Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Лиственничники Дальнего Востока сфагновые


Как уже отмечалось, характерным структурным и физиономическим признаков лесов этой группы является мощный покров из сфагновых мхов, являющийся следствием заболачивания. Обычно такие леса формируются по наименее дренированным частям речных долин, по понижениям на речных террасах и по очень пологим шлейфам увалов, где сток очень затруднен. Ho сфагновый покров в лесах может быть и на склонах средней крутизны. Так, например, И.И. Котляров связывает именно с такими элементами рельефа лиственничники лишайниково-сфагновый и кедровостланиковый бруснично-сфагновый. Почвы торфяно-глеевые, с близким уровнем многолетней мерзлоты. Реакцией на неблагоприятные лесорастительные условия являются разреженность и низкая производительность древостоев (бонитет V-Va классов). Иные типы леса в этой группе выделяет А.А. Попов - зелёномошно-сфагновые, ерниково-сфагновые, голубично-сфагновые и сфагновые. Они широко распространены на Средне-Амурской низменности - на высоких надпойменных террасах и выравненных участках междуречий.
Редкостойные сфагновые лиственничники на равнинных территориях называют «марями». Д.П. Воробьев так описывает эти леса: Лиственница имеет чахлый вид. Много мертвых деревьев. Почти все стволы суховершинные. Самые крупные живые деревья не превышают 6 м. Масса отмерших сучьев. Стволы и ветви покрыты лишайниками. Полнота нигде не превышает 0,3. Возобновления нет. Второй ярус - из вересковых кустарничков (багульник болотный, голубика, Кассандра, подбел) - обычно имеет пятнистый характер. По сплошному ковру сфагнумов протягиваются побеги клюквы (Oxycoccus palustris, О. microcarpa). В мочажинах - пушица и гигрофильные осоки. Мощность торфа - до метра и более. От себя добавлю то, что тот, кто шёл по мари, навсегда запомнит глубоко проседающий под ногой торф, кочки и ямы со стоячей водой, поваленные деревья, которые и обойти трудно, и перешагнуть нельзя.
По мере усиления заболачивания, вызываемого эндоэкогенными факторами, лиственничники сфагновые постепенно трансформируются в сфагновые болота с редкими угнетенными лиственницами.
Лиственничник зелёномошно-сфагновый

Этот тип, описанный А.Я. Орловым на водораздельной части хр. Дусе-Алинь, занимает промежуточное положение между лиственничниками зелёномошными и сфагновыми. Встречается на некрутых (10-15°) склонах, преимущественно, северных и восточных экспозиций. Почвы тяжелого механического состава, но с большим количеством дресвы, есть признаки оглеения. Оттаивают на относительно небольшую глубину, что отрицательно сказывается на росте лиственницы; в первые десятилетия жизни она растёт успешно, но затем рост замедляется (бонитет IV класса). Второй - разреженный ярус образован елью аянской. Есть негустой (0,2-0,3) подлесок из кедрового стланика высотой 2-3 м. Местами густые заросли образует багульник подбел. В числе видов травяно-кустарничкового яруса -брусника, осока шаровидная. Около трети площади покрыто сфагновыми мхами, в группах деревьев больше зелёных мхов.
Лиственничник бруснично-сфагновый

Выделен В.Б. Сочавой в районе Буреинского хребта на выравненных территориях с высокой влажности почвы. Древостой чистые, бонитет V класса (в возрасте 170 лет средняя высота лиственницы 16 м). По мнению Сочавы причинами низкой производительности являются переувлажнение застойного характера и близость слоя многолетней мерзлоты. Разреженный подлесок из берёзы растопыренной приближает этот тип леса к лиственничникам ерниковой группы. В негустом травяно-кустарничковом ярусе преимущество у брусники; ей немного уступает голубика. Растут также багульник болотный, морошка, Кассандра, осока шаровидная, мытник лапландский; по поверхности сплошного и мощного сфагнового покрова (Sphagnum асиtifolium, Sph. angustifolium) тянутся нити клюквы. Другие мхи (Pleurozium schreberi, Aulacomnium palustre, Polytrichum commune), как и лишайники (Peltigera aphtosa, Cetraria islandica, Cladonia uncialis, Cl. gracilis), встречаются небольшими дернинками и пятнами.
Лиственничник багульниково-сфагновый

В.А. Розенберг описал этот тип на севере Хабаровского края, где он широко распространен на платообразных водоразделах, а также на нижних и средних частях относительно пологих склонов северной экспозиции; кроме того, встречается на террасовидных уступах склонов и на высоких надпойменных террасах. Древостой чистые; бонитет IV-V классов, полнота не более 0,5. Подрост практически отсутствует. Рассеянно растут кедровый стланик, берёза растопыренная, ольховник кустарниковый. Ярус высотой 50-70 см. образует багульник подбел, к которому примешивается голубика. Небольшое обилие у других видов (Carex globularis, Lycopodium anceps, L. pungens, Pedicularis lapponica и др.). Сплошной ковер сфагновых мхов разнообразят пятна кустистых лишайников и дернинки зелёных мхов на микроповышениях и валежнике.
На хребте Тукурингра (западное Приамурье) лиственничники багульниково-сфагновые встречаются на расширенных участках речных долин, но иногда и на склонах; почвы торфянистые, постоянно насыщенные влагой, с близким уровнем многолетней мерзлоты. Основные черты растительности те же: чистый лиственничный древостой очень низкой производительности (бонитет V класса), средней сомкнутости подлесок с преобладанием берёзы растопыренной. В следующем подъярусе доминирует багульник, много брусники. Сплошной покров создают сфагнумы (Sphagnum girgensohnii, Sph. teres). В ряде случаев брусника становится содоминантом, что обычно характерно для нижних и шлейфовых части склонов северных экспозиций, что дало для Л.Ф. Голышевой с соавторами повод выделить еще один тип леса - лиственничник багульниково-бруснично-сфагновый. Здесь режим увлажнения имеет более дифференцированный характер - сухие и переувлажненные участки перемежаются друг с другом. Основу подлеска формирует по-прежнему берёза растопыренная, изредка встречаются ива черничная, роза иглистая, таволга иволистная. У багульника проективное покрытие 50-70%, у брусники - 80-90%. Растут также смилацина трёхлистная, морошка, осока шаровидная, хвощ пёстрый, горькуша теневая (Saussurea umbrosa). В моховом покрове по-прежнему доминируют сфагнумы (Sphagnum angustifolium, Sph. magellanicum), но заметно возрастает роль зелёных мхов (Aulacomnium palustre, Pleurozium schreberi, Tomenthypnum nitens).
По наблюдениям А.Я. Орлова на территории Амгунь-Буреинского междуречья встречается по пониженным участкам речных террас, а также по узким террасам ручьев. Почвы торфянисто-подзолисто-глеевые, часто - аллювиального происхождения, в течение большей части вегетационного периода переувлажненные.
Одноименный тип выделен Б.П. Колесниковым на высоких участках террас на Средне-Амурской низменности. Здесь то же происходит заболачивание, но, в основном, за счет атмосферных осадков. Почва торфянисто-скрытоподзолистая глинистая; мощность торфа - 15-20 см.
В древостое обычно только лиственница, может быть единичная примесь берёзы маньчжурской и ели корейской, но именно лиственница практически не возобновляется, а есть подрост берёзы. Бонитет III класса. Подлесок из берёзы овальнолистной, розы иглистой и густых зарослей багульника подбела. В травяно-кустарничковом ярусе - багульник болотный, чистоусник азиатский, вейник Лангсдорфа, осока шаровидная, майник, седмичник и еще несколько видов. Мхи избегают зарослей багульника. Чаще других встречаются Aulacomnium palustre, Sphagnum girgensohnii, Sph. magellanicum. На приствольных повышениях - мезофильные зелёные мхи.
Почти в таких же условиях обитания есть лиственничники, где доминантом является багульник болотный. Мощность торфа здесь составляет 50-70 см. Бонитет лиственницы ниже - IV-V классов, но зато она успешно возобновляется. В подлеске - та же берёза овальнолистная и багульник подбел. В почти сплошном травяно-кустарничковом ярусе помимо багульника болотного растут Кассандра, голубика, осока шаровидная, клюква болотная, осока малая. Почти сплошной покров из сфагнов варьирует в зависимости от микрорельефа - на повышенных участках растёт Sphagnum magellanicum, а в понижениях - Sph. centrale и Sph. angustifolium. Б.П. Колесников выделяет такие леса в отдельный тип. Аналогичные описания есть в работах Б.А. Ивашкевича и В.Н. Васильева.
Лиственничники багульниковые есть на острове Сахалин, где встречаются в тех же условиях - на пологих заболоченных склонах и речных террасах; почва торфянисто-подзолисто-глеевая. В древостоях в виде единичной примеси - ель аянская и берёза плосколистная; бонитет IV класса. Процесс возобновления имеет, по выражению Н.Е. Кабанова, «взрывной» характер. Доминируют оба вида багульника - подбел и болотный. В редком травяно-кустарничковом ярусе - вейник Лангсдорфа, хвощ лесной, дёрен канадский, голубика, Кассандра, коптис трёхлистный. По сплошному ковру сфагнумов рассеяны дернинки кукушкина льна и Pleurozium schreberi.
Лиственничник вейниково-сфагновый

Описан В.Н. Смагиным в верхней и средней частях бассейна р. Уссури. Местообитания - выровненные участки со слабопроточным избыточным увлажнением. Древостой с примесью ели корейской, берёзы маньчжурской, ольхи волосистой; бонитет III класса. Ель преобладает в составе подроста. Подлесок редкий (0,2) - из берёзы овальнолистной, таволги иволистной, жимолости съедобной. Фоновым видом в травяном покрове является вейник Лангсдорфа; ему сопутствуют чемерица Лобеля, лабазник дланевидный и ряд других видов из группы мезофильного широкотравия. Есть и типичные болотные растения - хвощ болотный, клюква мелкоплодная, вахта трёхлистная. В сплошном ковре доминирующая роль принадлежит Sphagnum giregensohnii. На колодах и приствольных повышениях обитают Hylocomium splendens, Polytrichum juniperinum, Mnium trichomanes.
Лиственничник осоково-сфагновый

Встречается насильно заболоченных надпойменных террасах на Чукотском полуострове, на пологих склонах Охотско-Колымского нагорья; отмечен В.Н. Васильевым в Малом Хингане. Отчетливо выражен кочковатый микрорельеф. Почва торфяно-глеевая с близким залеганием многолетней мерзлоты. Древостой очень разрежен, низкой производительности; в 80 лет его высота не более 16 м. Подрост периодически уничтожается пожарами. Подлеска нет, но есть отдельные кусты березы овальнолистной. В редком травяно-кустарничковом ярусе - кассандра, голубика, осоки дернистая и шаровидная, багульник, кровохлебка тонколистная, горькуша амурская. В сплошной покров из Sphagnum girgensohnii вкраплены дернинки Dicranum congestum, Polytrichum commune, Plleurozium schreberi. При усилении заболачивания появляются хвощ приручьевой, клюква болотная, а в мочажинах - вахта трёхлистная (Menyanthes trifoliata).
Широко распространен на острове Сахалин. Древостой чистые, бонитет V класса. В очень редком подлеске - берёза тощая. На кочках растут осоки Мидцендорфа (Carex middendorfii), шаровидная и придатконосая. Часто встречаются вейник Лангсдорфа и кустарнички - морошка и водяника. В мочажинах - белозор болотный и сердечник луговой (Cardamine pratensis). Сплошной сфагновый ковер заселен клюквой болотной и мелкоплодной и росянкой круглолистной (Drosera rotundifolia).
Лиственничник голубично-сфагновый

Назван Д.П. Воробьевым в числе типов лиственничных лесов южной части побережья Охотского моря. Окаймляет сфагновые болота. Древостой только из лиственниц - прочие породы в этих условиях не выживают. Заросли голубики растут по сплошному сфагновому покрову.
Б.П. Колесниковым описан на заболоченных речных террасах среднего Сихотэ-Алиня. В редком подлеске - берёза овальнолистная и ива ползучая. Впрочем, если считать компонентом подлеска голубику, то сомкнутость яруса увеличивается до 0,6. Растут также ива черничная, багульник, морошка, дёрен шведский, восковник опушённый (Myrica tomentosa). Несколькими видами представлены травянистые растения; вейник незамечаемый, осоки (Carex lasiocarpa, С. meyeriana) кровохлёбка мелкоцветковая, мытник крупноцветковый (Pedicularis grandiflora) и др. Основу мощного и сплошного мохового покрова образуют сфагновые мхи; на их бледносером фоне выделяются подушки зелёных мхов.
В аналогичных лесораститсльных условиях (пониженные заболоченные участки речных террас) встречается на острове Сахалин. Древостой с единичной примесью ель аянской и берёзы, бонитет V класса (в возрасте 100 лет высота всего лишь 12 м). Хорошо выражен ярус голубики с участием багульника болотного. Среди немногих остальных видов - вейник Лангсдорфа, осока шаровидная, дёрен канадский, коптис трёхлистный, чистоусник азиатский. Сфагнумы почти полностью закрывают поверхность почвы, есть вкрапления кукушкина льна. По моховому покрову тянутся побеги клюквы болотной и плаунов годичного и можжевельникового.
В бассейне р. Уссури В.Н. Смагин описал лиственничник осоково-сфагновый на куполообразной поверхности торфяника (мощность торфа более 6 м). Древостой чистый, бонитет V класса. По территории рассеяны кусты берёзы овальнолистной высотой от 0,5 до 1,7 м. Основу травяно-кустарничкового яруса образуют голубика и осока топяная. Часто встречаются багульники подбел и болотный, реже - белозёр болотный и смилацина трёхлистная. По сплошному сфагновому ковру протягиваются побеги клюквы болотной и мелкоплодной.
Лиственничник хамедафне- (кассандрово-) сфагновый

Занимает обширные площади на заболоченных речных террасах в нижней части бассейна р. Амур. Отчётливо выражен кочковатый микрорельеф. Древостой чистые, редкостойные; бонитет Vб класса. У деревьев - слабо и неправильно развитые кроны. В подлеске - редкие кусты берёзы овальнолистной, но, напротив, сплошные заросли образует Кассандра. Растут также багульник болотный, несколько видов осоки. По поверхности мохового ковра расползаются побеги клюквы мелкоплодной.
Лиственничник кедровостланиково-багульииково-сфагновый

В монографии Ю.А. Дорониной, посвященной растительности бассейна р. Уды, выделены два типа лиственничников с таким названием; первый встречается на заболоченных участках речных надпойменных террас, второй - на склонах разной крутизны и различной экспозиции и даже на гребнях водоразделов. Обязательное условие - постоянно высокая влажность. Почва торфянистая, маломощная, плохо прогреваемая, с близким расположением многолетней мерзлоты; это создает необходимые условия для формирования сплошного и мощного покрова с преобладанием сфагновых мхов.
Древостой чистые низкополнотные, деревья с корявыми стволами, много сухостоя, бонитет V класса. Возобновление малочисленное и неблагонадежное. Густой и высокий (3-4 м) подлесок из кедрового стланика с участием берёзы растопыренной не препятствует формированию следующего яруса, в котором доминирующая роль принадлежит багульнику подбелу, а в качестве сопутствующих видов растут брусника, осока Ван Хьюрка. На террасах отмечены голубика, Кассандра, клюква.
В качестве еще одного типа Ю.А. Доронина выделяет «лиственничник с елью кедровниково-багульниково-сфагновый». Он встречается в высокогорьях на крутых склонах разных экспозиций. Отличается от выше рассмотренного присутствием ели аянской и в первом, и во втором ярусах древостоев. Упоминание кедрового стланика в названии в данном случае вряд ли целесообразно, поскольку здесь нет густого подлеска - суммарная сомкнутость кустарников (кедрового стланика, берёзы растопыренной, ольховника камчатского, розы иглистой, смородины моховки) всего лишь 0,1-0,2. Негустой (проективное покрытие 30%) и неравномерно развитый травяно-кустарничковый ярус помимо багульника подбела имеет в своем составе грушанку мясокрасную, бруснику, смилацину даурскую, линнею, хвощ лесной. Напротив, почти сплошным является моховой покров (его толщина - 20-30 см), в котором ведущую роль играет Sphagnum girgensohnii. Участие зелёных мхов (Hylocomium splendens, Pleumzium schreberi, Ptilium crista-castrensis) незначительно. На деревьях много лишайника эпифита Usnea longissima. Под мхами уже на глубине 15-20 см обнаружен лед.
По-видимому, к этой группе нужно отнести тип, выделенный Ю.А. Дорониной под названием «лиственничник рододендроново-багульниково-сфагновый». Его характерной чертой является густой (0,8-0,9) подлесок, в котором верхний подъярус высотой 2,5-4 м образует кедровый стланик с примесью берёзы растопыренной, а второй, значительно более низкий (0,5 м), представляет собой почти сплошные заросли рододендрона золотистого. Растёт багульник подбел. Только на участках, свободных от кустарников, концентрируются кустарнички (брусника, дёрен канадский) и немногочисленные травы. Почти сплошной моховой покров образуют сфагнумы с участием Hylocomium splendens.
Лиственничник ерниково-багульниково-сфагновый

Формируется в аналогичных условиях обитания - на заболоченных участках надпойменной террасы. Для поверхности характерен кочковатый микрорельеф, причем в понижениях может стоять вода.
Древостой чистые, низко полнотные; в возрасте 100-120 лет средняя высота всего лишь 16 м, а средний диаметр - 20 см. В отличие от предыдущего типа есть вполне благонадежный подрост. Основой густого подлеска является берёза растопыренная; кедровый стланик не выносит избыточного увлажнения и поэтому почти не встречается. Почти сплошной подъярус (проективное покрытие - 80-90%) формирует багульник подбел. Много голубики, клюквы мелкоплодной; крупные кочки образует пушица многоколосковая (Eriophorum polystachiori). Сплошной покров состоит из сфагнумов и только на кочках растёт кукушкин лен. На стволах и ветвях лиственницы - эпифитный лишайник Alectoriajubata.
По долинам рек заходит в подзону лесотундры; благодаря лучшей дренированности и прогреваемости почв даже в этих высоких широтах спелые древостой имеют бонитет III-IV классов, полноту 0,6-0,7, а запас - 180-250 м3.
Лиственничник рододендроново-сфагновый

Встречается на крутых склонах северных экспозиций, а также в узких долинах, открытых на север.
Ухудшение лесорастительных условий отражается на характере растительности. Бонитет лиственницы снижается до Va класса, полнота не превышает 0,4, флористический состав становится еще менее разнообразным. Есть немногочисленные кусты кедрового стланика и ольховника, роль доминанта принадлежит рододендрону золотистому. Почти сплошной (за исключением скал) и мощный покров формируют сфагновые мхи.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: