Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Области сотрудничества между инженерами-строителями, геологами и почвоведами


Каждый инженер, специализирующийся в области фундаментостроения, должен тщательно изучать геологию. Однако лишь немногие инженеры могут иметь достаточные познания, необходимые для того, чтобы правильно интерпретировать сложные местные геологические условия, ибо такие познания могут быть накоплены только в процессе непрерывной практики.

Сотрудничество инженеров-строителей с геологами, таким образом, оказывается необходимым во всех случаях, связанных с использованием грунтовых вод, туннельными работами и работами по возведению плотин, особенно при строительстве больших и под тяжелую нагрузку мостов. Такое сотрудничество должно устанавливаться с самого начала изысканий, связанных с выбором наиболее подходящего места строительства. Геологи могут намного быстрее, чем инженеры-строители, выявить здесь наличие местных геологических особенностей, важных с инженерной точки зрения, подобных опасным зонам тектонического нарушения в толще коренных пород, существование водопроницаемых, водоносных пластов или гидронеустойчивых (растворимых) пород. Кроме того, важное подспорье в работе инженеров представляют геофизические методы исследования, но для их проведения требуются особые специалисты.

В тех случаях, когда дело касается менее важных сооружений (например, мостов или зданий среднего или малого размера), использование специальных консультантов по геологии может оказаться экономически неоправданным. Однако и в этих случаях инженеры, занятые в фундаментостроении, могут добиться лучшего понимания своих задач и, следовательно, выиграть экономически при изучении геологических особенностей района, в котором они работают, и при персональном контакте с геологами, знакомыми с этим районом.

В свою очередь, специалисты по инженерной геологии должны изучать проблемы фундаментостроения и механику грунтов, чтобы лучше понимать точку зрения инженеров и затем проводить свою собственную работу в плане, наилучшим образом отвечающем инженерным требованиям. Это положение должно находить свое выражение в большей степени, чем в настоящее время. Однако следует отметить, что уже сейчас становятся заметными правильные тенденции в этом направлении.

Делаются также попытки использовать для инженерных целей достижения почвоведов. Эти достижения оказываются наиболее ценными при решении задач, связанных с устройством покрытий дорог и аэродромов, а также дорожного полотна, так как при выполнении этих работ инженеры обычно имеют дело с почвами и грунтами из самых верхних горизонтов. Так, например, методы химической поверхностной обработки почв и грунтов, разработанные вначале для целей сельского хозяйства и керамического производства, стали постепенно находить инженерное использование в новой отрасли, связанной с укреплением грунтов добавкой к ним цемента, битумных продуктов и различных химикалий.

Почвенные карты также начали использовать для инженерных целей. Карты почвенной службы США классифицируют почвы в соответствии с их текстурой, дренирующей способностью, составом и другими характеристиками, а также указывают области их распространения. Эти карты могут быть использованы как вспомогательный материал преимущественно при предварительных изысканиях под дорожное и аэродромное строительство. Желательно установить усовершенствованную характеристику инженерных свойств типов грунтов, отмеченных на картах почвенной службы Соединенных Штатов. Из-за большого объема исследований, необходимых для этой цели, такая характеристика в очень многих случаях до сих пор в должной степени не установлена. Замечательным и успешным в этом отношении примером являются работы, выполненные объединенной проектно-исследовательской группой по дорожному строительству университета Пердью в штате Индиана.

При предварительных исследованиях грунтов геологические карты также могут быть использованы. Они оказываются особенно полезными в тех случаях, когда желательно получить приближенное представление об общем характере грунтовых условий в некотором районе. Информация такого рода, предоставляемая военными геологами, сыграла большую роль для армейских инженеров во второй мировой войне для предварительного выбора месторасположения аэродромов и месторождений песка и гравия, необходимых при возведении дорог и строительстве аэродромов.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: