого для добавления цемента, обычно требуется провести предварительные испытания, в которые входит определение оптимальной влажности и максимальной плотности грунтоцементной смеси, а также ее прочности на сжатие и долговечности. Для проверки их долговечности в лабораторных условиях проводят повторяющиеся испытания на замачивание — высушивание и замораживание — оттаивание в соответствии со стандартами, установленными Американским обществом по испытанию материалов (ASTM) и Американской ассоциацией шоссейных дорог (AASHO).

Закрепление цементом неэффективно для грунтов с высоким содержанием органических веществ или содержащих такие вещества, как сера, которые могут вызвать разрушение бетона. Подобные вещества могут привести к вредным последствиям, даже если они находятся только в основании, на которое укладывается грунтоцементное или бетонное покрытие, так как они могут скопиться в покрытии в период сухих сезонов в результате капиллярного подъема влаги и ее последующего испарения вблизи поверхности покрытия. Известен случай разрушения бетонного покрытия аэродрома, уложенного на основание, в грунте которого содержалась сера.

При таких условиях можно перейти к закреплению грунта битумом, так как одним из достоинств последнего является придание грунту водонепроницаемости, а сохранение низкой влажности существенно сказывается на длительной устойчивости связных грунтов. Однако холодные битумные эмульсии, находящиеся в грунтах, способны подвергаться воздействию бактерий и со временем могут быть полностью уничтожены. Для предотвращения этого Уинтеркорн рекомендует добавлять к битуму в качестве противобактериального агента фурфуроланилин (ФА). Было показано, что эта добавка оказывает также благоприятное влияние на механические свойства смесей «насыщенный песок — битум».

В период войны проводилось интенсивное изучение вопроса закрепления грунтов путем добавления к ним искусственных смол и других химикатов, так как было обнаружено, что их весьма небольшие количества могут создать эффективную водонепроницаемость обрабатываемого грунта с одновременным улучшением его общих свойств. Процедуры такого рода, уменьшая вес и, следовательно, транспортные расходы на доставку отсутствующих на месте материалов для закрепления, имеют особые преимущества для всех далеких и труднодоступных районов, где необходимо в короткие сроки построить дороги или аэродромы. Характер используемых химикатов зависит от свойств естественного грунта и особенно от природы ионов, адсорбированных поверхностью частиц грунта. Иногда оказывается необходимой предварительная обработка грунта. В этой области, которая требует специального знания химии, особого внимания заслуживают работы Уинтеркорна.

Характерным для всех современных методов химического закрепления грунтов является их частичное подсушивание перед обработкой в целях повышения эффективности закрепления.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: